Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (греч. *** — утвердительный,
вероятно, от позднего др.-греч.
*** — уверяю, утверждаю) — система раскрытия и обоснования вероучения и описания
объекта христианской религии — Бога (Троицы) посредством позитивных утверждений
на основе заключений по аналогии. Признание трансцендентности Бога,
ограничивающей человеческое знание о нем лишь его теофаниями
— откровениями, тварностью космоса, вмешательством в
судьбы мира и пр., привело к появлению в католической схоластике принципа
аналогии сущего (analogia entis),
подразумевающего получение достоверного знания о божественном бытии из знания о
бытии тварном. В православии К. б. дополняется апофатическим
богословием и в строгом смысле ему не противопоставляется. Именно принципы катафатики позволили выстроить христианскую догматику как
систему позитивных знаний о Боге и сформулировать Символ веры. Фундаментальный
вклад в развитие К. 6. внес Псевдо-Дионисий Ареопагит. В его трактате «О божественных именах»
проводится глубокий анализ имен, приличествующих для обозначения различных
качеств Божества, для его называния. Часть из них являются именованиями
божественных атрибутов: Любовь, Сущий, Вседержитель, Совершенный, Единый. К.
б. Ареопагитик развивает Максим Исповедник (ок. 580-662). У него предметом К. 6. «является Божественный
Логос», который созерцается умом в двояком отношении: 1) в сокровенном образе
бытия Своего и 2) по Своему отношению к миру. Первое открывает тайну
Троичности, второе — тайну творения, промысла и суда. Максим Исповедник особую
роль в К. б. отводит христологии, как наиболее
достоверному, явленному и доступному человеку знанию о Боге. И даже тринитарную
догматику видит укорененной в христологи- ческой. Такой христоцентричный подход
не был новшеством для византийского К. 6.7 в.,
поскольку уже в тексте Никео-Цареградского Символа
веры (4 в.) основное внимание сосредоточено на личности Иисуса Христа. С тех пор христологическая проблематика
занимает важное место в К. б. В разное время и в разных христианских конфессиях К. б. то отходило на второй план, то начинало
играть весьма значительную роль, но ни одна богословская система не может
существовать без позитивных утверждений о Боге.
И.П. Давыдов