Религиоведение / Энциклопедический словарь.
–М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КАТАКОМБНОЕ ДВИЖЕНИЕ — религиозное движение, возникшее в рамках православия русского
в нач. 1920-х гг. Значимым событием оказалось
появление группы архиереев (по большей части викарных или на покое), которые,
будучи не согласны с политикой Русской православной церкви и в частн., патриарха Тихона, перешли на самоуправление.
Организовав свой «Параллельный синод», они, однако, не стали полностью
разрывать отношения с официальной церковью. Поскольку эта группа заседала
изначально в Московском Даниловом монастыре, ее и последователей стали называть
«даниловцами». Движение возглавил архиепископ Феодор
(Поздеевский). В 1923 «даниловцы»
приняли решение о децентрализации церковной жизни, они стали совершать
рукоположения без согласования с патриархом. В первых заседаниях «даниловцев» стал принимать участие другой лидер
катакомбного движения — архиепископ Андрей (Ухтомский). При его участии было
рукоположено ок. 40 архиереев, и более 30 тайных
епископов к кон. 1930-х гг. было рукоположено его
ставленниками. Его последователи известны под именем «андреевцев».
Судьбоносным для последующего развития К. д. явилось появление в 1927 Декларации
митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности
Русской церкви советской власти и последовавший за ней контроль ОГПУ над
кадровой политикой Церкви (в частности, перераспределение кафедр), чему многие
епископы отказались подчиняться. Митрополит Иосиф (Петровых) объявил о своем
несогласии с соглашательской политикой Сергия. Его поддержали епископы Димитрий (Любимов) и Сергий (Дружинин); В 1927 они
подписали акт об отходе от митрополиту
Сергия. Возникшее в итоге движение, охватившее значительную
часть страны, стали называть (<иосифлянским».
Разорвать отношения с митрополитом Сергием также решили епископы Каргопольский Усилий (Докторов) и Никольский Иерофей (Афоник, Из
Великоустюжской епархии), в Черноземье антисер- ианские
приходы возглавил Алексий (Буй), на Сев. авказе — Варлаам (Лазаренко). На Украине к «иосифлянам»
присоединились епископы Павел Кратиров, Иоасаф (Попов), Дамаскин (Цедрик). «Иосифляне» также стали
рукополагать тайных епископов для духовного окормления
епархий и церковных общин. Параллельно с «иосифлянским»
в дек. 1927 возникло самостоятельное разделение во главе с 3 епископами в
Вятской и Вотской (на территории Удмуртии) епархиях, получившее название
«викторианского движения». Влияние «иосифлян» и других
епископов, порвавших с митрополитом Сергием, распространилось на многие
приходы Новгородской, Псковской, Тверской, Витебской епархий, а также на Урале,
в Татарии, Башкирии, Казахстане, во многих сибирских городах. Эти
приходы подверглись репрессиям со стороны советских карательных органов,
множество их членов погибало в лагерях, оставшиеся уходили в подполье, организуя
церковную жизнь в условиях реальных катакомб. В связи с тем, что епархии,
управлявшиеся порвавшими с митрополитом Сергием епископами, часто оказывались
в условиях самоуправления, сформировавшиеся в них катакомбные
группы получали название по имени своего епископа («викториане»
— последователи епископа Виктора (Островидова), «буевцы» — последователи епископа Алексия (Буя) и др.). Разрыв
с официальной церковью и ее критика выразились у разных
катакомбников с разной степенью остроты и компромиссности. Между разными «ветвями» возникали трения
из-за территорий влияния, но в целом они поддерживали церковные отношения. В
течение советского периода для части катакомбных общин духовный авторитет
сохраняла Русская православная церковь за рубежом. В 1975 одна из катакомбных
групп (по разным сведениям 12 или 14 человек) после смерти окормлявшего
ее архиерея даже была принята тогдашним главой
Зарубежной церкви митрополитом Филаретом (Вознесенским) в ее лоно. А в 1980 для
налаживания связи с катакомбниками Архиерейский собор
«зарубежников» даже рукоположил в сан епископа Варнаву (Прокофьева), который в 1981, в свою очередь,
рукоположил в епископы для российских катакомб Лазаря (Журбенко) с титулом
«Тамбовский и Моршанский». С появлением зарубежных
приходов в России во время перестройки большинство катакомбников,
подчинявшихся епископу Лазарю, вошли в Зарубежную церковь. В целом к кон. советского периода К. д. оказалось
в кризисном положении. Подпольное существование выработало у катакомбников своеобразный конспиро- логический настрой,
сформировало во многом асоциальную антимодернизационную
субкультуру, сопряженную с мифологизированным представлением об истории, апокалиптическими, эскапистскими и изоляционистскими
настроениями. В 1990-е гг. эта субкультура, однако, оказала воздействие на
идеологический настрой «низов» в Русской православной церкви и в еще большей
степени — у членов параллельных Русской православной церкви церковных структур.
Катакомбные епископы, поставленные до разрыва с официальной церковью, к этому
времени скончались. Немногочисленные епископы «второго или третьего поколений»
в настоящее время живут в российской глубинке и окормляют
малочисленную деревенскую паству. Активно действующие деятели современной К.
