Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ, (от лат. *** —союз, соединение) одно из течений в кальвинизме, возникшее
в Англии во вт. пол. 16 в. как радикально-либеральное направление в пуританизме.
Наиболее видным из основателей К. является Р. Браун, поэтому часто употребляется
и др. название этого направления в протестантизме — браунизм.
Браун, критикуя Англиканскую Церковь (ок. 1580),
высказал революционную идею о возвращении к простоте церковной жизни апостольского
времени. Во время Английской буржуазной революции 17 в. конгрегационалисты объединились
в политическую партию и стали называться индепендентами. В основу концепции К.
был положен принцип неприятия англиканской формы церковной жизни. Благодаря
этому К. выработал характерную для него систему существования религиозных общин
— независимость каждой конкретной общины верующих с
светских властей и полная их самостоятельность. Кая дая
община конгрегационалистов автономна, свои, главой считает непосредственно
Иисуса Христа, и сам для себя определяет формы культа и Символ веры, выбирает
руководителей, пастора, принимает и исключает членов, не признавая над собой
верховенства пресвитерии, как у пресвитериан (см.
Пресвитерианство). Вместе с тем каждая конкретная конгрегационалистская
община согласовывает свои религиозные верования культ с другими общинами.
Призывая к возрождении раннехристианского
строя религиозной жизни, конгрегационалисты первоначально полностью отвергали
церковную иерархию, хотя впоследствии для унификации церковной жизни был выработан
некий аналог церковной власти. Конгрегационалистами себя могут считать
протестанты-кальвинисты, придерживающиеся «Савойского вероисповедания» (1658),
составленного по образцу кальвинистско-пресвитерианского «Вестминстерского
вероисповедания», но с заменой пресвитерианского церковного устройства конгрегационалистским. Во вт. пол. 16 в. конгрегационалистские группы создавались в основном в
Англии, в то время как пресвитерианские И в Шотландии
и Сев. Англии. После основания Плимутской колонии
(1620) тысячи приверженцев К. отправились в Новую Англию. В Сев. Америке
поселенцы ориентировались на организационные формы и дух первоначального
христианства. Конгрегационалисты в каждом из поселений объединялись «по
договору» в общину для богослужения и изучения Слова Божьего. Расхождения в
интерпретации Библии приводили к некоторым незначительным различиям в
организации церквей. По инициативе трех лидеров колониального К. — Д. Коттона из Бостона, Т. Хукера из
Хартфорда и Д. Давенпорта из Нью- Хейвена
— представители этих церквей собрались на совет в Кеймбридже
(колония Массачусетс) в 1646; в дальнейшем эти встречи проводились ежегодно в
течение трех лет, чтобы «подвергнуть дискуссии, обсудить и прояснить с опорой
на Слово Божье» проблемы церковного управления и дисциплины. Результаты
упомянутого совещания сведены в известной Платформе церковной дисциплины, где
изложены основы организации церковной жизни конгрегационалистов в Америке. В 18
в. конгрегационалисты стали самой многочисленной религиозной организацией в
Америке. Однако в 19 столетии К. не смог развиваться пропорционально с
национальным расширением. В 1891 был учрежден Международный конгрегационалисткий
совет (The International Congregational Council) с центром
в Лондоне. На протяжении 20 в. конгрегационалисты дважды сливались с
родственными вероисповедными группами. В 1931 конгрегационалистские
церкви объединились с христианскими церквами — подобным же образом организованными
в революционные времена религиозными объединениями, сформировав Конгрегационалистскую христианскую деноминацию. В июне
1957 Конгрегационалистские христианские церкви и
Евангелическая реформатская церковь слились в Объединенную церковь Христа в
Америке, которая к кон. 20 в. насчитывала более 1,8 млн членов. Конгрегационалистские
церкви являются активными участниками экуменического движения (см. Экуменизм).
A.B. Третьяков