Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КЕНОЗИС (греч. *** — опустошение) — термин христианской теологии, которым обозначается
акт нисхождения в мир Бога, по собственной воле ограничивающего свою славу и
принимающего условия земного бытия. Термин К. достаточно позднего происхождения.
У гностиков в широком хождении было понятие кенома
(греч. *** — пустота),
которым в системе Валентина, напр., обозначалось противоположное плероме
пустое пространство, которое заполняется исходящей из плеромы Софией (см. Софиология) и ее порождением — Демиургом, созидающем в кеноме семь космических сфер, т. е. оформляющем
материальный мир. Теология валентиниан учила, что
мир, сотворенный рожденным в кеноме Демиургом, — мир
несовершенный, приуготовленный к гибели, поэтому в кеному
является «третий Христос», чтобы спасти в материальном мире то, что можно
вернуть в плерому — пневматиков и психиков.
Христианская идея К. акцентирует не столько значение пустоты, ничтожности материального
мира, сколько представление о самоуничижении Божества, принимающего при
нисхождении в мир человеческую природу, причем в образе рабском, смиренном до
крайней степени — крестной смерти (Фил. 2:6-8). В патристике основы учения об
«уничижении Христа» были заложены Кириллом Александрийским (5 в.), который
конкретизировал понимание в Иисусе Христе соотношения божественной и человеческой
природы, определил толкование степени зависимости воплотившегося Сына Божьего
от человеческой природы. В протестантской теологии тема К. стояла в центре
спора «криптиков» и «кенотиков»
по поводу человеческой природы Христа. Разработка учения о К. сопряжена с
проблемой свободы выбора человеком между добром и злом, допущенной в силу
самоограничения божества. В православном богословии теме К. посвящен труд М.М. Тареева «Уничижение Господа нашего Иисуса Христа» (1901).
В 20 в. термин К. стал одним из ключевых в философии Г.П. Федотова, который в
понятиях «кенозис Христа», «кенотическая
святость» акцентировал значение добровольного уничижения Христа и русских
святых. Опираясь на понятие «кенотическая святость»,
Г.П. Федотов стремился раскрыть особенности русской религиозности. В оборот
современного религиоведения понятие «К.» вошло в значении жертвенного и
униженного нисхождения Божества в мир, осуществляемого из любви к страждущим. При сравнительно-религиоведческом подходе в близкую
связь с идеей К. могут быть поставлены представления об аватарах и учение буддизма Махаяны о бодхисатвах.
А.П. Забияко