Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ (КЛЕРИКАЛЬНОЕ) ГОСУДАРСТВО —
государство с доминирующим положением религии и духовенства, их политическими,
правовыми, экономическими и социальными привилегиями. В К.
г. религия законодательно признана в качестве официальной идеологии, а соответствующая
ей религиозная организация (церковь, духовное управление и т. д.) принимает
участие в решении государственных вопросов, выполняет роль обоснования
политики, является обязательным элементом государственной системы образования
и воспитания, пользуется исключительным приоритетом и поддержкой государства,
содержится за его счет. Процесс тесной интеграции религии и государства
начался в Римской империи и продолжился в Средние века. Он сопровождался возникновением
и укреплением привилегий духовенства как сословия со своими законами и судами.
Высшие церковные иерархи участвовали в управлении государством, церковь
обладала монополией на образование, епископы, клир и монастыри были наделены
административной властью на определенных территориях. Однако, с другой
стороны, это приводило к реальной зависимости церкви от светской власти.
Взаимная интеграция религии (церкви) и государства всегда сопровождалась
злоупотреблениями правами церковной власти и использованием религии в
политических целях, что в 19 в. получило название «клерикализм». В настоящее
время К. г. делятся на два типа: религиозные государства, включая теократии, и
государства с государственной религией (церковью). К числу
религиозных государств относятся Ватикан, ряд мусульманских государств (Иран,
Саудовская Аравия), в которых ислам пронизывает все сферы государственной, общественной
и личной жизни, не существует разделения между государством и религиозной
общиной, религией и политикой, законом и религией, государственно-правовые и религиозно-нравственные
институты тесно переплетаются при доминировании духовенства. Основными
признаками таких государств являются: главенствующая роль мусульманского права
в системе источников права и юрисдикции, обязанность глав государств проводить
в жизнь принципы ислама, наличие специальных религиозно-политических органов,
следящих за соответствием политических решений и законодательства требованиям
ислама, назначение на государственные должности только мусульман; запрет или
значительные ограничения деятельности неисламских религиозных
организаций и немусульманской религиозной практики. Многие исламские идеологи,
а также ряд ученых считают, что ислам не им ет
разделения светских и духовных функций и повсюду способствует сохранению
неразделимости религии и государства, духовной и светской власти. Во многом это
обусловлено длительным сохранением ислама в качестве основы законодательства,
а также тем, что более тысячи лет светская и религиозная власти сосредоточивались
в одних руках: глава государства (халиф, султан или эмир) имел одновременно и
титул эмира правоверных. Второй тип К. г. — государства с государственной религией
(церковью). К ним относятся те государства, в конституциях или законодательстве
которых закреплены государственный (официальный, традиционный, народный)
статус конкретной религии или церкви. Они делятся на два подтипа а) с государственной
церковью и б) с патронируемой государственной религией (церковью). Первый подтип характерен для стран, где доминирующей является одна
из христианских церквей (Англия, Греция, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия,
Шотландия). Государственная церковь в большей степени зависит от
государства, хотя иногда наблюдается ее стремление к независимости. Вопросы
церковного устройства и управления, финансирование церкви и религиозного
образования государство считает своим делом. Церковь является частью
государственного аппарата в отличие от других стран, где она — часть
негосударственного сектора. Положение государственной церкви отличается от
положения свободных церквей. Наиболее характерными признаками
таких государств являются: совмещение поста главы государства и главы церкви;
обязательная принадлежность некоторых должностных лиц государства к церкви;
включение церковного права в систему права страны; регулирование государством
вопросов внутренней структуры и управления церкви; вхождение представителей
церкви в состав различных государственных органов; назначение государственными
органами служителей церкви; государственное финансирование
церкви; уплата гражданами церковного налога; признание церковнослужителей
государственными служащими; выполнение церковью некоторых государственных
функций; беспрепятственный доступ церкви в систему образования; наличие собственной
юрисдикции церкви; иногда помимо государственной Церкви допускается существование
других религиозных организаций, чей статус отличается от статуса государственной
церкви. К др. подтипу К. г. относятся государства, в конституциях
которых может быть предусмотрен государственный (официальный) статус религии
или церквей, однако церковь не занимает в них такого положения как в странах
Европы. Как правило, это латиноамериканские страны с сильными католическими
традициями и влиянием католической Церкви. Финансируя церкви, оказывая им всяческую
поддержку и обеспечивая беспрепятственный доступ в систему образования,
государство при этом не вмешивается во внутреннюю деятельность католической
церкви, не имеет прав в вопросах назначения священников. В ряде стран
заключены конкордаты со Св. престолом (см. Папство),
определяющие статус церкви и пределы государственного вмешательства в ее дела.
Отношения религии (церкви) и государства не сводятся к подчинению церкви
государству или наоборот. К этому же подтипу можно отнести государства, в
которых государственной религией объявлен ислам: Алжир,
Джибути, Египет, Марокко, Тунис и др. Ислам имеет преимущества в вопросах
религиозной деятельности, финансирования, религиозного образования,
религиозной юрисдикции и т.п. В то же время в отличие
от ситуации в Иране и Саудовской Аравии в этих странах наблюдается достаточно
терпимое отношение к другим религиям, представители которых могут легально
действовать в стране. В законодательстве этих стран значительное место
занимает светское, а не мусульманское право. Государство контролирует исламскую
активность через строительство и финансирование мечетей, служителей культа,
назначение имамов, поскольку опасается политизации ислама. В ряде стран (Бутан,
Таиланд, Шри-Ланка) патронируемой религией являются буддизм и индуизм
(Королевство Непал).
С.А. Мозговой