Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

КОНКОРДАТ (лат. concordatum — соглашение) — международное соглашение между Апостольской Сто­лицей и каким-либо государством, регулирующее пра­вовой статус католической церкви в данной стране (ее положение, возможные привилегии, назначение епис­копов, церковная собственность, освобождение духо­венства от налогов и воинской повинности, особые полномочия церкви в вопросах семьи и брака и т. д.). В связи с двойным статусом Ватикана следует отме­тить, что субъектом такого международного соглаше­ния, как К., с церковной стороны выступает Ватикан как Апостольская Столица — конфессиональный центр и сфера компетенции папы римского в качестве главы католической церкви, а также Римская курия (церковное правительство), но не «Государство-град Ватикан», главой которого выступает тот же глава цер­кви. Органы партикулярной (местной) католической церкви не являются субъектами-партнерами при под­готовке и подписании конкордата. В широком смысле слова К. означает любую форму соглашения между Апостольской Столицей и государством либо иным субъектом международного права (Кодекс канониче­ского права католической церкви от 1983, канон 3). Пер­вым К. в полном смысле этого слова можно считать соглашение, заключенное в 1122 между римским па­пой Каликстом II и германским императором Генри­хом IV и завершившее длительную борьбу за так назы­ваемую инвеституру (лат. investio — облачаю) — пра­во и церемонию утверждения духовного лица в должности и сане епископа и аббата. В целом все К. вплоть до нач. 19 в. исходили из принципа примата духовной власти над светской. Подобную тенденцию прервали так называемые «наполеоновские конкорда­ты» (первый К. между Пием VII и Французской Рес­публикой от 1801, второй — между папой Пием VII и Итальянской Республикой от 1803). Исключительное значение придавал К. папа Пий XI (1922-1939), кото­рый считал эту форму регулирования отношений между церковью и государством единственно верной и по­лезной для католической церкви. Заключавшиеся в тот период К. — с Латвией (1922), Баварией (1924), Поль­шей (1925), Румынией (1927), Литвой (1927), Пруссией (1929), Италией (1929), Германией (1933), Австрией (1933), Югославией (1935) и др. — имели статус меж­дународных документов, а обе стороны формально выступали в них равноправными субъектами между­народного права. В России, где после манифеста Ека­терины II от 4 дек. 1762, приглашавшего иностранцев на жительство, и после трех разделов территории Польши в кон. 18 в. в числе подданных империи ока­залось несколько миллионов католиков латинского об­ряда. Функционированию самостоятельной католичес­кой церковной иерархии на основе соответствующей нормативно-правовой базы должен был служить К., за­ключенный в 1847. Однако Россия в 1865 расторгла К. Анализ содержания заключаемых Апостольской Сто­лицей после II Ватиканского собора (1962-1965) дву­сторонних документов свидетельствует о селективном подходе Ватикана к политике соглашений, а в итоге — о значительной плюралистичности этой политики. Именно таково содержание десятков заключенных с сер. 1960-х 20 в. по нач. 2000-х гг. К. — с Испанией (1978), Перу (1980), Италией (1984), Мальтой (1985), Польшей (подписан в 1993., ратифицирован сеймом Польши в 1998), Словакией (1998) и др. государствами. Статус К. как разновидности международного соглашения офи­циально был признан Венской конвенцией 23 мая 1969.

Ф.Г. Овсиенко

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz