Религиоведение / Энциклопедический словарь.
–М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КЕРИГМА (греч. тспрАУуц,а — объявление,
извещение, проповедь) — то, что провозглашено; в своем первоначальном
христианском значении К. — проповедь апостолами евангельской вести, суть
которой состоит в возвещении Иисуса Христа Сыном Божиим, вочеловечившимся, принявшим
мученическую смерть на кресте, воскресшим и воссевшим на небесах одесную Бога-
Отца. Т. обр., К. — совокупность провозглашенных апостолами идей, начальный
пункт развития вероучения и богословия христианской церкви. Обладание К., принятой
в раннехристианских общинах за исходный символ веры,
отличало христианство от многих древних религий, опиравшихся на мифологическое предание,не имевшее силы вероучительной нормы. Принятие К. выступало в раннехристианских общинах условием членства. Переход от К.
к доктринальной разработке вероучения намечается в «Деяниях апостолов» в речах Петра.
В современной теологии понятие К. получилс широкое
распространение и переосмысление благодаря концепции демифологизации
протестантского теолога Р. Бультмана. Бультман, разделявший многие идеи
философии экзистенциализма, понимал под К. «возвещение», доносящее до человека
непреходящую суть христианского вероучения. К., которая пребывает вне истории и
соотнесена с экзистенциальными основаниями бытия, противопоставлена Бультманом христианскому «мифу» — той части христианства,
которая повествует об «историческом Иисусе» и несет на себе отпечаток
исторически обусловленных, преходящих форм. Сложившаяся в 20 в. «керигматическая теология» акцентирует в понятии «К.»
значения живой, пережитой как личный опыт вести об Иисусе Христе, спасительного
знания, противополагая К. схоластической теологии.
А.П. Забияко