КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ, (от лат. *** —союз, соединение) одно из течений в кальвинизме, возник­шее в Англии во вт. пол. 16 в. как радикально-либеральное направление в пуританизме. Наиболее видным из основателей К. является Р. Браун, поэтому часто упо­требляется и др. название этого направления в протес­тантизме — браунизм. Браун, критикуя Англиканскую Церковь (ок. 1580), высказал революционную идею о возвращении к простоте церковной жизни апостоль­ского времени. Во время Английской буржуазной ре­волюции 17 в. конгрегационалисты объединились в политическую партию и стали называться индепендентами. В основу концепции К. был положен принцип неприятия англиканской формы церковной жизни. Благодаря этому К. выработал характерную для него систему существования религиозных общин — независимость каждой конкретной общины верующих с светских властей и полная их самостоятельность. Кая дая община конгрегационалистов автономна, свои, главой считает непосредственно Иисуса Христа, и сам для себя определяет формы культа и Символ веры, выбирает руководителей, пастора, принимает и исключает членов, не признавая над собой верховенства пресвитерии, как у пресвитериан (см. Пресвитерианство). Вместе с тем каждая конкретная конгрегационалистская община согласовывает свои религиозные верования культ с другими общинами. Призывая к возрождении раннехристианского строя религиозной жизни, конгрегационалисты первоначально полностью отвергали церковную иерархию, хотя впоследствии для унификации церковной жизни был выработан некий аналог церковной власти. Конгрегационалистами себя могут считать протестанты-кальвинисты, придерживающи­еся «Савойского вероисповедания» (1658), составлен­ного по образцу кальвинистско-пресвитерианского «Вестминстерского вероисповедания», но с заменой пресвитерианского церковного устройства конгрегационалистским. Во вт. пол. 16 в. конгрегационалистские группы создавались в основном в Англии, в то время как пресвитерианские И в Шотландии и Сев. Англии. После основания Плимутской колонии (1620) тысячи приверженцев К. отправились в Новую Англию. В Сев. Америке поселенцы ориентировались на организаци­онные формы и дух первоначального христианства. Конгрегационалисты в каждом из поселений объеди­нялись «по договору» в общину для богослужения и изучения Слова Божьего. Расхождения в интерпрета­ции Библии приводили к некоторым незначительным различиям в организации церквей. По инициативе трех лидеров колониального К. — Д. Коттона из Бос­тона, Т. Хукера из Хартфорда и Д. Давенпорта из Нью- Хейвена — представители этих церквей собрались на совет в Кеймбридже (колония Массачусетс) в 1646; в дальнейшем эти встречи проводились ежегодно в те­чение трех лет, чтобы «подвергнуть дискуссии, обсу­дить и прояснить с опорой на Слово Божье» проблемы церковного управления и дисциплины. Результаты упомянутого совещания сведены в известной Плат­форме церковной дисциплины, где изложены основы организации церковной жизни конгрегационалистов в Америке. В 18 в. конгрегационалисты стали самой многочисленной религиозной организацией в Амери­ке. Однако в 19 столетии К. не смог развиваться про­порционально с национальным расширением. В 1891 был учрежден Международный конгрегационалисткий совет (The International Congregational Council) с центром в Лондоне. На протяжении 20 в. конгрегационалисты дважды сливались с родственными веро­исповедными группами. В 1931 конгрегационалистские церкви объединились с христианскими церк­вами — подобным же образом организованными в революционные времена религиозными объедине­ниями, сформировав Конгрегационалистскую хрис­тианскую деноминацию. В июне 1957 Конгрегационалистские христианские церкви и Евангелическая реформатская церковь слились в Объединенную цер­ковь Христа в Америке, которая к кон. 20 в. насчиты­вала более 1,8 млн членов. Конгрегационалистские церкви являются активными участниками экумени­ческого движения (см. Экуменизм).

A.B. Третьяков