Керигма - Религиоведение / Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

КЕРИГМА (греч. тспрАУуц — объявление, извещение, проповедь) — то, что провозглашено; в своем перво­начальном христианском значении К. — проповедь апо­столами евангельской вести, суть которой состоит в возвещении Иисуса Христа Сыном Божиим, вочеловечившимся, принявшим мученическую смерть на кре­сте, воскресшим и воссевшим на небесах одесную Бога- Отца. Т. обр., К. — совокупность провозглашенных апо­столами идей, начальный пункт развития вероучения и богословия христианской церкви. Обладание К., при­нятой в раннехристианских общинах за исходный сим­вол веры, отличало христианство от многих древних религий, опиравшихся на мифологическое преданиее имевшее силы вероучительной нормы. Принятие К. выступало в раннехристианских общинах условием членства. Переход от К. к доктринальной разработке вероучения намечается в «Деяниях апостолов» в речах Петра. В современной теологии понятие К. получилс широкое распространение и переосмысление благодаря концепции демифологизации протестантского теолога Р. Бультмана. Бультман, разделявший многие идеи философии экзистенциализма, понимал под К. «воз­вещение», доносящее до человека непреходящую суть христианского вероучения. К., которая пребывает вне истории и соотнесена с экзистенциальными основа­ниями бытия, противопоставлена Бультманом христи­анскому «мифу» — той части христианства, которая повествует об «историческом Иисусе» и несет на себе отпечаток исторически обусловленных, преходящих форм. Сложившаяся в 20 в. «керигматическая теоло­гия» акцентирует в понятии «К.» значения живой, пе­режитой как личный опыт вести об Иисусе Христе, спа­сительного знания, противополагая К. схоластической теологии.

А.П. Забияко