Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ЛЖЕМЕССИИ — появлявшиеся в разные эпохи лица,
которые стремились убедить иудеев в том, что именно они являются избавителями
преследуемого народа («помазанниками», евр. — Машиахами,
Мессиями Всевышнего). Первоосновой для этих притязаний служили тексты из
Книги пророка Исайи о государе мессианских времен и его царствовании
(9:1-7,65:16-25). Среди этих самозванцев были разные люди: искренне верящие в
свою миссию, психически больные и просто обманщики. Все они объявляли себя
посланцами Всевышнего, призванными восстановить царство Давида и Соломона.
Иногда они призывали иудеев к оружию против нынешних владык, иногда
провозглашали радикальные религиозные реформы. Обычно такие люди появлялись в
периоды исторических кризисов, когда положение народных масс становилось особенно
тяжелым. Впервые о Л. как явлении стало известно в конце эпохи Второго Храма, в
период острого конфликта иудеев с Римской империей, завершившегося разрушением
Иерусалима и Храма в 70 г. н. э. Иосиф Флавий сообщает о многочисленных
самозванцах, часто увлекавших за собой толпы народа. В частн.,
лжепророк из Египта увлек за собой толпу в 30 тыс. чел век на Масличную гору,
убедив людей в своей способности чудом взять Иерусалим. Римский гарнизон разгромил
толпу, а самозванец скрылся. Через 60 лет, во время Второго
великого восстания (132-135) законоучитель Акиба провозгласил
Мессией вождя восставших Бар-Кохбу. Л. появляются и
в эпоху мусульманского господства. Как правило, движения того времени
сопровождались стремлением реформировать иудаизм. Характерным примером может
служить Л. 12 в. — уроженец
Курдистана Давид Алрой, призвавший иудеев идти с ним
в Палестину с оружием в руках. Известно, что он приобрел много сторонников, но в конце концов потерпел неудачу. Тяжелые бедствия времен
Крестовых походов способствовали появлению Л. в христианских и мусульманских
странах. Под влиянием мистических учений появляются вдохновленные идеями
Каббалы личности с настроениями, характерными для Л. Таковыми были, напр., А. Абулафия в Италии (кон. 13 в.), а
также Исаак Лурия (16 в.) и его последователь X. Виталь в Палестине. Наиболее заметный след в истории
оставил Л. Саббатай (Шабтай)
Цеви (1626-1676). Уроженец турецкого города Смирны,
он с детства преуспел в изучении раввинистической литературы,
а с 15 лет полностью погрузился в изучение Каббалы, в т. ч. и практической. Несомненно обладая красноречием и задатками лидера, он скоро
стал привлекать своими проповедями толпы верующих, утверждая, что конец света
наступит в 1648, когда в мир явится Мессия. Глубоко уверовавший в свое
призвание Цеви пришел к мысли, что именно он является
избавителем иудеев от гнета иноверцев, и его избрал Бог для воссоздания
Иерусалимского Храма и древнего царства Израиля. Он торжественно объявил об
этом своим ученикам и всему народу. В ответ раввины Смирны наложили на него
проклятие (херем). Однако, несмотря на это, он нашел поддержку среди многих
иудеев Османской империи и даже за ее пределами. Этому способствовали и
настроения ожидания конца света и прихода Мессии в христианских кругах. В
Каире Цеви был признан многими истинным Мессией. Он с
триумфом возвращается в родную Смирну, где его встречают как «еврейского царя
и Мессию». Слава о нем распространяется на христианскую Европу, вплоть до
Голландии, Англии и сев. Германии. Многие иудеи настолько поверили в ближайшее
возрождение царства библейского Израиля, что, продав за бесценок свое
имущество, толпами устремлялись к Цеви. Наконец, в
1666 Л. торжественно отправился в Стамбул, чтобы отстранить от власти султана
и стать царем иудейской Палестины. Его прибытие сопровождалось такими народными
волнениями, что власти арестовали Цеви и заключили в
крепость недалеко от Стамбула. Однако и к заключенному стекались толпы
последователей, которых он уверял, что его неудача временная. Народ еще не
очистился от грехов, а он, Цеви, должен искупить их
своими страданиями. Разоблаченный каббалистом Иехемией, Цеви был вызван к султану,
предложившему ему на выбор: принять ислам или быть казненным. Цеви выбрал первое. Тем не менее
даже после этого часть его сторонников продолжала оставаться верной ему,
полагая, что ислам приняла только его тень. В конце жизни он был сослан в
Албанию, где и умер в 1676. Некоторые его приверженцы также приняли ислам и
образовали тайную замкнутую секту, именуемую по-турецки «дён- ме»
— вероотступники. Внешне они выдавали себя за мусульман, но втайне исповедывали иудаизм. Одним из последователей Цеви может считаться уроженец Польского королевства Яков
Франк (1726-1791). Сопровождая своего отца-купца, он встречался в городах
Турции с каббалистами и саббатианцами,
а также с членами секты «дёнме». Там он начал
развивать учение о переселении душ (см. Метемпсихоз), утверждая, что душа
Мессии переходила последовательно от библейских героев к Мухаммаду,
Цеви и наконец перешла к
нему. Руководители иудейских общин Турции, напуганные примером Цеви, активно выступили против него, и Франк в 1755
вернулся в Польшу. Там он стал проповедовать свое учение — смесь саббатианства с поучениями секты «дёнме».
Существенным было утверждение Франка, что человеческие страсти, осуждаемые
Талмудом, являются на самом деле искрами Божиими; и если они не находят выхода,
то препятствуют наступлению небесной гармонии. Кроме того, Франк провозгласил,
что вера в прежнего Мессию
должна быть забыта, поскольку теперь в ней нет необходимости. Естественно,
такие взгляды вызвали резкий протест со стороны польских раввинов, которые наложили
на Франка и его сторонников проклятие. В ответ Франк призвал своих приверженцев
внешне обратиться в христианство. Франкисты объявили,
что они выступают против Талмуда и опираются только на книгу «Зогар» (см. Каббала), которая, по их мнению, близка к идеям
католической церкви. Более того, франкисты, стали
обвинять раввинистов в оскорблении христианства и
даже в ритуальных убийствах. В конце концов Франк и
его сторонники приняли католицизм, причем крестным отцом его самого был король
Август III. Тем не менее по обвинению в тайной
приверженности иудаизму Франк был заключен в крепость Ченстохова.
Узнав о вступлении в Польшу русских войск, он попытался заигрывать уже с
православным духовенством, утверждая, что книга «Зогар»
доказывает истинность этой веры. Старания его были тщетными, но в 1772 он все же был освобожден. В последний период своей жизни Франк
обосновался в Австрийской империи, где жил богато под покровительством
императора Иосифа II, окруженный многочисленными последователями. Умер он в
1791. Многие потомки франкистов стали
родоначальниками польских дворянских фамилий, но как религиозное течение франкизм
не оставил в иудаизме заметного следа.
В.Л. Вихнович