КОНФЛИКТ РЕЛИГИОЗНЫЙ

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

КОНФЛИКТ РЕЛИГИОЗНЫЙ — 1) конфронтация групп верующих и клира на основе религиозных мо­тивов в рамках одной церкви или религиозного объе­динения; 2) временное обострение либо состояние хронической напряженности в отношениях догмати­чески и организационно самостоятельных церковно- религиозных структур, религиозных объединений и соответствующих групп верующих, идеологически мотивируемое религиозными соображениями каждой из противостоящих сторон. В первом случае основа­ния конфронтации чрезвычайно разнообразны. В ос­нове ее могут лежать обрядовые новшества, утрата религиозного авторитета теми или иными священ­нослужителями (см. Авториторизм религиозный), кон­фликт интерпретаций некоторых положений богослу­жебной, религиозно-нравственной и даже богослов- ско-философской литературы, изменения канонически предусмотренного соподчинения в церковной иерар­хии, несогласие с политической ориентацией церков­ного руководства, честолюбивые притязания, борьба самолюбии и т. д. Иногда возникающие по указанным мотивам разногласия не получают резонанса за рамка­ми конкретной общины, подвергающейся риску рас­кола или распада. Однако нередко их инициаторы от­ражают массовое общественное недовольство; обуслов­ленное обычно церковно-государственной и обще­ственной дискриминацией в той или иной форме, — больших социальных групп по расовым, половым, эко­номическим, этно-национальным, классовым, поли­тико-государственным, социокультурным и иным — внерелигиозным по своей сути — критериям. В этом случае раскол охватывает ряд религиозных общин; воз­никшие в результате его религиозные группы ищут возможности сотрудничества и даже объединения на основе догматическо-обрядового сходства и соображе­ний тактической целесообразности. Напротив, укло­нившиеся от этой повторной реинтеграции обречены на самоизоляцию, либо на роль вечных обличителей «неправды», т. е. религиозных диссидентов (протопоп Аввакум и другие). Периодически их деятельность ве­дет к возобновлению церковных «смут», «настроений» и к опасности новых расколов. Причины К. р. второго типа связаны с процессами экономической, геополи­тической и социокультурной экспансии (завоевания, миссионерство, прозелитизм), встречающей активное сопротивление больших групп населения, народов и государств», ставших ее объектами. В традиционных обществах религиозная мотивация консолидирует и мобилизует каждую из противостоящих сторон, низ­водит враждебность к противнику до уровня «бытово­го явления», слепого предрассудка и предубеждения («ев­реи нашего Христа распяли», «мусульмане захватили христианские святые места», «православные оскверняют мусульманские кладбища» и т.д.). При исторически сложившемся противостоянии культур и цивилиза­ций, каждую из которых освящают «свои» религиоз­ные авторитеты, даже незначительные изменения в соотношении их сил сопровождаются, как правило, оживленной религиозной агитацией вплоть до объяв­ления «священных войн», «крестовых походов» и т. д. В настоящее время эти процессы типичны для тех рай­онов земного шара, где транснациональные монополии проникают в традиционалистские уклады обществен­ной жизни и угрожают их существованию, в ситуациях противоборства сепаратизма и централизованной го­сударственной власти, а также в зонах традиционного стратегического противоборства великих держав, где религиозный фактор столетиями обеспечивал консо­лидацию коренного населения на позициях защиты традиционных ценностей.

B.C. Глаголев