Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КОНФЛИКТ РЕЛИГИОЗНЫЙ —
1) конфронтация групп верующих и клира на основе религиозных мотивов в рамках
одной церкви или религиозного объединения; 2) временное обострение либо
состояние хронической напряженности в отношениях догматически и организационно
самостоятельных церковно- религиозных структур, религиозных объединений и
соответствующих групп верующих, идеологически мотивируемое религиозными
соображениями каждой из противостоящих сторон. В первом случае основания
конфронтации чрезвычайно разнообразны. В основе ее могут лежать обрядовые
новшества, утрата религиозного авторитета теми или иными священнослужителями
(см. Авториторизм религиозный), конфликт
интерпретаций некоторых положений богослужебной, религиозно-нравственной и
даже богослов- ско-философской
литературы, изменения канонически предусмотренного соподчинения в церковной
иерархии, несогласие с политической ориентацией церковного руководства,
честолюбивые притязания, борьба самолюбии и т. д. Иногда возникающие по
указанным мотивам разногласия не получают резонанса за рамками конкретной
общины, подвергающейся риску раскола или распада. Однако нередко их инициаторы
отражают массовое общественное недовольство; обусловленное обычно
церковно-государственной и общественной дискриминацией в той или иной форме, —
больших социальных групп по расовым, половым, экономическим, этно-национальным, классовым, политико-государственным, социокультурным и иным — внерелигиозным
по своей сути — критериям. В этом случае раскол охватывает ряд религиозных
общин; возникшие в результате его религиозные группы ищут возможности
сотрудничества и даже объединения на основе догматическо-обрядового
сходства и соображений тактической целесообразности. Напротив, уклонившиеся
от этой повторной реинтеграции обречены на
самоизоляцию, либо на роль вечных обличителей «неправды», т. е. религиозных
диссидентов (протопоп Аввакум и другие). Периодически их деятельность ведет к
возобновлению церковных «смут», «настроений» и к опасности новых расколов.
Причины К. р. второго типа связаны с процессами экономической, геополитической
и социокультурной экспансии (завоевания,
миссионерство, прозелитизм), встречающей активное сопротивление больших групп
населения, народов и государств», ставших ее объектами. В традиционных
обществах религиозная мотивация консолидирует и мобилизует каждую из противостоящих
сторон, низводит враждебность к противнику до уровня «бытового явления»,
слепого предрассудка и предубеждения («евреи нашего Христа распяли»,
«мусульмане захватили христианские святые места», «православные оскверняют
мусульманские кладбища» и т.д.). При исторически сложившемся
противостоянии культур и цивилизаций, каждую из которых освящают «свои»
религиозные авторитеты, даже незначительные изменения в соотношении их сил
сопровождаются, как правило, оживленной религиозной агитацией вплоть до объявления
«священных войн», «крестовых походов» и т. д. В настоящее время эти процессы
типичны для тех районов земного шара, где транснациональные монополии
проникают в традиционалистские уклады общественной жизни и угрожают их
существованию, в ситуациях противоборства сепаратизма и централизованной государственной
власти, а также в зонах традиционного стратегического противоборства великих
держав, где религиозный фактор столетиями обеспечивал консолидацию коренного
населения на позициях защиты традиционных ценностей.
B.C. Глаголев