Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КОНКОРДАТ (лат. concordatum — соглашение) — международное соглашение между
Апостольской Столицей и каким-либо государством, регулирующее правовой статус
католической церкви в данной стране (ее положение, возможные привилегии,
назначение епископов, церковная собственность, освобождение духовенства от
налогов и воинской повинности, особые полномочия церкви в вопросах семьи и
брака и т. д.).
В связи с двойным статусом Ватикана следует отметить, что субъектом такого
международного соглашения, как К., с церковной стороны выступает Ватикан как
Апостольская Столица — конфессиональный центр и сфера компетенции папы римского
в качестве главы католической церкви, а также Римская курия (церковное
правительство), но не «Государство-град Ватикан», главой которого выступает тот же глава церкви. Органы партикулярной (местной)
католической церкви не являются субъектами-партнерами при подготовке и
подписании конкордата. В широком смысле слова К. означает любую форму
соглашения между Апостольской Столицей и государством либо иным субъектом
международного права (Кодекс канонического права католической церкви от 1983,
канон 3). Первым К. в полном смысле этого слова можно
считать соглашение, заключенное в 1122 между римским папой Каликстом
II и германским императором Генрихом IV и завершившее длительную борьбу за так
называемую инвеституру (лат. investio — облачаю) —
право и церемонию утверждения духовного лица в должности и сане епископа и
аббата. В целом все К. вплоть до нач. 19 в.
исходили из принципа примата духовной власти над
светской. Подобную тенденцию прервали так называемые «наполеоновские конкордаты»
(первый К. между Пием VII и Французской Республикой от 1801, второй — между папой
Пием VII и Итальянской Республикой от 1803). Исключительное значение придавал
К. папа Пий XI (1922-1939), который считал эту форму регулирования отношений
между церковью и государством единственно верной и полезной для католической
церкви. Заключавшиеся в тот период К. — с Латвией (1922), Баварией (1924), Польшей
(1925), Румынией (1927), Литвой (1927), Пруссией (1929), Италией (1929),
Германией (1933), Австрией (1933), Югославией (1935) и др. — имели статус международных
документов, а обе стороны формально выступали в них равноправными субъектами
международного права. В России, где после манифеста Екатерины II от 4 дек.
1762, приглашавшего иностранцев на жительство, и после трех разделов территории
Польши в кон. 18 в. в числе
подданных империи оказалось несколько миллионов католиков латинского обряда.
Функционированию самостоятельной католической церковной иерархии на основе
соответствующей нормативно-правовой базы должен был служить К., заключенный в
1847. Однако Россия в 1865 расторгла К. Анализ содержания заключаемых
Апостольской Столицей после II Ватиканского собора
(1962-1965) двусторонних документов свидетельствует о селективном подходе
Ватикана к политике соглашений, а в итоге — о значительной плюралистичности
этой политики. Именно таково содержание десятков заключенных с сер. 1960-х 20 в. по нач. 2000-х гг. К. — с Испанией (1978), Перу (1980), Италией (1984), Мальтой
(1985), Польшей (подписан в 1993., ратифицирован сеймом Польши в 1998),
Словакией (1998) и др. государствами. Статус К. как разновидности
международного соглашения официально был признан Венской конвенцией 23 мая
1969.
Ф.Г. Овсиенко