КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (греч. *** — утвердительный, вероят­но, от позднего др.-греч. *** — уверяю, утверж­даю) — система раскрытия и обоснования вероуче­ния и описания объекта христианской религии — Бога (Троицы) посредством позитивных утверждений на основе заключений по аналогии. Признание транс­цендентности Бога, ограничивающей человеческое знание о нем лишь его теофаниями — откровения­ми, тварностью космоса, вмешательством в судьбы мира и пр., привело к появлению в католической схо­ластике принципа аналогии сущего (analogia entis), подразумевающего получение достоверного знания о божественном бытии из знания о бытии тварном. В православии К. б. дополняется апофатическим бого­словием и в строгом смысле ему не противопоставля­ется. Именно принципы катафатики позволили вы­строить христианскую догматику как систему пози­тивных знаний о Боге и сформулировать Символ веры. Фундаментальный вклад в развитие К. 6. внес Псевдо-Дионисий Ареопагит. В его трактате «О божествен­ных именах» проводится глубокий анализ имен, при­личествующих для обозначения различных качеств Божества, для его называния. Часть из них являются именованиями божественных атрибутов: Любовь, Су­щий, Вседержитель, Совершенный, Единый. К. б. Ареопагитик развивает Максим Исповедник (ок. 580-662). У него предметом К. 6. «является Божественный Ло­гос», который созерцается умом в двояком отноше­нии: 1) в сокровенном образе бытия Своего и 2) по Своему отношению к миру. Первое открывает тайну Троичности, второе — тайну творения, промысла и суда. Максим Исповедник особую роль в К. б. отводит христологии, как наиболее достоверному, явленному и доступному человеку знанию о Боге. И даже тринитарную догматику видит укорененной в христологи- ческой. Такой христоцентричный подход не был нов­шеством для византийского К. 6.7 в., поскольку уже в тексте Никео-Цареградского Символа веры (4 в.) ос­новное внимание сосредоточено на личности Иисуса Христа. С тех пор христологическая проблематика за­нимает важное место в К. б. В разное время и в разных христианских конфессиях К. б. то отходило на второй план, то начинало играть весьма значительную роль, но ни одна богословская система не может существовать без позитивных утверждений о Боге.

И.П. Давыдов