КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — одна из древнейших автокефальных православных церквей. Другое ее название — Вселен­ская православная церковь, или Вселенский Патриар­хат. История Константинопольского патриархата на­чинается с 330, когда на месте древнего селения Визан­тии был основан город Константинополь. Значение Константинопольской кафедры постоянно возраста­ло« и со временем она стала «первой по чести» среди других православных церквей. Константин Великий (ок. 285-337; с 306) в гражданском отношении разде­лил всю империю на четыре префектуры: Восточную, Иллирийскую, Италлийскую и Галльскую, которые, в свою очередь, разделялись на диоцезы, или округа, ди­оцезы — на провинции, или епархии, провинции — на парикии. Было устроено и церковное управление: епископы малых городов с прилегавшими к ним села­ми и деревнями, т. е. епископы парикий, подчинены были епископам провинциальным, или митрополитам. Митрополиты подчинялись патриархам. Положение патриарха Константинополя оказалось более высоким, чем положение патриархов Александрии и Антиохии. У него появилось «преимущество чести» вследствие политического значения Константинополя как столи­цы императоров. С 7 в. только константинопольский патриарх обладал самостоятельной властью в своем округе и имел решающий голос в делах общецерков­ных. Ему были подчинены церкви во Фракии, Малой Азии и Понте. Он возглавлял церковь в Восточной Рим­ской (Византийской) империи. Уже в древности управ­ленческая структура К. п. ц. была очень сложной. Она состояла из должностных лиц, разделявшихся на де­вять пятериц; принадлежавшие к первой пятерице имели особенно важное значение в церковном управ­лении. Это — великий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, хартофилакс и сакеллий. Они были начальниками особых присутственных мест — советов. Совет великого эконома заведовал всеми цер­ковными доходами и расходами. Великий сакелларий управлял монастырским хозяйством и наблюдал за нравственной жизнью монахов. Великий скевофилакс отвечал за всю церковную утварь в Константинополь­ской церкви и в патриаршей епархии, и наблюдал за благочинием в храме. Хартофилакс со своим советом заведовал всеми делами по администрации и суду пат­риаршей епархии. Эта должность была самой важной при патриархе. Сакеллий со своим советом заведовал приходскими церквами, наблюдал за их хозяйствен­ной частью, за исполнением своих обязанностей при­ходскими клириками. Должностные лица прочих вось­ми пятериц в большинстве своем были помощниками высших церковных сановников — членами или писца­ми их советов; немногие из них имели самостоятель­ный круг деятельности. Высшим церковным органом при патриархе был Патриарший синод. В его состав вхо­дили митрополиты и архиепископы патриархата, вели­кий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, хартофилакс и сакеллий. Хартофилакс в отсутствие пат­риарха занимал его председательское место, заведовал всем делопроизводством и все решения и распоряже­ния синода, утвержденные патриархом, скреплял своей подписью и печатью. При нем была учреждена долж­ность экзархов. Они исследовали нравы и поведение монахов, поведение епископов и клира и в случаях зло­употреблений подвергали их нравственным наказани­ям. После прекращения литургического общения с Римом в 1054 К. п. ц. стала первой среди церквей ви­зантийской традиции. В 1453 Константинополь был захвачен турками. Они наложили на христиан целый ряд ограничений, а патриарха сделали главой много­национальной православной общины Османской им­перии, за что приходилось платить дорогой ценой. После завоевания Константинополя турками патриар­хом был выбран известный ревнитель православия Ген­надий ( 1453-1459). Монахи и клирики выступили про­тив него, когда он начал искоренять симонию. В 1464 Геннадий сложил с себя сан и умер в том же году. Гре­ческая церковь причислила его к лику святых. При пат­риархе Максиме (Н76-1483), прозванном Философом, церковь обрела спокойствие. Он отличался даром про­поведничества, заботился о нравственном просвеще­нии народа. Был также причислен к лику святых. Иере­мия II, по прозванию Транос (светлый), был выбран в 1572 и оставался патриархом до кон. 1579. Он созвал собор для борьбы с симонией. В 1579 он был низложен по распоряжению султана. В 1580 Иеремия II был вос­становлен на патриаршем троне. Позже он был сослан на о. Родос. В 1587 возвратился из ссылки. В 1588 Иере­мия отправился в Россию, где дал согласие на установ­ление патриаршества в Русской православной церкви. Паисий II занимал константинопольскую патриаршую кафедру с 1726 четыре раза. Он издал соборное поста­новление о низшем клире, согласно которому в свя­щенный сан возводились только люди образованные, причем за нарушение этого постановления определя­лось наказание. В 1764 на константинопольский пре­стол вступил патриарх Самуил I. Он провел ряд реформ. Патриарх добивался главенства Константинопольской патриархии над другими восточными самостоятельны­ми церквами. Так в 1766 подчинил К. п. ц. автокефаль­ную сербскую Ипекскую архиепископию, в 1767 — Охридскую в Болгарии. В 1768 Самуил был низложен си­нодом из-за его излишней строгости. В 1772 он во второй раз занял престол, но через год снова оставил, уехал на о. Халки и прожил там до самой смерти (1780). Много бедствий испытал патриарх Григорий V. Он всту­пил на кафедру в 1798 и занимал ее полтора года. Си­нодальных архиереев, заботившихся об удовольстви­ях собственной жизни, он выслал в их епархии, оста­вив при себе лишь немногих, чем нажил массу врагов. Противники оклеветали его перед правительством. После этого он был низложен и отправлен на о. Афон. В 1806 — приглашен на патриарший престол вторич­но, но через два года — снова низложен. В третий, по­следний, раз был избран в патриархи в 1818 и низложен во время антитурецкого восстания в апр. 1821. Затем после допроса, был повешен в воротах патриархии. Тело Григория Убыло погребено в Одессе, а позже тор. жественно перенесено в Афины. Синодальные и дру. гие архиереи, находившиеся в Константинополе, были либо заключены в тюрьмы, либо казнены. Вообще во время восстания турки казнили до восьмидесяти мит­рополитов, архиепископов и епископов. Казненных из низшего духовенства можно исчислять сотнями. С 1453 Константинопольский патриархат существует на территории мусульманской Турции, где имеет 6 епар­хий, 10 монастырей и 30 духовных школ. Резиденция патриарха с его управленческими структурами распо­ложена в предместье Стамбула — Фанаре. Как и преж­де, у К. п. ц. сохраняются сложные отношения с турец­ким правительством. В сер. 90-х гг. 20 в. светские влас­ти пытались перенести центр церкви из Фанара за пределы Стамбула. Численность православных в Тур­ции ок. 3000, в основном — это греки. Большая часть епархий К. п. ц. находится за пределами этой страны — в Западной Европе, Америке, Азии, Австралии. Юрис­дикция К. п. ц. включает такие церковные области, как Афон, Финляндская автономная церковь, Критская цер­ковь. В Москве действует подворье Афонского Панте- леймонова монастыря при храме Священномученика Никиты за Яузой. Общая численность последователей К. п. ц. в мире составляет 3 млн человек. С 1991 К. п. ц. возглавляет Патриарх Варфоломей. Его полный ти­тул — Святейший архиепископ Константинополя — Нового Рима, Вселенский Патриарх. Богослужения в большинстве епархий Константинопольской патриар­хии совершаются по григорианскому календарю (по «новому стилю»). Монастыри Афона и некоторые при­ходы Парижской русской архиепископии пользуются юлианским календарем («старым стилем»). Однако бо­гослужения пасхального цикла все православные цер­кви совершают в одни и те же дни; исключение со­ставляет Финляндская церковь, празднующая Пасху одновременно с христианами Запада. В храмах Кон­стантинопольского патриархата богослужения ведут­ся на греч. языке, а в эмигрантских епархиях (русских, украинских, карпаторосских и др.) — на церковносла­вянском и национальных языках, в т. ч. на основных западных. В Финляндской церкви служат на финском и карельском языках. С 1965 К. п. ц. частично восстано­вила отношения с Римско-католической церковью. В настоящее время К. п. ц. продолжает поддерживать братские отношения с другими православными церк­вами, в т. ч. и с Русской православной церковью. Все­ленский патриарх Варфоломей посетил Русскую православную церковь в качестве гостя в 1993. Однако в связи с распадом СССР эти отношения осложнились. В Русской православной церкви наметилась тенденция децентрализации. Во вновь созданных республиках (таких, как Эстония, Молдавия, Украина) среди части православного духовенства появилось стремление от­делиться от Московской Патриархии. Вселенский пат­риарх пытается поддерживать их.

А.Н. Лещинский, Л.А. Лещинский.