Карматы - Религиоведение / Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

КАРМАТЫ — религиозно-политическое движение в исламе, существовавшее в 9-11 вв. Возникло в рамках исмаилизма. Название связывают с прозвищем орга­низатора течения Кармат, которое не поддается этимо­логизации, и у разных авторов переводится по-разному («красноглазый», «коротконогий»). Однако это на­звание было известно задолго до появления основателя движения К. В исмаилитскии дай (проповедник) Хусайн аль-Ахвази, проповедовавший в саваде Куфы, завербовал Хамдана Кармата, главу тайной организа­ции. Пользуясь новым статусом, тот в 880-е гг. собрал вокруг себя группу приверженцев и начал вооружен­ную борьбу в Нижнем Ираке. Был организован пер­вый лагерь К. Члены общины имели в личном пользо­вании только оружие, вносили в общую казну пятую часть доходов и ввели в обиход совместные трапезы. Проповедь Хамдана Кармата обрела популярность в среде ремесленников, крестьян и низших элементов общества. Его призыв возвестил о скором пришествии махдиМухаммада бен Исмаила (см. Исмаилизм) и наступления эры равенства и справедливости. Одно­временно эмиссары Хамдана Кармата действовали в разных областях халифата. Одному из них — Абу Са­йду аль-Джаннаби — в 899 удалось основать общину в Бахрейне со столицей в г. Лахса (аль-Ахса). После при­знания исмаилитами имамата Убайдаллаха б. Махди, как потомка Али и Фатимы, К. откололись от них. Не­смотря на то, что восстание в Нижнем Ираке в 906 было подавлено, влияние бахрейнской общины возросло. Ее возглавлял совет из шести старейшин и шести их за­местителей. При сыне аль-Джаннаби Абу Тахире Сулаймане (914-943) К. захватили Оман, совершали на­беги на Хузистан и Нижний Ирак, нападали на карава­ны паломников. В 930 они напали на Мекку во время хаджжа, убили и захватили несколько тыс. паломников и ее жителей, ограбили Каабу, похитив в т. ч. Черный камень. В дальнейшем К. распилили его на две части. Только в 950 они возвратили Черный камень за выкуп. Существование государства К. закончилось только при Сельджуках в сер. 11 в. Будучи радикальным движени­ем, К. пренебрегали внешними обрядами, в части., счи­тали поклонение Каабе идолопоклонством. Они раз­вивали исмаилитскую доктрину о внутреннем, ввели разработанную систему обучения (талим), благодаря чему заслужили прозвище талимитов. К. имели 7 или 9 степеней посвящения, при этом к эзотерическому уче­нию адепты приобщались только на последних пяти. Традиция приписывала разработку учения К. о ступе­нях Абдану аль-Ахвази, автору сочинений по карматской догматике (ни одно из них не сохранилось).

П. В. Башарин