Каррамиты - Религиоведение / Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

КАРРАМИТЫ — богословская мусульманская шко­ла, существовавшая в центре и на востоке халифата с 9 по 13 вв. Основатель — Абу Абдаллах Мухаммад бен аль-Каррам (ок. 806-869),аскет. Родился в Сиджистане, но был изгнан оттуда. Он обучался в разных городах Хорасана, а также в Мекке. В Иерусалиме основал оби­тель (ханаку). За свои проповеди в Хорасане он был посажен в тюрьму (857-865). Умер в Иерусалиме около Иерихонских ворот. В Палестине и Хорасане он учре­дил много обителей и школ, поэтому после смерти Ибн Каррам оставил много последователей. К. распали несколько школ (хидиты, разиниты, абидиты, мухаджириты, исхакиты и др.). В 10 в. К. об поддержку у династии Газнавидов, но постепенн влияние утрачивалось. Монгольское нашествие положило конец существованию школы. Учение Ибн К рама изложено в трактате «Азаб ал-кабр» («Мучени могиле»), известно по цитатам аль-Багдади, ИбнХад ма, аш-Шахрастани. Из «Китаб ас-сиир» («Книги тайны») дошло только две цитаты у Ибн ад-Даи. К. были антропоморфистами. Они считали, что Бог является субстанцией (джаухар) и потому телом (джисм), а Его акциденциями — вещи. Поскольку Бог вечен, вечен и мир. Наряду с вечными божественными атрибутами (знание, могущество, жизнь, воля), существует возни­кающее во времени желание, которое реализует волю в сотворенном мире через приказ «Будь!». Наиболее ра­дикальные К. полагали, что Бог вмещает в себе явле­ния мира, при том, что любое действие — самостоя­тельно. Следуя разделению веры (иман) и деяний (амал), К. считали верующим всякого, кто произнес шахаду; т. е. вера — словесное признание. По проблеме свободы воли они, как и ашариты утверждали о присвоении челове­ком сотворенных Богом поступков. К. ратовали за авто­номию человеческого разума и отрицали роль чудес, как подтверждения пророческой миссии. Суждение должен выносить только разум. К религиозным установлени­ям К. относились довольно свободно. Ибн Каррам до­пускал совершение молитвы в грязной одежде и с гряз­ным телом, а омовение трупа и заупокойную молитву считал обычаем (сунна), а не обязанностью, как заку­тывание в саван и погребение. В связи с приматом ра­зума, имам должен избираться общиной (иджма), яж с помощью божественного указания. Одновременно может быть два имама в разных мусульманских стра­нах (Али и Муавийа). Мухаммад б. аль-Хайсам (ум. в 1019) попытался избавить учение К. от логических не­соответствий. Доктрина К. подверглась критике со сто­роны ересиографов (аль-Исфараини, аль-Багдади, аш-Шахрастани).

П.В. Башарин