Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — одна
из древнейших автокефальных православных церквей. Другое ее название — Вселенская
православная церковь, или Вселенский Патриархат. История Константинопольского
патриархата начинается с 330, когда на месте древнего селения Византии был
основан город Константинополь. Значение Константинопольской кафедры постоянно
возрастало« и со временем она стала «первой по чести» среди других православных
церквей. Константин Великий (ок. 285-337; с 306) в
гражданском отношении разделил всю империю на четыре префектуры: Восточную, Иллирийскую, Италлийскую и
Галльскую, которые, в свою очередь, разделялись на диоцезы,
или округа, диоцезы — на провинции, или епархии,
провинции — на парикии. Было устроено и
церковное управление: епископы малых городов с прилегавшими к ним селами и
деревнями, т. е. епископы парикий, подчинены были епископам
провинциальным, или митрополитам. Митрополиты подчинялись патриархам. Положение
патриарха Константинополя оказалось более высоким, чем положение патриархов
Александрии и Антиохии. У него появилось
«преимущество чести» вследствие политического значения Константинополя как
столицы императоров. С 7 в. только константинопольский патриарх обладал самостоятельной
властью в своем округе и имел решающий голос в делах общецерковных.
Ему были подчинены церкви во Фракии, Малой Азии и Понте.
Он возглавлял церковь в Восточной Римской (Византийской) империи. Уже в
древности управленческая структура К. п. ц. была
очень сложной. Она состояла из должностных лиц, разделявшихся на девять пятериц; принадлежавшие к первой пятерице
имели особенно важное значение в церковном управлении.
Это — великий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, хартофилакс и сакеллий. Они были начальниками особых присутственных мест
— советов. Совет великого эконома заведовал всеми церковными доходами и
расходами. Великий сакелларий
управлял монастырским хозяйством и наблюдал за нравственной жизнью монахов. Великий скевофилакс отвечал за всю
церковную утварь в Константинопольской церкви и в патриаршей епархии, и
наблюдал за благочинием в храме. Хартофилакс со своим
советом заведовал всеми делами по администрации и суду патриаршей епархии. Эта
должность была самой важной при патриархе. Сакеллий
со своим советом заведовал приходскими церквами, наблюдал за их хозяйственной
частью, за исполнением своих обязанностей приходскими клириками. Должностные
лица прочих восьми пятериц в большинстве своем были
помощниками высших церковных сановников — членами или писцами их советов;
немногие из них имели самостоятельный круг деятельности. Высшим церковным
органом при патриархе был Патриарший синод. В его состав входили митрополиты и
архиепископы патриархата, великий эконом, великий сакелларий,
великий скевофилакс, хартофилакс
и сакеллий. Хартофилакс в
отсутствие патриарха занимал его председательское место, заведовал всем
делопроизводством и все решения и распоряжения синода, утвержденные
патриархом, скреплял своей подписью и печатью. При нем была учреждена должность
экзархов. Они исследовали нравы и поведение монахов, поведение епископов и
клира и в случаях злоупотреблений подвергали их нравственным наказаниям. После
прекращения литургического общения с Римом в 1054 К. п. ц.
стала первой среди церквей византийской традиции. В 1453 Константинополь был
захвачен турками. Они наложили на христиан целый ряд ограничений, а патриарха
сделали главой многонациональной православной общины Османской империи, за
что приходилось платить дорогой ценой. После
завоевания Константинополя турками патриархом был выбран известный ревнитель
православия Геннадий ( 1453-1459). Монахи и клирики
выступили против него, когда он начал искоренять симонию. В 1464 Геннадий
сложил с себя сан и умер в том же году. Греческая церковь причислила его к
лику святых. При патриархе Максиме (Н76-1483), прозванном Философом, церковь
обрела спокойствие. Он отличался даром проповедничества, заботился о
нравственном просвещении народа. Был также причислен к лику святых. Иеремия
II, по прозванию Транос (светлый), был выбран в 1572
и оставался патриархом до кон. 1579. Он созвал собор
для борьбы с симонией. В 1579 он был низложен по распоряжению султана. В 1580
Иеремия II был восстановлен на патриаршем троне. Позже он был сослан на о.
