Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И РЕЛИГИЯ —
применение теории коллективного бессознательного в сфере религии. Концепция
коллективного бессознательного оформилась в аналитической психологии К.Г.
Юнга, развивающего идеи своего предшественника 3. Фрейда о структуре психики.
В теории Фрейда наряду с рациональными областями Эго (сознательный центр личности)
и Супер-Эго (осуществляющее роль цензора, ответственного за выполнение
требований культуры) существует также Ид (ОНО, или бессознательное, которое
содержит вытесненные из сферы сознания предосудительные и несовместимые с
моралью влечения индивида). По Юнгу, глубинные слои психики включают кроме
индивидуального бессознательного также коллективное бессознательное —
универсальную часть структуры психики, которая обусловлена биохимическим
строением мозга и подобно общей анатомии человеческого тела наследуется в процессе
эволюции и не зависит от воспитания, культурных традиций, происхождения, пола,
возраста. Коллективное бессознательное содержит инстинкты и архетипы.
Последние (как изначальные матрицы сознания, сами по себе пустые, но задающие направленность
мышления) предопределяют возможность нуминозно- го опыта, провоцируют
формирование определенных мифологических и религиозных символов. Так, косвенно
Юнг утверждает мысль о том, что религиозное чувство является врожденным. Теория
коллективного бессознательного способна объяснить сходство первоначальных форм
всех религиозных проявлений, поскольку на заре человеческой истории деятельность
и поведение человека были в большей мере подчинены бессознательному, чем
рациональному мышлению. Выросшие из самых глубин коллективного бессознательного
архаические образы, представления воплощаются в форме религиозных символов,
общих для многих традиций повествовательных мифологических схем. По мнению
Юнга, любой архаический религиозный сюжет описывает состояния психики или
происходящие в ней процессы. Само коллективное бессознательное в мифах и в
религиозных верованиях предстает как нечто аморфное, темное, ускользающее от
осмысления, как неведомая, тайная бездна, что может быть символизировано огнем
или водой, первичным Хаосом. Миф о сотворении Космоса из пустоты, т. обр.,
отражает момент пробуждения сознания из первозданной тьмы, из дремотных пучин
бессознательного. Коллективное бессознательное воспринимается личностью как
чуждая ей, внешняя, отрицательная сила. На самом же деле в нем содержатся
безграничные целительные возможности, которые во времена кризиса и
дезинтеграции сознания осуществляют его целостность и гармонию, поэтому часто
религиозные символы воды и огня амбивалентны. Стихии предстают разрушающими,
уничтожающими все на своем пути силами, что особенно наглядно в эсхатологических
сюжетах (см. Эсхатология). Но они являются также мощным средством ритуального
очищения, уничтожающим зло и грехи (двойственность образа водяного потока, обрушивающегося
с небес, хорошо прослеживается в сюжете о Ганге, призванной на землю, чтобы
омыть кости умерших и смыть грехи живых). Символика очищения водой нашла
отражение в обрядах христианского крещения; в мусульманском омовении перед
входом в мечеть. В славянских ритуалах обход селения с факелами в руках для
отпугивания нечисти также свидетельствует о вере в священную силу этой стихии.
Коллективное бессознательное обладает структурой: как сознание имеет свой
центр — Я, или Эго, (символами которого в религии могут выступать крест,
мировое древо, мандала), так в коллективном бессознательном существует
симметричный Эго архетип «отражения», названный Юнгом «тенью». Наиболее удачным
символом «тени» в верованиях является дракон, змей вод или огненный змей,
чудовище, химерическое животное, природа которого неясна. Архетипический сюжет
«битва героя с драконом» отражает психическую ситуацию подавления личностью
собственной «тени», осознаваемой как негативная, низменная, черная душа. Однако
«тень» играет компенсаторную роль в отношении бессознательных устремлений
индивида, поэтому ее значение может быть также положительным. Часто дракон,
наряду с семантикой стихийности, буйства, разрушения, становится образом
плодородия, блага, подателем чудесных способностей. Мотив убийства дракона заменяется
сюжетом о его приручении. Наличием двух центров (в сознании и в
бессознательном) Юнг объясняет происхождение в религии двух симметричных
персонажей: Бога (проекция на внешний образ всего возвышенного, одухотворенного,
всего положительного, что есть в человеке, но не осознается им как часть
самого себя) и дьявола (проекция всего низменного, гадкого, что человек не
желает в себе признать). Так, основные образы и символы религий, схемы религиозного
поведения человека детерминированы деятельностью не только сознания, но и
коллективного бессознательного. В структурализме у К. Леви-Стросса и в
«структурном психоанализе» Ж. Лакана коллективное бессознательное выступает
как некий объективный момент в субъективных воззрениях и отражает «Порядок
Порядков», некую первичную структуру, по образцу которой структурированы все
явления социального, культурного и природного характера. Религия ближе всего
находится к изначальному Пра-коду, т. к. центральная оппозиция, определяющая
схему в целом (оппозиция жизни и смерти), выражается в ее символах наиболее
адекватно. Совмещение понятий «коллективное бессознательное» (Юнга),
«коллективные представления» (Э.ДюркгеймаиЛ. Леви-Брюля) внесло коррективы в
понимание термина и способствовало появлению более широкого его значения. В
культурологических, иногда в религиоведческих исследованиях под коллективным
бессознательным подразумеваются неосознанные цели, установки и стремления
группы, коллектива людей, объединенных общим мировоззрением или идеологией.
Архетип же понимается как заданный традицией образец для подражания, т. е.
представляет собой культурно наследуемые, а не генетически обусловленные формы.
Т.И.Борко