КОНСТАНТИНОВ ДАР

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

КОНСТАНТИНОВ ДАР — сборник документов, сфаб­рикованных в Риме во вт. пол. 8 в. во времена папы римского Стефана II или его брата Павла I. Согласно К. д. император Константин в благодарность за то, что папа Сильвестр помог ему исцелиться от проказы, предоставил последнему и всем его преемникам при­мат над четырьмя восточными патриархами, а также императорские регалии, т. е. политическое верховен­ство над всей западной частью Римской империи. Од­нако, сохранив церковный примат, папа будто бы не принял императорские регалии, хотя в случае прекра­щения императорской власти папа автоматически ста­новился преемником императорского достоинства. Следовательно, посредством К. д. папство стало пре­тендовать на правопреемственность от Римской импе­рии. Именно в этом документе, называемом также «Constitutum Constantini», папа был назван единствен ным наместником Иисуса Христа на земле, vicarius п Dei. К. д. был затем дополнен другим фальшивым документом (сфабрикован между 847 и 852 на территории Реймского архиепископства, составителем кото­рого был некто, скрывавшийся под псевдонимом Иси­дор Меркатор) — сборником вымышленных папских посланий и решений церковных соборов, приписан­ным ученому-энциклопедисту 7 в. Исидору Севильскому. «Лжеисидоровы декреталии», вошедшие в свод канонического права, утверждали независимость папы от любой власти на земле и его право осуществлять свои деяния, не считаясь со светскими владыками. Подложные декреталии включали и подделку, пове­ствующую о К. д. Согласно декреталиям без соизволе­ния папы не может состояться ни один собор, ни одно решение собора не может быть приведено в исполне­ние. Т. обр., власть папы в церкви стала выше даже Все­ленских соборов, а в церкви утвердился монархический принцип организации. Появление этих фальшивых документов позволило подвести юридическое обосно­вание, хотя и задним числом, под создание Папского государства. Сомнения в подлинности этих докумен­тов усилились в кон. 10 в. В документе, выпущенном канцелярией германского императора Римской импе­рии Оттона III, опровергалась подлинность К. д. Оттон III в дипломе о дарении восьми графств в Пентаполисе папе Сильвестру II заявлял, что именно он, римский император, есть полный хозяин мира, а К. д. является фальшивкой, сфабрикованной дьяконом Иоан­ном. Но лишь в 15 в. Лоренцо Валла (1407-1457) в «Рас­суждении о Константиновом даре» неопровержимо до­казал его подложность. Теолог и философ Николай Ку­занский (1401-1464) также высказывал сомнения в подлинности этого документа. В 15 в. католическая цер­ковь была вынуждена признать фальсификацией и «Лжеисидоровы декреталии». В России К. д. был вклю­чен в 1551 в церковный памятник — «Стоглав». Пат­риарх Никон не сомневался в подлинности К. д., к ко­торому апеллировал в своих попытках поставить власть священства выше царства. В своих ответах на соборе 1666-1667 он заявлял, что Константин Великий дал папе Сильвестру все папские регалии, Рим со всей об­ластью в управление, а сам переселился в Константи­нополь. (См. также: Трон и алтарь, Симфония властей.)

Л.А. Андреева