Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

КЕНОТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - направление в протестантской теологии сер. 19—нач. 20 в., предста­вители которого акцентировали внимание на самоуни­чижении (кенозисе) Иисуса Христа. К. т. развивалась в рамках теологии нескольких конфессий (лютеранство, англиканство, кальвинизм) и изначально была неодно­родной. Впервые она была обоснована в трудах нем. лютеранского теолога Г. Томазиуса (1802-1875); позже получила распространение в Великобритании и США (П.Т. Форсайт, Ч. Гор, Э. Ферберн, А. Гарви, Х.Р. Макин­тош). Появление К. т. было реакцией на библейскую критику и либеральную протестантскую теологию с ее восприятием преимущественно человеческих аспектов Евангелия. В противоположность либерализму К. т. стремилась осмыслить соотношение божественной и человеческой природы в Христе в рамках традицион­ной христологии. Согласно К. т. необходимо различать внешние и внутренние божественные качества. В боговоплощении внешние качества божественной при­роды в Христе заменяются человеческими чертами. В некоторых вариантах К. т. акцент ставится не на за­местительном характере жертвы Христа (что тради­ционно для протестантизма), а на сострадательнос­ти как фундаментальном аспекте боговоплощения (П.Т. Форсайт). Или утверждается, что самоумаление происходит не только в воплощении, но и во внутри-троичных отношениях: Сын умаляет Себя уже в своем послушании Отцу (А. Гарви). Некоторые сторонники К. т., напр., Ч. Гор, даже допускали, что в воплощении Сына происходит и кенозис Отца. В русской православ­ной мысли Серебряного века с ее углубленным внима­нием к кенозису как традиционной патристической ка­тегории аналог К. т. был разработан ММ. Тареевым, над данной проблематикой работал также П.А. Флоренский.

О.В: Несмиянова, A.M. Семанов

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz