Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КАРАИМОВ
РЕЛИГИЯ,
караизм — синкретическая система верований, культовых и обрядовых действий,
существовавшая у одного из ныне малочисленных тюркских народов — караев. Среди
компонент К. р. следует выделить: I) родоплеменные верования
кочевых племен, распространенные среди тюркского населения Алтая, а затем и
Хазарского каганата; идеи и культ последователей учения Анана бен Давида,
предпринявшего в 8 в. радикальную реформу иудаизма, христианства и ислама; 2)
религиозно-культурные традиции, воспринятые караимами от ислама и
исламизированных народов Ближнего Востока, Турции и ханского Крыма. На
территории Российской империи районами компактного проживания и активной
религиозной жиз^ ни караимов были Евпатория и
Чуфт-Кале (в Крыму), Трокай (Литва), а также Галич (Зап. Украина). Этнографы полагают,
что два последних центра сложились в 13-14 вв. в результате переселения
караимов из Крыма. Религиоведы, выступающие с позиций трактовки К. р. как
иудаисгской секты, умаляют значение доисламского, тюркского и исламского
элементов в этой религиозной системе. Их позиция подвергается систематической
критике авторами, утверждающими этнокультурную
дисганцированностъ караимов от иудаизма (С М. Шапшал, А. И. и Ю. А. Полкановы,
М. Э. Хафуз и др.). Корни верований первого «пласта» К. р. связаны с тюркской
группой алтайской семьи народов (древнекараимский язык принадлежит к кыпчакской
группе тюркских языков). Они включают поклонение Тенри (Тенгри) мольбы о
ниспослании дождя, культ солнца, священных дубов и т. д. Традиции погребальной
тризны (айач- ичмек — пить из кубка), скачек с
призами, обычай сходить с коня у могил правителей — также свидетельства
тюркского происхождения древних верований караимов. Второй «пласт» К. р. связан
с реформой Анана, отрицавшего религиозное значение Талмуда первоначально в
среде правоверных иудеев; затем это учение получило
распространение среди хазар и др. тюрок Хазарского каганата, в т. ч. и караев,
проживавших на территории этого государства в 8-11 вв. Учение Анана признало в
качестве единственной священной книги Ветхий Завет, придавало особое значение
его десяти заповедям, призывало почитать пророков Моисея, Иисуса Христа и
Муххамада. Оно предприняло, т. обр., попытку синтезировать
ветхозаветный иудаизм с двумя мировыми религиями, исторически и идейно связанными
с ним, в этом качестве оно ориентировалось на круги, неудовлетворенные
догматической строгостью, обрядоверием и ригоризмом требований, предъявлявшихся
духовенством к правоверным иудеям, христианам и мусульманам. Почитание Ветхого
Завета и особенно его десяти заповедей сочетается в учении Анана
с правом аллегорического и индивидуального истолкования Торы.
Утверждение веры в загробную жизнь, проповедь аскетического идеала бедности,
любви к ближнему, а также отказ придавать обрядам и таинствам основополагающее
значение для поведения верующего связаны в реформе Анана с
идеями первоначального христианства; Особое место заняла одиннадцатая, по
существу, заповедь — благотворительности и милосердия, сыгравшая большую роль
во взаимной поддержке членов религиозной общины. Признание Моисея и Иисуса
Христа — наряду с Муххамадом — пророками свидетельствует о влиянии ислама на
учение Анана. Он разделял также представления о метемпсихозе, широко
распространенные в Древней Индии, Иране, среди пифагорийцев и др. С идеей
бессмертия души связывалась зависимость судьбы человека от его поведения в
земной жизни, утверждалась личная ответственность за все, что происходит и
произойдет с человеком. Отсюда следовало требование непрерывного морального
самосовершенствования на основе самостоятельного изучения (Ветхого Завета). Отрицая
статус духовенства как посредника между Богом и людьми, Анан подчеркивал, что
«суббота для человека, а не человек для субботы*, поэтому сын человеческий есть
господин и субботы». Последователи Анана создали караимскую церковь со
священнослужителями (газзанами), особым культовым зданием (кенаса), ветхозаветными религиозными праздниками. Среди последних в Пурим, Пасха, Пятидесятница, Недава, Новый год
(от сотворения мира), Киппур (пост), Суккот. Все праздники начинаются вечером
дня, предшествующего указанному в календаре
караимских праздников. До 1917 в России было более 20 кенас (в настоящее время
богослужение проводится в Евпатории, в Трокае и в Харькове). Здания кенас
ориентированы с севера на юг и представляют в плане базилику с двускатной крышей.
Во внутреннем пространстве выделяется преддверие, большой молельный зал,
алтарная часть, зарешеченный балкон для женщин (куда ведет отдельный вход).
Предметом особого почитания являются списки Пятикнижия Моисеева (Торы),
выполненные квадратным древнеевр. шрифтом на старокараимском языке.
Богослужение в караимской общине поручалось тому, кто хорошо знал Тору, молитвенный
ритуал и имел нравственный авторитет среди единоверцев. Официальное
утверждение газзана государственной администрацией имело в данном случае
второстепенное значение. Богослужение совершалось два раза в сутки: утром и
вечером. Считалось, что оно должно начинаться с восходом и заходом солнца; но
реально время утреннего богослужения сдвигалось на более позднее: оно
начиналось в восемь или девять часов утра. Молитвы, состоящие преимущественно
из псалмов Давида, пелись речитативом на разные напевы, причем первую половину
стиха произносил газзан, а вторую — хором — молящиеся. Помимо этого читались
стихи из первой главы Книги Бытия, относящиеся к данному дню недели (в порядке
сотворения мира); места из Писания, где воспеваются всемогущество и
премудрость Бога. В праздничные дни (в т. ч. и в субботу) в утренних молитвах
читались из Пятикнижия места, касающиеся значения данного праздника и правил
поведения, с ним связанных (в т. ч. и напоминания о жертвоприношениях к тому
или иному празднику). Взамен проповеди каждый день утром и вечером читались
небольшие отрывки из Второзакония (4:4-9; 11:13-21). В особо торжественные дни
исполнялись гимны. В праздничные Дни и в субботу число читаемых псалмов и др.
мест из Писания увеличивалось. В эти же дни исполнялись Духовные песни как
караимских, так и некоторых раввинистских поэтов. Хотя первые
погребения караимов в Крыму датируются временем до появления на полуострове
мусульман, крымские татары, обращенные в ислам, стали доминирующим окружением
для последователей К. р. Это укрепило элементы религиозно-культурного уклада
народа, общие с исламинизированным населением (идея единобожия, обычай
поднимать на войлоке избранного Гахана — духовного руководителя,
обязательность омовения, содержание гаремов богатыми караимами и др.). В
настоящее время предпринимаются усилия по восстановлению
кенас и возрождению в них богослужебной деятельности. Однако фактический
распад этно-конфессиональных общин караимов сопровождается увеличением среди
них числа смешанных браков; это усиливает ассимиляцию и, наряду с
секуляризационными процессами, способствует отмиранию К. р. Большинство ее
бывших последователей приняло христианство или иудаизм, либо провозглашает
себя сторонниками «личной» религии, либо проявляет религиозную индифферентность.
B.C. Глаголев