ЛЖЕМЕССИИ

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ЛЖЕМЕССИИ — появлявшиеся в разные эпохи лица, которые стремились убедить иудеев в том, что именно они являются избавителями преследуемого народа («помазанниками», евр. — Машиахами, Мессиями Все­вышнего). Первоосновой для этих притязаний служи­ли тексты из Книги пророка Исайи о государе мессиан­ских времен и его царствовании (9:1-7,65:16-25). Сре­ди этих самозванцев были разные люди: искренне верящие в свою миссию, психически больные и просто обманщики. Все они объявляли себя посланцами Всевышнего, призванными восстановить царство Да­вида и Соломона. Иногда они призывали иудеев к ору­жию против нынешних владык, иногда провозглаша­ли радикальные религиозные реформы. Обычно такие люди появлялись в периоды исторических кризисов, когда положение народных масс становилось особен­но тяжелым. Впервые о Л. как явлении стало известно в конце эпохи Второго Храма, в период острого конф­ликта иудеев с Римской империей, завершившегося разрушением Иерусалима и Храма в 70 г. н. э. Иосиф Флавий сообщает о многочисленных самозванцах, ча­сто увлекавших за собой толпы народа. В частн., лжепророк из Египта увлек за собой толпу в 30 тыс. чел век на Масличную гору, убедив людей в своей способности чудом взять Иерусалим. Римский гарнизон разгромил толпу, а самозванец скрылся. Через 60 лет, во время Второго великого восстания (132-135) зако­ноучитель Акиба провозгласил Мессией вождя вос­ставших Бар-Кохбу. Л. появляются и в эпоху мусуль­манского господства. Как правило, движения того вре­мени сопровождались стремлением реформировать иудаизм. Характерным примером может служить Л. 12 в. — уроженец Курдистана Давид Алрой, призвав­ший иудеев идти с ним в Палестину с оружием в руках. Известно, что он приобрел много сторонников, но в конце концов потерпел неудачу. Тяжелые бедствия вре­мен Крестовых походов способствовали появлению Л. в христианских и мусульманских странах. Под влия­нием мистических учений появляются вдохновленные идеями Каббалы личности с настроениями, характер­ными для Л. Таковыми были, напр., А. Абулафия в Ита­лии (кон. 13 в.), а также Исаак Лурия (16 в.) и его после­дователь X. Виталь в Палестине. Наиболее заметный след в истории оставил Л. Саббатай (Шабтай) Цеви (1626-1676). Уроженец турецкого города Смирны, он с детства преуспел в изучении раввинистической ли­тературы, а с 15 лет полностью погрузился в изучение Каббалы, в т. ч. и практической. Несомненно обладая красноречием и задатками лидера, он скоро стал при­влекать своими проповедями толпы верующих, утвер­ждая, что конец света наступит в 1648, когда в мир явит­ся Мессия. Глубоко уверовавший в свое призвание Цеви пришел к мысли, что именно он является избавителем иудеев от гнета иноверцев, и его избрал Бог для воссоз­дания Иерусалимского Храма и древнего царства Из­раиля. Он торжественно объявил об этом своим учени­кам и всему народу. В ответ раввины Смирны наложи­ли на него проклятие (херем). Однако, несмотря на это, он нашел поддержку среди многих иудеев Османской империи и даже за ее пределами. Этому способствова­ли и настроения ожидания конца света и прихода Мес­сии в христианских кругах. В Каире Цеви был признан многими истинным Мессией. Он с триумфом возвра­щается в родную Смирну, где его встречают как «ев­рейского царя и Мессию». Слава о нем распространя­ется на христианскую Европу, вплоть до Голландии, Англии и сев. Германии. Многие иудеи настолько по­верили в ближайшее возрождение царства библейско­го Израиля, что, продав за бесценок свое имущество, толпами устремлялись к Цеви. Наконец, в 1666 Л. тор­жественно отправился в Стамбул, чтобы отстранить от власти султана и стать царем иудейской Палестины. Его прибытие сопровождалось такими народными волне­ниями, что власти арестовали Цеви и заключили в кре­пость недалеко от Стамбула. Однако и к заключенному стекались толпы последователей, которых он уверял, что его неудача временная. Народ еще не очистился от грехов, а он, Цеви, должен искупить их своими страда­ниями. Разоблаченный каббалистом Иехемией, Цеви был вызван к султану, предложившему ему на выбор: принять ислам или быть казненным. Цеви выбрал пер­вое. Тем не менее даже после этого часть его сторонни­ков продолжала оставаться верной ему, полагая, что ислам приняла только его тень. В конце жизни он был сослан в Албанию, где и умер в 1676. Некоторые его приверженцы также приняли ислам и образовали тай­ную замкнутую секту, именуемую по-турецки «дён- ме» — вероотступники. Внешне они выдавали себя за мусульман, но втайне исповедывали иудаизм. Одним из последователей Цеви может считаться уроженец Польского королевства Яков Франк (1726-1791). Со­провождая своего отца-купца, он встречался в городах Турции с каббалистами и саббатианцами, а также с чле­нами секты «дёнме». Там он начал развивать учение о переселении душ (см. Метемпсихоз), утверждая, что душа Мессии переходила последовательно от библей­ских героев к Мухаммаду, Цеви и наконец перешла к нему. Руководители иудейских общин Турции, напу­ганные примером Цеви, активно выступили против него, и Франк в 1755 вернулся в Польшу. Там он стал проповедовать свое учение — смесь саббатианства с поучениями секты «дёнме». Существенным было ут­верждение Франка, что человеческие страсти, осуждае­мые Талмудом, являются на самом деле искрами Божиими; и если они не находят выхода, то препятствуют наступлению небесной гармонии. Кроме того, Франк провозгласил, что вера в прежнего Мессию должна быть забыта, поскольку теперь в ней нет необходимости. Естественно, такие взгляды вызвали резкий протест со стороны польских раввинов, которые наложили на Франка и его сторонников проклятие. В ответ Франк призвал своих приверженцев внешне обратиться в христианство. Франкисты объявили, что они высту­пают против Талмуда и опираются только на книгу «Зогар» (см. Каббала), которая, по их мнению, близка к иде­ям католической церкви. Более того, франкисты, стали обвинять раввинистов в оскорблении христианства и даже в ритуальных убийствах. В конце концов Франк и его сторонники приняли католицизм, причем крест­ным отцом его самого был король Август III. Тем не менее по обвинению в тайной приверженности иуда­изму Франк был заключен в крепость Ченстохова. Уз­нав о вступлении в Польшу русских войск, он попы­тался заигрывать уже с православным духовенством, утверждая, что книга «Зогар» доказывает истинность этой веры. Старания его были тщетными, но в 1772 он все же был освобожден. В последний период своей жизни Франк обосновался в Австрийской империи, где жил богато под покровительством императора Иоси­фа II, окруженный многочисленными последователя­ми. Умер он в 1791. Многие потомки франкистов ста­ли родоначальниками польских дворянских фами­лий, но как религиозное течение франкизм не оста­вил в иудаизме заметного следа.

В.Л. Вихнович