Религиоведение / Энциклопедический словарь.
–М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КАТАРСИС (греч.
кавосрац — очищение) —
термин древнегреч. философии и эстетики, обозначающий
сущность эстетического переживания. Восходит к древнему пифагорейству, которое
рекомендовало музыку для очищения души. В греческом
религиозном врачевании К. — освобождение тела от какой-нибудь вредной
материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов. Греч, выражение «К.
аффектов» имело двоякий смысл и означало: 1) очищение аффектов от какой-либо
скверны, 2) очищение души от аффектов, временное освобождение от них. Греч,
трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, должна была произвести
разрежение этих аффектов, направляя их в безвредное русло эстетической эмоции,
и, следовательно, создать чувство облегчения, подобно тому, как в греч. религиозном врачевании «энтузиастические» состояния излечивались с помощью
исполнения перед больными энтузиастических мелодий,
которые вызывали повышение аффекта и, соответственно, — К. Однако в отличие от
античной традиции, где К. понимался в этическом, медицинском и в последнюю очередь
религиозном смысле, в настоящее время этот термин по
преимуществу имеет религиозно-психическое значение. В религиозной практике К.
чаще всего связан с богослужением и молитвой, т. е.
такими психологическими актами, в основе которых лежит религиозная исповедь и медитация.
Главной целью этих действий является достижение ритуальной чистоты. Сущность
религиозного К. связана с динамикой чувственно-эмоциональной сферы индивида, с
трансформацией отрицательных переживаний в положительные.
Если рассматривать изменение индивида в процессе очищения, то можно выделить
три составляющие религиозного К. Во-первых, индивид
должен поколебать и преодолеть в себе наивно-аутистическую
интенцию. Во-вторых, ему предстоит испытать новое измерение и содержание жизни.
Человек должен положить начало Новому самосознанию: суждению о себе в свете нового Измерения, вызванного К. К. обычно требует, чтобы
Человек отвернулся от того, что доселе находилось в Центре его личной жизни, в
фокусе внимания и предпочтения. В-третьих, основная цель религиозного К. состоит
в том, чтобы после осуждения прежней интенции и прежних содержаний, был
обновлен в своем строении и укреплен в своей силе духовно-религиозный акт человека.
Следовательно, задача, которую ставил себе в истории религиозный К., состояла
в том, чтобы отвлечь личное бессознательное от
небожественного и направить его к сакральному и религиозному.
A.B. Третьяков