Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. сгеайо — создание, сотворение) —
религиозное учение о творении мира сверхъестественным существом. В основу К. авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама)
положено повествование о шестидневном творческом акте Бога, в результате
которого из ничего (ex nihilo)
были созданы небо и земля, светила на «тверди небесной», растительный и животный
миры, человек, венчающий божественное творение. На протяжении многих веков К. был
важнейшей частью не только теологических и философских, но и естественнонаучных
доктрин. В биологии, напр., долгое время господствовало представление о
сверхъестественном происхождении всех видов растений и животных. Еще в 18 в. шведский ученый К. Линней утверждал: «Видов столько,
сколько различных форм произвел в начале мира Всемогущий».
Серьезный удар по К. был нанесен развитием естествознания и философии в 19 в. Главным противником К. стал эволюционизм,
который после выхода в свет работы Ч. Дарвина «Происхождение видов...»(1859)
получил распространение во многих отраслях знания. Реакция христианских
мыслителей была двоякой. С одной стороны, были предприняты попытки модернизировать
креационистскую доктрину, привести ее в соответствие
с данными науки. Наиболее влиятельной попыткой синтеза христианского вероучения
и эволюционизма стало учение П.Т. де Шардена, которое было осуждено Римско-католической
церковью. Несмотря на осуждение тейярдизма, во вт.
пол. 20 в. христианские философы и теологи (К. Ранер,
Б. Лонерган, А. Морено, В. Маркоцци
и др.) продолжали разрабатывать различные варианты «теистического
эволюционизма». С другой гой стороны, представители религиозного фундаментализма
выступили с критикой эволюционизма. В 20 в. борьба с
эволюционизмом велась не только идейными, но и административными средствами.
Напр., в 1925 в США по инициативе протестантских фундаменталистов в Даутоне (Теннеси) прошел т. наз. «Обезьяний процесс», а
затем в некоторых южных штатах были приняты законы, запрещавшие преподавание
дарвинизма. Начиная с 1930-х гг. в биологии формируется креационистское
направление, сторонники которого критиковали положения о самопроизвольном зарождении
жизни и естественном переходе от низших форм материи к высшим.
Многообразие форм органического мира, рассматривалось ими как результат
божественного творения. В 1960-1980-е гг. в США, а затем и в других странах креацианистское движение получило большой размах. Это
движение имеет свой организационный центр — Институт креационных
исследований при Колледже христианского наследства в Сан-Диего (Калифорния) и
свое теоретическое оформление в виде т. наз. «научного К.». Теологи и ученые,
объединяющиеся вокруг Института креационных исследований,
используют трудности при решении таких проблем современной науки, как природа
«Большого взрыва», происхождение жизни и человека и т.п. В христианской
теологии встречается также термин «креацианизм» (лат.
creation — сотворение, anima
— душа), которым обозначают учение о творении человеческой
души. Согласно этому учению, душа каждого человека создается Богом в момент
физического зачатия и тогда же соединяется с телом. Сторонники противоположного
учения (Тертуллиан, М. Лютер) считают, что душа дана Богом первому человеку
(Адаму) при его сотворении, а далее она передается (лат. traduco
— передаю) от отца детям при их зачатии. Это учение называют традуционизмом.
В.Г. Борзёнков,
А.Н. Красников