Религиоведение / Энциклопедический словарь.
–М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КЕНОТИЧЕСКАЯ
ТЕОЛОГИЯ
- направление в протестантской теологии сер. 19—нач.
20 в., представители которого акцентировали внимание на самоуничижении (кенозисе) Иисуса Христа. К. т. развивалась в рамках
теологии нескольких конфессий (лютеранство,
англиканство, кальвинизм) и изначально была неоднородной. Впервые она была
обоснована в трудах нем. лютеранского теолога Г. Томазиуса
(1802-1875); позже получила распространение в Великобритании и США (П.Т.
Форсайт, Ч. Гор, Э. Ферберн, А. Гарви,
Х.Р. Макинтош). Появление К. т. было реакцией на библейскую критику и
либеральную протестантскую теологию с ее восприятием преимущественно
человеческих аспектов Евангелия. В противоположность либерализму К. т. стремилась
осмыслить соотношение божественной и человеческой природы в
Христе в рамках традиционной христологии. Согласно
К. т. необходимо различать внешние и внутренние божественные
качества. В боговоплощении внешние качества
божественной природы в Христе заменяются
человеческими чертами. В некоторых вариантах К. т. акцент ставится не на заместительном
характере жертвы Христа (что традиционно для протестантизма), а на
сострадательности как фундаментальном аспекте боговоплощения
(П.Т. Форсайт). Или утверждается, что самоумаление
происходит не только в воплощении, но и во внутри-троичных
отношениях: Сын умаляет Себя уже в своем послушании Отцу (А. Гарви). Некоторые сторонники К. т., напр., Ч. Гор, даже
допускали, что в воплощении Сына происходит и кенозис
Отца. В русской православной мысли Серебряного века с ее углубленным вниманием
к кенозису как традиционной патристической
категории аналог К. т. был разработан ММ. Тареевым, над данной проблематикой работал также П.А.
Флоренский.
О.В: Несмиянова, A.M.
Семанов