Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КРЕСТ — древнее символическое изображение, многозначное
по смыслу, разнообразное по форме и широко распространенное в религиях мира;
главный священный символ (см. Символы религиозные) и
важнейший культовый элемент христианства. Наиболее ранние изображения К., датированные
временем ок. XXV-XX тыс. до
н. э., представляют собой знаки на камне, кости, а
также мелкую пластику. Хотя происхождение К. остается дискуссионной проблемой,
предложены обоснованные гипотезы генезиса этого образа. 1 )
К. возник как символическое изображение летящей птицы. Так,
в Сибири на верхнепалеолитической стоянке Мальта (ок.
XX тыс. до н. э.) найдены крестообразные фигурки птиц,
которые использовались как Амулеты и, вероятно, носились на шее. 2) К. появился
как обобщенное изображение человека (человеческие фигуры с разведенными руками
встречаются повсеместно в древних наскальных рисунках, а также в форме
архаических скульптур). 3) К. возник как схематическое изображение четырех
сторон света. 4) К. есть визуальный образ основных пространственных оппозиций
— верха и низа, правого и левого. Косой К. (в форме X) может восходить
к графическому изображению скрещенных жердей, ряды которых служили загонами для
животных (этот образ широко представлен на наскальных рисунках). По-видимому, нет и не могло быть единого для всех эпох и народов
представления, получившего свое выражение в образе К., — в разные исторические
эпохи, в разных регионах он возникал для визуализации разных смыслов. В древнейших религиозных культурах К. является прежде всего
символом Солнца. Эта связь между К. и Солнцем возникла, возможно, в результате
сближения образов летящей птицы и движущегося по небу светила («птица-Солнце»
— типичный образ архаического фольклора). С максимальной ясностью солярная
символика К. представлена в изображении К., вписанного
в круг (т. наз. колесный крест). Это общеупотребительный в древних культурах
символ не только Солнца, но и солярных божеств. Близкая этому
образу свастика (крест с загнутыми углами, тетраскелион)
являла образ солнечного колеса и выступала символом постоянного движения и
возрождения Солнца, его возобновляющейся победы над силами тьмы, смерти; на
этом основании свастика становилась символом благой энергии, счастья, победы,
а также тех богов и божественных атрибутов, которые воплощали эти качества.
К., с глубокой древности соотнесенный с миром как
четырехсторонней целостностью, во многих архаических мифологиях сближается с
представлениями о «мировом древе». К., в верхней части которого изображался
круг или овал (т. наз. анх-крест), выступал в религии
Древнего Египта символом будущей жизни. Предметы с рисунком К. или в форме К. использовались
в культовой практике многих древних религий. Они символически репрезентировали
солярных богов или их атрибуты, выполняли магическую роль оберегов или залогов
будущего возрождения. Ранеехристианские общины
по-разному относились к К.: некоторые — осторожно,
усматривая в нем языческое содержание, другие восприняли К. как знак
сопричастности Иисусу Христу. Только ок. 4 в. церковь
повсеместно включает К. в культовую практику, связав его с орудием казни
Христа. В соответствии с трактовкой смерти Христа как жертвы во спасение
человечества К. приобретает значение символа победы над смертью и вечной
жизни. Христиане верили, что в К. заключена чудодейственная
покровительствующая сила: так, по одной из легенд, император Константин (ок. 285- 337) перед началом одной из битв узрел ангела на
небесах с К. в руке — битва завершилась победой. Постепенно сложились 4
основные формы К.: греч. К., crux qaudrata,
— равноконечный; лат. К., crux
immissa, — с удлиненной нижней частью; К. св.
Антония, crux commissa, —
Т-образный; «Андреевский К.», crux decussata, -— Х-образный, на котором, согласно легенде,
был казнен ап. Андрей. В 5-6 вв. возникает К. с фигурой
распятого Христа — распятие. В христианском мире существуют и
др. типы К. Для русского православия помимо четырехконечного К. особое
значение имеют К. шестиконечной и восьмиконечной формы.
А.П. Забияко