Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ — комплекс мер, предприня­тых в ходе реформ Римско-католической церкви в 16- вв. и направленных на подавление протестантской Реформации. Целью К. было восстановление позиций, утраченных католицизмом в ряде европейских стран в перв. пол. 16 в. Термин «К.» введен нем. историком Леопольдом фон Ранке. Католицизм пассивно отреа­гировал на распространение Реформации. Несколько десятилетий с его стороны не было адекватного отве­та на проповедь протестантов. Католическое возрож­дение, особенно заметное в Испании и Италии, при­вело при папе римском Павле III к усилению противо­действия католиков протестантскому прозелитизму. Между протестантами и католиками возник острый конфликт, который не затухал вплоть до Вестфальс­кого мира 1648. Тридентский собор 1545-1563 офи­циально отверг протестантские догматы. Папа Павел III, а затем и его преемники возглавили католические силы К. В сотрудничестве с ними выступили католи­ческие государи Европы, и прежде всего Филипп II Испанский (1556-1598), баварские герцоги Виттельсбахского дома и император Фердинанд II (1619-1637). Главными орудиями К. были инквизиция, монашеские ордены (см. Ордены монашеские), Римская курия. Ин­квизиция, реорганизованная в 1542 в одну из конгре- гаций Римской курии и подчиненная непосредствен­но папе, развернула в католических странах борьбу с передовыми идеями, свободомыслием, наукой, всеми проявлениями реформационной мысли. Самое актив­ное участие в К. принял созданный в 1534-1540 мона­шеский орден иезуитов. С помощью иезуитов и дру­гих сил католической реакции папству удалось на Три- дентском соборе добиться, в частности, признания безусловного авторитета папы в делах веры, введе­ния строгой церковной цензуры, издания «Индекса запрещенных книг» и др. Решения собора стали свое­го рода программой К. Было принято т. наз. Тридентское исповедание веры, которое должны были подпи­сать все духовные лица; всякое отклонение от него рас­сматривалось как ересь и преследовалось. Однако Тридентский собор уклонился от решения философс­ких проблем и споров между различными школами, не желая нарушать единство церкви. В этот период, сна­чала в Италии, затем в Испании, происходит оживле­ние схоластической философии в форме томизма. Первоначально главную роль в этом процессе играли доминиканцы, затем иезуиты. В ходе К. в Риме был со­здан ряд учебных заведений для специальной подго­товки католического духовенства, направлявшегося прежде всего в страны, которые были ареной наиболее острой борьбы между силами Реформации и К. В пе­риод К. иезуиты захватили в свои руки многие ун-ты, становившиеся орудием католической реакции. К. не ограничивалась только деятельностью учреждений ка­толической церкви. Она активно проводилась также государственной властью ряда европейских стран. Сторонники Реформации подвергались преследова­ниям со стороны государства: издавались специаль­ные государственные указы, требовавшие от протес­тантов возвращения в «лоно католической церкви» под угрозой высоких штрафов, изгнания из страны или даже казней. Одним из проявлений К. была борь­ба за возвращение католикам земель, утраченных ими в ходе проведения Реформации. Под знаменем К. Ис­пания вела борьбу против Нидерландской буржуаз­ной революции 16 в., Габсбурги подавляли освободи­тельное движение покоренных ими народов, боро­лись за осуществление идеи создания «мировой христианской империи» во время Тридцатилетней войны 1618-1648 и др. К. удалось остановить экспан­сию протестантизма на большей части Европы. В Испании и Италии ее успех был полным, в Ирлан­дии и Польше он был меньше вследствие того, что протестантскими идеями была охвачена большая часть местного духовенства. Провал ожидал К. в Скан­динавских странах, Англии и Шотландии: и если в Англии и Шотландии многочисленная группа като­ликов сохранилась благодаря исключительной толе­рантности верующих, то в Скандинавских странах Римско-католическая церковь полностью утратила свои позиции. Во Франции после кровопролитных религиозных войн в 16 в. был достигнут компромисс, выразившийся в Нантском эдикте (1598), который предоставлял гугенотам право свободного исповеда­ния их религии и сохранял за ними большинство граж­данских прав. В 1685 Людовик XIV отменил Нантский эдикт и изгнал из Франции тех протестантов, кото­рые отказались подчиниться католической церкви. В Германии и Австрии, где к 1550 девять десятых на­селения отошли от Рима, в ходе К. удалось остановить распространение протестантизма и отвоевать значи­тельное число верующих. Подобных успехов католи­ки добились в Швейцарии, Венгрии, Чехии и др. реги­онах Центральной Европы. В Нидерландах лояльность к Риму вынудила юж. провинции отделиться от сев. и сохранить верность Испании, в результате чего воз­никли протестантская Голландия и католическая Бель­гия. Входе Тридцатилетней войны 1618-1648 като­лицизм, казалось, торжествовал в Германии, но ситуа­ция резко изменилась, когда франц. войска по приказу кардинала Ришелье и швед, войска под водительством короля Густава Адольфа вступили в войну на стороне протестантов. Вестфальский мир (1648) закрепил ре­лигиозный раскол Зап. Европы. Основным следствием К. можно считать централизацию Римско-католичес­кой церкви, т. к. ее религиозная политика стала в боль­шей мере подчиняться указаниям Рима.

A.B. Третьяков

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz