Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КОНСТАНТИНОВ ДАР — сборник документов, сфабрикованных
в Риме во вт. пол. 8 в. во
времена папы римского Стефана II или его брата Павла I. Согласно К. д.
император Константин в благодарность за то, что папа Сильвестр
помог ему исцелиться от проказы, предоставил последнему и всем его преемникам
примат над четырьмя восточными патриархами, а также императорские регалии, т.
е. политическое верховенство над всей западной частью Римской империи. Однако,
сохранив церковный примат, папа будто бы не принял императорские регалии, хотя
в случае прекращения императорской власти папа автоматически становился
преемником императорского достоинства. Следовательно, посредством К. д. папство
стало претендовать на правопреемственность от Римской империи. Именно в этом
документе, называемом также «Constitutum Constantini», папа был назван единствен ным
наместником Иисуса Христа на земле, vicarius п Dei.
К. д. был затем дополнен другим фальшивым документом (сфабрикован между 847 и
852 на территории Реймского архиепископства,
составителем которого был некто, скрывавшийся под псевдонимом Исидор
Меркатор) — сборником вымышленных папских посланий и решений церковных соборов,
приписанным ученому-энциклопедисту 7 в. Исидору
Севильскому. «Лжеисидоровы декреталии», вошедшие в
свод канонического права, утверждали независимость папы от любой власти на
земле и его право осуществлять свои деяния, не считаясь со светскими владыками.
Подложные декреталии включали и подделку, повествующую о К. д. Согласно
декреталиям без соизволения папы не может состояться ни один собор, ни одно
решение собора не может быть приведено в исполнение. Т. обр., власть папы в
церкви стала выше даже Вселенских соборов, а в церкви утвердился монархический
принцип организации. Появление этих фальшивых документов позволило подвести
юридическое обоснование, хотя и задним числом, под создание Папского государства.
Сомнения в подлинности этих документов усилились в кон. 10
в. В документе, выпущенном канцелярией германского императора Римской империи Оттона III, опровергалась подлинность К. д. Оттон III в дипломе о дарении восьми графств в Пентаполисе папе Сильвестру II
заявлял, что именно он, римский император, есть полный хозяин мира, а К. д.
является фальшивкой, сфабрикованной дьяконом Иоанном. Но лишь в 15 в.
Лоренцо Валла (1407-1457) в «Рассуждении о Константиновом даре»
неопровержимо доказал его подложность. Теолог и философ Николай Кузанский
(1401-1464) также высказывал сомнения в подлинности этого документа. В 15 в. католическая церковь была
вынуждена признать фальсификацией и «Лжеисидоровы
декреталии». В России К. д. был включен в 1551 в церковный памятник —
«Стоглав». Патриарх Никон не сомневался в подлинности К. д., к которому
апеллировал в своих попытках поставить власть священства выше царства. В своих
ответах на соборе 1666-1667 он заявлял, что Константин Великий дал папе Сильвестру все папские регалии, Рим со всей областью в
управление, а сам переселился в Константинополь. (См. также:
Трон и алтарь, Симфония властей.)
Л.А. Андреева