Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. сгеайо — создание, сотворе­ние) — религиозное учение о творении мира сверхъ­естественным существом. В основу К. авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) положено повествование о шестидневном творческом акте Бога, в результате которого из ничего (ex nihilo) были созда­ны небо и земля, светила на «тверди небесной», расти­тельный и животный миры, человек, венчающий бо­жественное творение. На протяжении многих веков К. был важнейшей частью не только теологических и философских, но и естественнонаучных доктрин. В биологии, напр., долгое время господствовало пред­ставление о сверхъестественном происхождении всех видов растений и животных. Еще в 18 в. шведский уче­ный К. Линней утверждал: «Видов столько, сколько раз­личных форм произвел в начале мира Всемогущий». Серьезный удар по К. был нанесен развитием естество­знания и философии в 19 в. Главным противником К. стал эволюционизм, который после выхода в свет ра­боты Ч. Дарвина «Происхождение видов...»(1859) по­лучил распространение во многих отраслях знания. Реакция христианских мыслителей была двоякой. С одной стороны, были предприняты попытки модер­низировать креационистскую доктрину, привести ее в соответствие с данными науки. Наиболее влиятельной попыткой синтеза христианского вероучения и эволю­ционизма стало учение П.Т. де Шардена, которое было осуждено Римско-католической церковью. Несмотря на осуждение тейярдизма, во вт. пол. 20 в. христианские философы и теологи (К. Ранер, Б. Лонерган, А. Морено, В. Маркоцци и др.) продолжали разрабатывать различ­ные варианты «теистического эволюционизма». С другой гой стороны, представители религиозного фундамен­тализма выступили с критикой эволюционизма. В 20 в. борьба с эволюционизмом велась не только идейны­ми, но и административными средствами. Напр., в 1925 в США по инициативе протестантских фундамента­листов в Даутоне (Теннеси) прошел т. наз. «Обезьяний процесс», а затем в некоторых южных штатах были приняты законы, запрещавшие преподавание дарви­низма. Начиная с 1930-х гг. в биологии формируется креационистское направление, сторонники которого критиковали положения о самопроизвольном зарож­дении жизни и естественном переходе от низших форм материи к высшим. Многообразие форм органическо­го мира, рассматривалось ими как результат божествен­ного творения. В 1960-1980-е гг. в США, а затем и в других странах креацианистское движение получило большой размах. Это движение имеет свой организа­ционный центр — Институт креационных исследова­ний при Колледже христианского наследства в Сан-Диего (Калифорния) и свое теоретическое оформле­ние в виде т. наз. «научного К.». Теологи и ученые, объединяющиеся вокруг Института креационных ис­следований, используют трудности при решении та­ких проблем современной науки, как природа «Боль­шого взрыва», происхождение жизни и человека и т.п. В христианской теологии встречается также термин «креацианизм» (лат. creation — сотворение, anima — душа), которым обозначают учение о творении челове­ческой души. Согласно этому учению, душа каждого человека создается Богом в момент физического зача­тия и тогда же соединяется с телом. Сторонники про­тивоположного учения (Тертуллиан, М. Лютер) счи­тают, что душа дана Богом первому человеку (Адаму) при его сотворении, а далее она передается (лат. traduco — передаю) от отца детям при их зачатии. Это учение называют традуционизмом.

В.Г. Борзёнков, А.Н. Красников

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz