Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ — комплекс мер, предпринятых в
ходе реформ Римско-католической церкви в 16- вв. и направленных на подавление
протестантской Реформации. Целью К. было восстановление позиций, утраченных
католицизмом в ряде европейских стран в перв. пол. 16
в. Термин «К.» введен нем. историком Леопольдом фон Ранке. Католицизм пассивно
отреагировал на распространение Реформации. Несколько десятилетий с его
стороны не было адекватного ответа на проповедь протестантов. Католическое
возрождение, особенно заметное в Испании и Италии, привело при папе римском
Павле III к усилению противодействия католиков протестантскому прозелитизму.
Между протестантами и католиками возник острый конфликт, который не затухал
вплоть до Вестфальского мира 1648. Тридентский собор
1545-1563 официально отверг протестантские догматы. Папа Павел III, а затем и
его преемники возглавили католические силы К. В
сотрудничестве с ними выступили католические государи Европы, и прежде
всего Филипп II Испанский (1556-1598), баварские герцоги Виттельсбахского
дома и император Фердинанд II (1619-1637). Главными орудиями К. были
инквизиция, монашеские ордены (см. Ордены монашеские),
Римская курия. Инквизиция, реорганизованная в 1542 в одну из конгре- гаций Римской курии и подчиненная непосредственно папе,
развернула в католических странах борьбу с передовыми идеями, свободомыслием,
наукой, всеми проявлениями реформационной мысли. Самое активное участие в К.
принял созданный в 1534-1540 монашеский орден иезуитов. С помощью иезуитов и
других сил католической реакции папству удалось на Три-
дентском соборе добиться, в частности, признания
безусловного авторитета папы в делах веры, введения строгой церковной цензуры,
издания «Индекса запрещенных книг» и др. Решения собора стали своего рода
программой К. Было принято т. наз. Тридентское
исповедание веры, которое должны были подписать все духовные лица; всякое
отклонение от него рассматривалось как ересь и преследовалось. Однако Тридентский собор уклонился от решения философских проблем
и споров между различными школами, не желая нарушать единство церкви. В этот
период, сначала в Италии, затем в Испании, происходит оживление
схоластической философии в форме томизма. Первоначально главную роль в этом процессе
играли доминиканцы, затем иезуиты. В ходе К. в Риме был создан ряд учебных
заведений для специальной подготовки католического духовенства, направлявшегося прежде всего в страны, которые были ареной
наиболее острой борьбы между силами Реформации и К. В период К. иезуиты
захватили в свои руки многие ун-ты, становившиеся орудием католической реакции.
К. не ограничивалась только деятельностью учреждений католической церкви. Она
активно проводилась также государственной властью ряда европейских стран. Сторонники Реформации подвергались преследованиям со стороны
государства: издавались специальные государственные указы, требовавшие от
протестантов возвращения в «лоно католической церкви» под угрозой высоких
штрафов, изгнания из страны или даже казней. Одним из проявлений К. была
борьба за возвращение католикам земель, утраченных ими в ходе проведения Реформации.
Под знаменем К. Испания вела борьбу против Нидерландской буржуазной революции
16 в., Габсбурги подавляли освободительное движение покоренных ими народов,
боролись за осуществление идеи создания «мировой христианской империи» во
время Тридцатилетней войны 1618-1648 и др. К. удалось остановить экспансию
протестантизма на большей части Европы. В Испании и Италии ее успех был полным,
в Ирландии и Польше он был меньше вследствие того, что протестантскими идеями
была охвачена большая часть местного духовенства. Провал ожидал К. в Скандинавских
странах, Англии и Шотландии: и если в Англии и Шотландии многочисленная группа
католиков сохранилась благодаря исключительной толерантности верующих, то в
Скандинавских странах Римско-католическая церковь полностью утратила свои
позиции. Во Франции после кровопролитных религиозных войн в 16 в. был достигнут
компромисс, выразившийся в Нантском эдикте (1598), который предоставлял
гугенотам право свободного исповедания их религии и сохранял за ними
большинство гражданских прав. В 1685 Людовик XIV отменил Нантский эдикт и
изгнал из Франции тех протестантов, которые отказались подчиниться
католической церкви. В Германии и Австрии, где к 1550 девять десятых населения
отошли от Рима, в ходе К. удалось остановить распространение протестантизма и
отвоевать значительное число верующих. Подобных успехов католики добились в
Швейцарии, Венгрии, Чехии и др. регионах Центральной Европы. В Нидерландах
лояльность к Риму вынудила юж. провинции отделиться
от сев. и сохранить верность
Испании, в результате чего возникли протестантская Голландия и католическая
Бельгия. Входе Тридцатилетней войны 1618-1648 католицизм,
казалось, торжествовал в Германии, но ситуация резко изменилась, когда франц.
войска по приказу кардинала Ришелье и швед, войска под водительством короля
Густава Адольфа вступили в войну на стороне протестантов. Вестфальский мир
(1648) закрепил религиозный раскол Зап. Европы.
Основным следствием К. можно считать централизацию Римско-католической церкви,
т. к. ее религиозная политика стала в большей мере подчиняться указаниям Рима.
A.B. Третьяков