Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

КАРАИМОВ РЕЛИГИЯ, караизм — синкретическая система верований, культовых и обрядовых действий, существовавшая у одного из ныне малочисленных тюркских народов — караев. Среди компонент К. р. сле­дует выделить: I) родоплеменные верования кочевых племен, распространенные среди тюркского населения Алтая, а затем и Хазарского каганата; идеи и культ по­следователей учения Анана бен Давида, предпринявше­го в 8 в. радикальную реформу иудаизма, христианства и ислама; 2) религиозно-культурные традиции, воспри­нятые караимами от ислама и исламизированных на­родов Ближнего Востока, Турции и ханского Крыма. На территории Российской империи районами ком­пактного проживания и активной религиозной жиз^ ни караимов были Евпатория и Чуфт-Кале (в Крыму), Трокай (Литва), а также Галич (Зап. Украина). Этногра­фы полагают, что два последних центра сложились в 13-14 вв. в результате переселения караимов из Кры­ма. Религиоведы, выступающие с позиций трактовки К. р. как иудаисгской секты, умаляют значение доислам­ского, тюркского и исламского элементов в этой рели­гиозной системе. Их позиция подвергается системати­ческой критике авторами, утверждающими этнокультур­ную дисганцированностъ караимов от иудаизма (С М. Шапшал, А. И. и Ю. А. Полкановы, М. Э. Хафуз и др.). Корни верований первого «пласта» К. р. связаны с тюркской группой алтайской семьи народов (древнекараимский язык принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков). Они включают поклонение Тенри (Тенгри) мольбы о ниспослании дождя, культ солнца, священ­ных дубов и т. д. Традиции погребальной тризны (айач- ичмек — пить из кубка), скачек с призами, обычай схо­дить с коня у могил правителей — также свидетель­ства тюркского происхождения древних верований караимов. Второй «пласт» К. р. связан с реформой Ана­на, отрицавшего религиозное значение Талмуда пер­воначально в среде правоверных иудеев; затем это уче­ние получило распространение среди хазар и др. тюрок Хазарского каганата, в т. ч. и караев, проживавших на территории этого государства в 8-11 вв. Учение Анана признало в качестве единственной священной книги Ветхий Завет, придавало особое значение его десяти заповедям, призывало почитать пророков Моисея, Иису­са Христа и Муххамада. Оно предприняло, т. обр., по­пытку синтезировать ветхозаветный иудаизм с двумя мировыми религиями, исторически и идейно связан­ными с ним, в этом качестве оно ориентировалось на круги, неудовлетворенные догматической строгостью, обрядоверием и ригоризмом требований, предъявляв­шихся духовенством к правоверным иудеям, христиа­нам и мусульманам. Почитание Ветхого Завета и осо­бенно его десяти заповедей сочетается в учении Анана с правом аллегорического и индивидуального истол­кования Торы. Утверждение веры в загробную жизнь, проповедь аскетического идеала бедности, любви к ближнему, а также отказ придавать обрядам и таин­ствам основополагающее значение для поведения ве­рующего связаны в реформе Анана с идеями первона­чального христианства; Особое место заняла одиннад­цатая, по существу, заповедь — благотворительности и милосердия, сыгравшая большую роль во взаимной поддержке членов религиозной общины. Признание Моисея и Иисуса Христа — наряду с Муххамадом — пророками свидетельствует о влиянии ислама на уче­ние Анана. Он разделял также представления о метем­психозе, широко распространенные в Древней Индии, Иране, среди пифагорийцев и др. С идеей бессмертия души связывалась зависимость судьбы человека от его поведения в земной жизни, утверждалась личная от­ветственность за все, что происходит и произойдет с человеком. Отсюда следовало требование непрерывного морального самосовершенствования на основе само­стоятельного изучения (Ветхого Завета). Отрицая статус духовенства как посредника между Богом и людьми, Анан подчеркивал, что «суббота для человека, а не человек для субботы*, поэтому сын человеческий есть господин и субботы». Последователи Анана создали караимскую церковь со священнослужителями (газзанами), особым культовым зданием (кенаса), ветхоза­ветными религиозными праздниками. Среди после­дних в Пурим, Пасха, Пятидесятница, Недава, Новый год (от сотворения мира), Киппур (пост), Суккот. Все праздники начинаются вечером дня, предшествующе­го указанному в календаре караимских праздников. До 1917 в России было более 20 кенас (в настоящее время богослужение проводится в Евпатории, в Трокае и в Харькове). Здания кенас ориентированы с севера на юг и представляют в плане базилику с двускатной кры­шей. Во внутреннем пространстве выделяется преддве­рие, большой молельный зал, алтарная часть, зареше­ченный балкон для женщин (куда ведет отдельный вход). Предметом особого почитания являются спис­ки Пятикнижия Моисеева (Торы), выполненные квад­ратным древнеевр. шрифтом на старокараимском язы­ке. Богослужение в караимской общине поручалось тому, кто хорошо знал Тору, молитвенный ритуал и имел нравственный авторитет среди единоверцев. Офи­циальное утверждение газзана государственной адми­нистрацией имело в данном случае второстепенное зна­чение. Богослужение совершалось два раза в сутки: ут­ром и вечером. Считалось, что оно должно начинаться с восходом и заходом солнца; но реально время утрен­него богослужения сдвигалось на более позднее: оно начиналось в восемь или девять часов утра. Молитвы, состоящие преимущественно из псалмов Давида, пе­лись речитативом на разные напевы, причем первую половину стиха произносил газзан, а вторую — хо­ром — молящиеся. Помимо этого читались стихи из первой главы Книги Бытия, относящиеся к данному дню недели (в порядке сотворения мира); места из Пи­сания, где воспеваются всемогущество и премудрость Бога. В праздничные дни (в т. ч. и в субботу) в утренних молитвах читались из Пятикнижия места, касающие­ся значения данного праздника и правил поведения, с ним связанных (в т. ч. и напоминания о жертвоприно­шениях к тому или иному празднику). Взамен пропове­ди каждый день утром и вечером читались небольшие отрывки из Второзакония (4:4-9; 11:13-21). В особо тор­жественные дни исполнялись гимны. В праздничные Дни и в субботу число читаемых псалмов и др. мест из Писания увеличивалось. В эти же дни исполнялись Духовные песни как караимских, так и некоторых раввинистских поэтов. Хотя первые погребения караимов в Крыму датируются временем до появления на полу­острове мусульман, крымские татары, обращенные в ислам, стали доминирующим окружением для после­дователей К. р. Это укрепило элементы религиозно-культурного уклада народа, общие с исламинизированным населением (идея единобожия, обычай поднимать на войлоке избранного Гахана — духовного руково­дителя, обязательность омовения, содержание гаремов богатыми караимами и др.). В настоящее время пред­принимаются усилия по восстановлению кенас и воз­рождению в них богослужебной деятельности. Однако фактический распад этно-конфессиональных общин караимов сопровождается увеличением среди них чис­ла смешанных браков; это усиливает ассимиляцию и, наряду с секуляризационными процессами, способству­ет отмиранию К. р. Большинство ее бывших последо­вателей приняло христианство или иудаизм, либо про­возглашает себя сторонниками «личной» религии, либо проявляет религиозную индифферентность.

B.C. Глаголев

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz