Религиоведение / Энциклопедический словарь.
–М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КАРРАМИТЫ — богословская
мусульманская школа, существовавшая в центре и на востоке халифата с 9 по 13
вв. Основатель — Абу Абдаллах Мухаммад
бен аль-Каррам (ок. 806-869),аскет. Родился в Сиджистане,
но был изгнан оттуда. Он обучался в разных городах Хорасана, а также в Мекке. В
Иерусалиме основал обитель (ханаку). За свои
проповеди в Хорасане он был посажен в тюрьму (857-865). Умер в Иерусалиме около
Иерихонских ворот. В Палестине и Хорасане он учредил много обителей и школ,
поэтому после смерти Ибн Каррам
оставил много последователей. К. распали несколько школ (хидиты,
разиниты, абидиты, мухаджириты, исхакиты и др.). В
10 в. К. об поддержку у династии Газнавидов, но постепенн влияние утрачивалось. Монгольское нашествие положило
конец существованию школы. Учение Ибн К рама изложено
в трактате «Азаб ал-кабр»
(«Мучени могиле»), известно по цитатам аль-Багдади, ИбнХад ма, аш-Шахрастани. Из «Китаб ас-сиир» («Книги тайны»)
дошло только две цитаты у Ибн ад-Даи.
К. были антропоморфистами. Они считали, что Бог
является субстанцией (джаухар) и потому телом (джисм), а Его акциденциями — вещи. Поскольку Бог вечен,
вечен и мир. Наряду с вечными божественными атрибутами
(знание, могущество, жизнь, воля), существует возникающее во времени желание,
которое реализует волю в сотворенном мире через приказ «Будь!». Наиболее радикальные
К. полагали, что Бог вмещает в себе явления мира, при том,
что любое действие — самостоятельно. Следуя разделению веры (иман) и деяний (амал), К. считали
верующим всякого, кто произнес шахаду; т. е. вера —
словесное признание. По проблеме свободы воли они, как и ашариты
утверждали о присвоении человеком сотворенных Богом поступков. К. ратовали за
автономию человеческого разума и отрицали роль чудес, как подтверждения пророческой
миссии. Суждение должен выносить только разум. К религиозным установлениям К.
относились довольно свободно. Ибн Каррам допускал
совершение молитвы в грязной одежде и с грязным телом, а омовение трупа и
заупокойную молитву считал обычаем (сунна), а не обязанностью, как закутывание
в саван и погребение. В связи с приматом разума, имам должен избираться
общиной (иджма), яж с помощью
божественного указания. Одновременно может быть два имама в разных
мусульманских странах (Али и Муавийа). Мухаммад б. аль-Хайсам (ум. в 1019) попытался избавить учение
К. от логических несоответствий. Доктрина К. подверглась критике со стороны ересиографов (аль-Исфараини, аль-Багдади, аш-Шахрастани).
П.В. Башарин