КРЕСТ

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

КРЕСТ — древнее символическое изображение, мно­гозначное по смыслу, разнообразное по форме и ши­роко распространенное в религиях мира; главный свя­щенный символ (см. Символы религиозные) и важней­ший культовый элемент христианства. Наиболее ранние изображения К., датированные временем ок. XXV-XX тыс. до н. э., представляют собой знаки на камне, кости, а также мелкую пластику. Хотя проис­хождение К. остается дискуссионной проблемой, пред­ложены обоснованные гипотезы генезиса этого об­раза. 1 ) К. возник как символическое изображение ле­тящей птицы. Так, в Сибири на верхнепалеолитической стоянке Мальта (ок. XX тыс. до н. э.) найдены кресто­образные фигурки птиц, которые использовались как Амулеты и, вероятно, носились на шее. 2) К. появился как обобщенное изображение человека (человеческие фигуры с разведенными руками встречаются повсеме­стно в древних наскальных рисунках, а также в форме архаических скульптур). 3) К. возник как схематиче­ское изображение четырех сторон света. 4) К. есть ви­зуальный образ основных пространственных оппози­ций — верха и низа, правого и левого. Косой К. (в фор­ме X) может восходить к графическому изображению скрещенных жердей, ряды которых служили загонами для животных (этот образ широко представлен на на­скальных рисунках). По-видимому, нет и не могло быть единого для всех эпох и народов представления, полу­чившего свое выражение в образе К., — в разные ис­торические эпохи, в разных регионах он возникал для визуализации разных смыслов. В древнейших религи­озных культурах К. является прежде всего символом Солнца. Эта связь между К. и Солнцем возникла, воз­можно, в результате сближения образов летящей пти­цы и движущегося по небу светила («птица-Солнце» — типичный образ архаического фольклора). С макси­мальной ясностью солярная символика К. представле­на в изображении К., вписанного в круг (т. наз. колес­ный крест). Это общеупотребительный в древних куль­турах символ не только Солнца, но и солярных божеств. Близкая этому образу свастика (крест с загнутыми уг­лами, тетраскелион) являла образ солнечного колеса и выступала символом постоянного движения и возрож­дения Солнца, его возобновляющейся победы над си­лами тьмы, смерти; на этом основании свастика стано­вилась символом благой энергии, счастья, победы, а так­же тех богов и божественных атрибутов, которые воплощали эти качества. К., с глубокой древности со­отнесенный с миром как четырехсторонней целостно­стью, во многих архаических мифологиях сближается с представлениями о «мировом древе». К., в верхней час­ти которого изображался круг или овал (т. наз. анх-крест), выступал в религии Древнего Египта символом будущей жизни. Предметы с рисунком К. или в форме К. использовались в культовой практике многих древ­них религий. Они символически репрезентировали солярных богов или их атрибуты, выполняли магиче­скую роль оберегов или залогов будущего возрожде­ния. Ранеехристианские общины по-разному относи­лись к К.: некоторые — осторожно, усматривая в нем языческое содержание, другие восприняли К. как знак сопричастности Иисусу Христу. Только ок. 4 в. церковь повсеместно включает К. в культовую практику, связав его с орудием казни Христа. В соответствии с трактов­кой смерти Христа как жертвы во спасение человече­ства К. приобретает значение символа победы над смер­тью и вечной жизни. Христиане верили, что в К. заклю­чена чудодейственная покровительствующая сила: так, по одной из легенд, император Константин (ок. 285- 337) перед началом одной из битв узрел ангела на не­бесах с К. в руке — битва завершилась победой. Посте­пенно сложились 4 основные формы К.: греч. К., crux qaudrata, — равноконечный; лат. К., crux immissa, — с удлиненной нижней частью; К. св. Антония, crux commissa, — Т-образный; «Андреевский К.», crux decussata, -— Х-образный, на котором, согласно леген­де, был казнен ап. Андрей. В 5-6 вв. возникает К. с фи­гурой распятого Христа — распятие. В христианском мире существуют и др. типы К. Для русского правосла­вия помимо четырехконечного К. особое значение име­ют К. шестиконечной и восьмиконечной формы.

А.П. Забияко