Квакеры - Религиоведение / Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

КВАКЕРЫ, Общество друзей (от англ. quakers — букв, трепещущие, трясущиеся) —религиозно-мистическое движение протестантского происхождения, возникшее среди англ. диаентеров в сер. 17 в. Название «К.» пер­воначально было уничижительным; его дали против­ники этого движения, обвинявшие его сторонников в излишней эмоциональности и нестандартности пове­дения. Но впоследствии это название было восприня­то самими сторонниками движения. В основе мировоз­зрения К., явившегося радикальным вариантом раз­вития идеи непрерывного личного Откровения, лежит представление о том, что в душе каждого человека, не­зависимо от его религиозных убеждений, присутству­ет Бог (Логос, Святой Дух, «внутренний Христос», «внут­ренний свет»), который является единственным источ­ником религиозной истины и подлинным авторитетом для верующего. Библия при этом рассматривается как свидетельство религиозного опыта истинно верующих, имеющее подчиненное значение и требующее истол­кования через непосредственное общение с Богом. Ро­доначальником движения, часто именуемого квакериз- мом, считается британский мистик Джордж Фокс (Foxe) (1624-1691), сын ремесленника из Лестершира, не имевший систематического образования и определен­ных занятий,но очень религиозный. В 1642 Фокс ушел из дома, а в 1647-1652 пережил религиозный опыт, убе­дивший его в возможности непосредственного обще­ния с Богом для каждого человека и единственной ис­тинности этого пути. Основанная им группа стала бы­стро пополняться за счет бывших пуритан, баптистов и других нонконформистов. Привлекательными черта­ми движения Фокса явились строгие нравы его после­дователей, характерный для этого периода милленаризм и своеобразная социальная этика: отрицание сослов­ности, церемониалов и духовенства, призывы к мило­сердию, социальной справедливости, отмене рабства, пыток и смертной казни, возможность женского ли­дерства (на основе радикального понимания идеи все­общего священства), бескомпромиссный пацифизм, отвергающий насилие даже для самозащиты, а также полная веротерпимость, поскольку богообщение до­ступно всем людям. В религиозном плане основной чертой К. изначально явилось отсутствие четкого ве­роучения, причем для них характерно отрицание всех общехристианских догматов, включая Троицу и Боговоплощение, у них также нет таинств, определенных церковных установлений, ритуалов, религиозной символики, музыки, гимнографии. Основными формами внешне максимально упрощенной религиоз­ной практики стали молитвенные собрания с акцен­том на спонтанность богослужения. На протяжении почти всей жизни Фокс и его сторонники, распро­странявшие свое учение и основывавшие общины по всей Англии, Нидерландам и североамериканским колониям, подвергались обвинениям в богохульстве и преследованиям. Несмотря на сравнительную ма­лочисленность, К. приобрели заметное влияние в ре­лигиозной и общественной жизни англоязычного мира. В 1656 первые К. прибыли в Сев. Америку, в Массачусетс, где пуританская община подвергла их изгнанию и телесным наказаниям, а в 1659-1660 три проповедника К. были казнены. В 1667 квакером стал известный общественный деятель У. Пенн, основав­ший на подаренной его отцу земле в Пенсильвании квакерскую колонию. Позже она стала г. Филадельфия и привлекла к себе на основе полной веротерпимости религиозных эмигрантов, не вписавшихся в пуритан­скую теократическую модель. Сам Фокс в период 1661- 1689 8 раз приговаривался к тюремному заключению и провел в тюрьмах ок. 6 лет; последние годы жизни он провел в Лондоне. После смерти Фокса в 1691 центр движения полностью переместился в Америку, где оно приняло более умеренный характер. К нач. 18 в. кваке- ризм распространился почти во всех американских колониях. В 1827 от К. откололась группа, испытавшая влияние ривайвелизма и приблизившаяся к традици­онному протестантизму, признав общехристианские догматы. В 1752 К. встали во главе аболиционистского движения и принимали в нем активное участие вплоть до Гражданской войны и ликвидации рабства на Юге США. В 1917 возник т. наз. Американский комитет Общества друзей, добившийся создания института альтернативной гражданской службы для своих еди­новерцев и всех верующих, отказывающихся от но­шения оружия, а также проводящий активную миро­творческую, антивоенную и благотворительно-гума­нитарную деятельность. Сегодня Общество Друзей сохраняет неинституциональный характер и не име­ет определенного вероучения. Отдельные К. разделя­ют общехристианские убеждения, однако, движение в целом считать формой протестантизма проблема­тично, поскольку христианская традиция и даже Библия действительного авторитета для него не имеют. Общины К. распространены почти во всех странах, где присутствует англоязычный протестантизм. В России первая община возникла в Москве в 1991, но распро­странение движения незначительно.

О.В. Несмиянова, A.M. Семанов