Родос. В 1587 возвратился из ссылки. В 1588 Иеремия отправился в Россию, где
дал согласие на установление патриаршества в Русской православной церкви. Паисий II занимал константинопольскую патриаршую кафедру с
1726 четыре раза. Он издал соборное постановление о низшем клире, согласно
которому в священный сан возводились только люди образованные, причем за
нарушение этого постановления определялось наказание. В 1764 на
константинопольский престол вступил патриарх Самуил I. Он провел ряд реформ.
Патриарх добивался главенства Константинопольской патриархии над другими восточными
самостоятельными церквами. Так в 1766 подчинил К. п. ц.
автокефальную сербскую Ипекскую
архиепископию, в 1767 — Охридскую
в Болгарии. В 1768 Самуил был низложен синодом из-за его излишней строгости. В
1772 он во второй раз занял престол, но через год снова оставил, уехал на о. Халки и прожил там до самой смерти (1780). Много бедствий испытал патриарх Григорий
V. Он вступил на кафедру в 1798 и занимал ее полтора года. Синодальных
архиереев, заботившихся об удовольствиях собственной жизни, он выслал в их
епархии, оставив при себе лишь немногих, чем нажил массу врагов. Противники
оклеветали его перед правительством. После этого он был низложен и отправлен на
о. Афон. В 1806 — приглашен на патриарший престол вторично,
но через два года — снова низложен. В третий, последний, раз был избран
в патриархи в 1818 и низложен во время антитурецкого
восстания в апр. 1821. Затем после допроса, был повешен в воротах патриархии.
Тело Григория Убыло погребено в Одессе, а позже тор. жественно перенесено в Афины.
Синодальные и дру. гие архиереи, находившиеся в
Константинополе, были либо заключены в тюрьмы, либо казнены. Вообще во время
восстания турки казнили до восьмидесяти митрополитов, архиепископов и
епископов. Казненных из низшего духовенства можно
исчислять сотнями. С 1453 Константинопольский патриархат существует на
территории мусульманской Турции, где имеет 6 епархий, 10 монастырей и 30
духовных школ. Резиденция патриарха с его управленческими структурами расположена
в предместье Стамбула — Фанаре. Как и прежде, у К.
п. ц. сохраняются сложные отношения с турецким
правительством. В сер. 90-х гг. 20 в. светские власти пытались перенести центр
церкви из Фанара за пределы Стамбула. Численность
православных в Турции —ок. 3000, в основном — это греки. Большая часть епархий К.
п. ц. находится за пределами этой страны — в Западной
Европе, Америке, Азии, Австралии. Юрисдикция К. п. ц.
включает такие церковные области, как Афон, Финляндская автономная церковь,
Критская церковь. В Москве действует подворье Афонского
Панте- леймонова монастыря
при храме Священномученика Никиты за Яузой. Общая
численность последователей К. п. ц. в мире составляет
3 млн человек. С 1991 К. п. ц. возглавляет Патриарх Варфоломей. Его полный титул —
Святейший архиепископ Константинополя — Нового Рима, Вселенский Патриарх.
Богослужения в большинстве епархий Константинопольской патриархии совершаются
по григорианскому календарю (по «новому стилю»). Монастыри Афона и некоторые
приходы Парижской русской архиепископии пользуются
юлианским календарем («старым стилем»). Однако богослужения пасхального цикла
все православные церкви совершают в одни и те же дни; исключение составляет
Финляндская церковь, празднующая Пасху одновременно с христианами Запада. В
храмах Константинопольского патриархата богослужения ведутся на греч. языке, а в эмигрантских епархиях
(русских, украинских, карпаторосских и др.) — на
церковнославянском и национальных языках, в т. ч. на основных западных. В
Финляндской церкви служат на финском и карельском языках. С 1965 К. п. ц. частично восстановила отношения с Римско-католической
церковью. В настоящее время К. п. ц. продолжает поддерживать
братские отношения с другими православными церквами, в т. ч. и с Русской
православной церковью. Вселенский патриарх Варфоломей посетил Русскую православную
церковь в качестве гостя в 1993. Однако в связи с распадом СССР эти отношения осложнились.
В Русской православной церкви наметилась тенденция децентрализации. Во вновь
созданных республиках (таких, как Эстония, Молдавия, Украина) среди части
православного духовенства появилось стремление отделиться от Московской
Патриархии. Вселенский патриарх пытается поддерживать их.
А.Н. Лещинский, Л.А. Лещинский.