д., выступающие в качестве епископов — преемников авторитетных катакомбных
лидеров, вызывают сомнения в самой катакомбной среде относительно каноничности,
а нередко и достоверности самого факта их хиротонии. Поэтому они могут претендовать
на руководство лишь очень немногочисленными доверяющими им общинами. Многие катакомбники влились в ряды Зарубежной церкви, включая ее
ответвления, а также в Российскую православную автономную церковь и в
различные «альтернативно-православные» юрисдикции. Немало катакомбников
вошло в церковное общение с греч. старостильными синодами. Среди наиболее
известных катакомбных ветвей, распространенных в кон. 20 в., — «секачевцы», их ветвь также называется «серафимо-геннадиевской»,
так как ее ключевыми фигурами являются епископ Серафим (Поздеев
1874-1971), тайно рукоположенный еще патриархом Тихоном, священник Геннадий
(Секач, 1904-1987), изгнанный из Русской православной церкви, но считающийся
признающими его общинами епископом, рукоположенным Серафимом (Поздеевым). Геннадий (Секач) устроил немало тайных
общин и монастырей на юге России, а также в Украине и Белоруссии; он рукоположил
12 архиереев, часть которых создали свои собственные полуподпольные
группы, существующие и сегодня. Однако им уже не свойственно большинство черт,
характерных для российского К. д. 20 в., поэтому их
нередко характеризуют понятием «новые катакомбы» или «неокатакомбное
движение». «Секачевцы» и их преемники нередко
соглашаются служить в качестве клириков в Русской православной церкви (если их
только соглашаются принимать), выступают в СМИ, имеют размытую,
мягкую по сравнению с Русской православной церковью екклезиологию,
нередко экуменично настроены.
Среди неокатакомбных ветвей наиболее известны следующие: 1. «Исаакяне»
(они же — «аниськинцы») — соратники хиротонисанного
Геннадием (Секанем) еп. Исаакия
(Аниськина). В февр. 1991 они, в частности,
прославили в качестве святого патриарха Никона, а в качестве «мученика,
убитого в результате заговора масонской ложи», «бессеребреника,
чудотворца, ходатая перед православным царем за народ русский» — Григория
Распутина. 2. «Ломейкинцы» —.от
ветвление «секачевцев», лидер — еп.
Никон (Ломейкин) выходец из богемно-артистической среды, пытавший
ся с кон. 1994 выйти «из катакомб» и
зарегистрировать в Минюсте «Московскую епархию Истинно-православной церкви».
Идейно и духовно-иерархически «ломейкинцы»
связаны с группой Рафаила (Порокопьева),участвовали в
организации «Императорской церкви», п части «ломейкинцев» характерны не только экуменические, но даже синкретические религиозные взгляды вплоть до духовного
братания с буддистами. Монашеские обеты понимаются в символическом смысле, не накладывающим аскетических уз, напр., допускающим в пищу
мясо. 3. Ветвь, возглавляемая митрополитом Минским и Светлогорским
Епифанием (Каминским), возглавлявшим с 1991 до 2001 секачевскую иерархию. С 2003 Епифаний
признает главенство Рафаила (Прокопьева) над Истинно-православной церковью в
России, входит в президиум «рафаиловского» «священного
синода» как «экзарх Истинно-православной церкви в Белоруссии». 4. «Алфеевцы» — самоназвание части «секачевской»
иерархии, происходящее от архиепископа Алфея Барнаульского. Известно 6 епископов этой ветви, по
отдельным сведениям, некоторые из них служат священниками в Русской
православной церкви. Порой новаторство неокатакомбников
доходит до того, что они выходят уже за рамки православия и создают новые по
своему вероучению группы. Так, епископский сан от «секачевского»
епископа Феодосия получил Иоанн Береславский, основавший впоследствии «Богородичный
центр» и заявляющий до сих пор о своей преемственности «тихоновской
церкви» и Истинно- православной церкви в целом. Формально к «секачевской» линии епископского преемства относится епископ
Лазарь (Васильев), провозгласивший себя также «патриархом всея Руси,
императором всероссийским) судебным исполнителем Откровения Иоанна Богослова,
«Агнцем Завета» и пр. В нач. 1990-х гг. Лазарь
развернул бурную общественно-политическую деятельность националистического
характера. По отдельным сведениям, он рукоположил в дьяконы лидера РНЕ
Александра Баркашова. В 1993 Лазарь участвовал в октябрьском
политическом конфликте на стороне «Белого дома», где занимался «изгнанием
бесов». Не связанным с «секачевцами» представителем
«неокатакомбничества» является Амвросий (Сивере),
долгое время даже пользовавшийся авторитетом не только среди части катакомбников, но и «карловчан»,
автор исследовательской книги «Кто есть кто в катакомбах», в которой немало
мифологии. Летом 1994 Амвросий (Сивере заявил о своей «хиротонии» во «епископа Готфского якобы
совершенной на московской квартире единолично престарелым катакомбным епископом
Амфилохием (Шибановым). В 1995 Амвросий пытался заручиться
признанием своего архиерейского сана со стороны старообрядческой Белокриницкой иерархии. В 1999 он стал пропагандировать
нацистскую расовую теорию, называя Адольфа Гитлера «богоизбранным
вождем». Сегодня Амвросий (Сивере) проповедует полигамию.
Б.К. Кнорре