Религиоведение / Энциклопедический словарь.
–М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КВАКЕРЫ, Общество друзей (от
англ. quakers — букв, трепещущие, трясущиеся) —религиозно-мистическое движение протестантского
происхождения, возникшее среди англ. диаентеров в
сер. 17 в. Название «К.» первоначально было уничижительным; его дали противники
этого движения, обвинявшие его сторонников в излишней эмоциональности и
нестандартности поведения. Но впоследствии это название было воспринято
самими сторонниками движения. В основе мировоззрения К.,
явившегося радикальным вариантом развития идеи непрерывного личного
Откровения, лежит представление о том, что в душе каждого человека, независимо
от его религиозных убеждений, присутствует Бог (Логос, Святой Дух, «внутренний
Христос», «внутренний свет»), который является единственным источником
религиозной истины и подлинным авторитетом для верующего. Библия при этом
рассматривается как свидетельство религиозного опыта истинно верующих, имеющее
подчиненное значение и требующее истолкования через непосредственное общение с
Богом. Родоначальником движения, часто именуемого квакериз- мом,
считается британский мистик Джордж Фокс (Foxe)
(1624-1691), сын ремесленника из Лестершира, не
имевший систематического образования и определенных занятий,но
очень религиозный. В 1642 Фокс ушел из дома, а в 1647-1652 пережил религиозный
опыт, убедивший его в возможности непосредственного общения с Богом для
каждого человека и единственной истинности этого пути. Основанная им группа
стала быстро пополняться за счет бывших пуритан, баптистов и других
нонконформистов. Привлекательными чертами движения Фокса
явились строгие нравы его последователей, характерный для этого периода
милленаризм и своеобразная социальная этика: отрицание сословности, церемониалов
и духовенства, призывы к милосердию, социальной справедливости, отмене
рабства, пыток и смертной казни, возможность женского лидерства (на основе
радикального понимания идеи всеобщего священства), бескомпромиссный пацифизм,
отвергающий насилие даже для самозащиты, а также полная веротерпимость,
поскольку богообщение доступно всем людям. В
религиозном плане основной чертой К. изначально явилось отсутствие четкого вероучения,
причем для них характерно отрицание всех общехристианских догматов, включая
Троицу и Боговоплощение, у них также нет таинств,
определенных церковных установлений, ритуалов, религиозной символики, музыки, гимнографии. Основными формами внешне максимально
упрощенной религиозной практики стали молитвенные собрания с акцентом на
спонтанность богослужения. На протяжении почти всей жизни Фокс и его
сторонники, распространявшие свое учение и основывавшие общины по всей Англии,
Нидерландам и североамериканским колониям, подвергались обвинениям в богохульстве
и преследованиям. Несмотря на сравнительную малочисленность, К. приобрели заметное
влияние в религиозной и общественной жизни англоязычного мира. В 1656 первые
К. прибыли в Сев. Америку, в Массачусетс, где
пуританская община подвергла их изгнанию и телесным наказаниям, а в 1659-1660
три проповедника К. были казнены. В 1667 квакером стал известный общественный
деятель У. Пенн, основавший на подаренной его отцу
земле в Пенсильвании квакерскую колонию. Позже она стала г.
Филадельфия и привлекла к себе на основе полной веротерпимости религиозных
эмигрантов, не вписавшихся в пуританскую теократическую модель. Сам Фокс в период
1661- 1689 8 раз приговаривался к тюремному заключению и провел в тюрьмах ок. 6 лет; последние годы жизни он провел в Лондоне. После
смерти Фокса в 1691 центр движения полностью переместился в Америку, где оно
приняло более умеренный характер. К нач. 18 в. кваке- ризм распространился почти во всех американских колониях. В
1827 от К. откололась группа, испытавшая влияние ривайвелизма
и приблизившаяся к традиционному протестантизму, признав общехристианские
догматы. В 1752 К. встали во главе аболиционистского движения и принимали в нем
активное участие вплоть до Гражданской войны и ликвидации рабства на Юге США. В
1917 возник т. наз. Американский комитет Общества друзей, добившийся создания института
альтернативной гражданской службы для своих единоверцев и всех верующих, отказывающихся
от ношения оружия, а также проводящий активную миротворческую, антивоенную и
благотворительно-гуманитарную деятельность. Сегодня Общество Друзей сохраняет неинституциональный характер и не имеет определенного
вероучения. Отдельные К. разделяют общехристианские убеждения, однако,
движение в целом считать формой протестантизма проблематично, поскольку
христианская традиция и даже Библия действительного авторитета для него не
имеют. Общины К. распространены почти во всех странах, где присутствует
англоязычный протестантизм. В России первая община возникла в Москве в 1991, но
распространение движения незначительно.
О.В. Несмиянова, A.M.
Семанов