КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ (КЛЕРИКАЛЬНОЕ) ГОСУДАРСТВО

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ (КЛЕРИКАЛЬНОЕ) ГОСУДАРСТВО — государство с доминирующим положе­нием религии и духовенства, их политическими, право­выми, экономическими и социальными привилегия­ми. В К. г. религия законодательно признана в качестве официальной идеологии, а соответствующая ей рели­гиозная организация (церковь, духовное управление и т. д.) принимает участие в решении государственных вопросов, выполняет роль обоснования политики, яв­ляется обязательным элементом государственной сис­темы образования и воспитания, пользуется исключи­тельным приоритетом и поддержкой государства, со­держится за его счет. Процесс тесной интеграции религии и государства начался в Римской империи и продолжился в Средние века. Он сопровождался воз­никновением и укреплением привилегий духовенства как сословия со своими законами и судами. Высшие церковные иерархи участвовали в управлении государ­ством, церковь обладала монополией на образование, епископы, клир и монастыри были наделены админи­стративной властью на определенных территориях. Однако, с другой стороны, это приводило к реальной зависимости церкви от светской власти. Взаимная ин­теграция религии (церкви) и государства всегда сопро­вождалась злоупотреблениями правами церковной власти и использованием религии в политических це­лях, что в 19 в. получило название «клерикализм». В настоящее время К. г. делятся на два типа: религиоз­ные государства, включая теократии, и государства с государственной религией (церковью). К числу религи­озных государств относятся Ватикан, ряд мусульман­ских государств (Иран, Саудовская Аравия), в которых ислам пронизывает все сферы государственной, обще­ственной и личной жизни, не существует разделения между государством и религиозной общиной, религией и политикой, законом и религией, государственно-пра­вовые и религиозно-нравственные институты тесно переплетаются при доминировании духовенства. Ос­новными признаками таких государств являются: гла­венствующая роль мусульманского права в системе источников права и юрисдикции, обязанность глав го­сударств проводить в жизнь принципы ислама, нали­чие специальных религиозно-политических органов, следящих за соответствием политических решений и законодательства требованиям ислама, назначение на государственные должности только мусульман; запрет или значительные ограничения деятельности неис­ламских религиозных организаций и немусульман­ской религиозной практики. Многие исламские идеологи, а также ряд ученых считают, что ислам не им ет разделения светских и духовных функций и повсюду способствует сохранению неразделимости религии и государства, духовной и светской власти. Во многом это обусловлено длительным сохранением ислама в каче­стве основы законодательства, а также тем, что более тысячи лет светская и религиозная власти сосредото­чивались в одних руках: глава государства (халиф, сул­тан или эмир) имел одновременно и титул эмира пра­воверных. Второй тип К. г. — государства с государ­ственной религией (церковью). К ним относятся те государства, в конституциях или законодательстве ко­торых закреплены государственный (официальный, традиционный, народный) статус конкретной религии или церкви. Они делятся на два подтипа а) с государ­ственной церковью и б) с патронируемой государствен­ной религией (церковью). Первый подтип характерен для стран, где доминирующей является одна из хрис­тианских церквей (Англия, Греция, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Шотландия). Государственная церковь в большей степени зависит от государства, хотя иногда наблюдается ее стремление к независимости. Вопросы церковного устройства и управления, финан­сирование церкви и религиозного образования госу­дарство считает своим делом. Церковь является час­тью государственного аппарата в отличие от других стран, где она — часть негосударственного сектора. По­ложение государственной церкви отличается от поло­жения свободных церквей. Наиболее характерными при­знаками таких государств являются: совмещение по­ста главы государства и главы церкви; обязательная принадлежность некоторых должностных лиц государ­ства к церкви; включение церковного права в систему права страны; регулирование государством вопросов внутренней структуры и управления церкви; вхожде­ние представителей церкви в состав различных госу­дарственных органов; назначение государственными органами служителей церкви; государственное финан­сирование церкви; уплата гражданами церковного на­лога; признание церковнослужителей государственны­ми служащими; выполнение церковью некоторых го­сударственных функций; беспрепятственный доступ церкви в систему образования; наличие собственной юрисдикции церкви; иногда помимо государственной Церкви допускается существование других религиоз­ных организаций, чей статус отличается от статуса го­сударственной церкви. К др. подтипу К. г. относятся го­сударства, в конституциях которых может быть пре­дусмотрен государственный (официальный) статус религии или церквей, однако церковь не занимает в них такого положения как в странах Европы. Как пра­вило, это латиноамериканские страны с сильными ка­толическими традициями и влиянием католической Церкви. Финансируя церкви, оказывая им всяческую поддержку и обеспечивая беспрепятственный доступ в систему образования, государство при этом не вме­шивается во внутреннюю деятельность католической церкви, не имеет прав в вопросах назначения священ­ников. В ряде стран заключены конкордаты со Св. пре­столом (см. Папство), определяющие статус церкви и пределы государственного вмешательства в ее дела. Отношения религии (церкви) и государства не сво­дятся к подчинению церкви государству или наобо­рот. К этому же подтипу можно отнести государства, в которых государственной религией объявлен ислам: Алжир, Джибути, Египет, Марокко, Тунис и др. Ислам имеет преимущества в вопросах религиозной дея­тельности, финансирования, религиозного образова­ния, религиозной юрисдикции и т.п. В то же время в отличие от ситуации в Иране и Саудовской Аравии в этих странах наблюдается достаточно терпимое отно­шение к другим религиям, представители которых мо­гут легально действовать в стране. В законодательстве этих стран значительное место занимает светское, а не мусульманское право. Государство контролирует ислам­скую активность через строительство и финансирова­ние мечетей, служителей культа, назначение имамов, поскольку опасается политизации ислама. В ряде стран (Бутан, Таиланд, Шри-Ланка) патронируемой религи­ей являются буддизм и индуизм (Королевство Непал).

С.А. Мозговой