Катарсис - Религиоведение / Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

КАТАРСИС (греч. кавосрац — очищение) — термин древнегреч. философии и эстетики, обозначающий сущность эстетического переживания. Восходит к древ­нему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. В греческом религиозном враче­вании К. — освобождение тела от какой-нибудь вред­ной материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов. Греч, выражение «К. аффектов» имело двоя­кий смысл и означало: 1) очищение аффектов от ка­кой-либо скверны, 2) очищение души от аффектов, временное освобождение от них. Греч, трагедия, воз­буждая в зрителе сострадание и страх, должна была про­извести разрежение этих аффектов, направляя их в без­вредное русло эстетической эмоции, и, следовательно, создать чувство облегчения, подобно тому, как в греч. религиозном врачевании «энтузиастические» состо­яния излечивались с помощью исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вы­зывали повышение аффекта и, соответственно, — К. Однако в отличие от античной традиции, где К. пони­мался в этическом, медицинском и в последнюю оче­редь религиозном смысле, в настоящее время этот тер­мин по преимуществу имеет религиозно-психическое значение. В религиозной практике К. чаще всего связан с богослужением и молитвой, т. е. такими психологиче­скими актами, в основе которых лежит религиозная исповедь и медитация. Главной целью этих действий является достижение ритуальной чистоты. Сущность религиозного К. связана с динамикой чувственно-эмоциональной сферы индивида, с трансформацией от­рицательных переживаний в положительные. Если рассматривать изменение индивида в процессе очи­щения, то можно выделить три составляющие религи­озного К. Во-первых, индивид должен поколебать и преодолеть в себе наивно-аутистическую интенцию. Во-вторых, ему предстоит испытать новое измерение и содержание жизни. Человек должен положить начало Новому самосознанию: суждению о себе в свете нового Измерения, вызванного К. К. обычно требует, чтобы Человек отвернулся от того, что доселе находилось в Центре его личной жизни, в фокусе внимания и предпочтения. В-третьих, основная цель религиозного К. состоит в том, чтобы после осуждения прежней интен­ции и прежних содержаний, был обновлен в своем строении и укреплен в своей силе духовно-религиозный акт человека. Следовательно, задача, которую ста­вил себе в истории религиозный К., состояла в том, что­бы отвлечь личное бессознательное от небожествен­ного и направить его к сакральному и религиозному.

A.B. Третьяков