Религиоведение / Энциклопедический словарь.
–М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КАРМАТЫ —
религиозно-политическое движение в исламе, существовавшее в 9-11 вв. Возникло в
рамках исмаилизма. Название связывают с прозвищем
организатора течения Кармат, которое не поддается
этимологизации, и у разных авторов переводится по-разному («красноглазый», «коротконогий»).
Однако это название было известно задолго до появления основателя движения К.
В исмаилитскии дай (проповедник) Хусайн
аль-Ахвази, проповедовавший в саваде
Куфы, завербовал Хамдана Кармата, главу тайной организации. Пользуясь новым
статусом, тот в 880-е гг. собрал вокруг себя группу приверженцев и начал
вооруженную борьбу в Нижнем Ираке. Был организован первый
лагерь К. Члены общины имели в личном пользовании только оружие,
вносили в общую казну пятую часть доходов и ввели в обиход совместные трапезы.
Проповедь Хамдана Кармата
обрела популярность в среде ремесленников, крестьян и низших элементов
общества. Его призыв возвестил о скором пришествии махди
— Мухаммада бен Исмаила (см. Исмаилизм) и наступления эры
равенства и справедливости. Одновременно эмиссары Хамдана
Кармата действовали в разных областях халифата.
Одному из них — Абу Сайду аль-Джаннаби — в 899
удалось основать общину в Бахрейне со столицей в г. Лахса (аль-Ахса). После признания
исмаилитами имамата Убайдаллаха б. Махди, как потомка Али и Фатимы,
К. откололись от них. Несмотря на то, что восстание в Нижнем Ираке в 906 было
подавлено, влияние бахрейнской общины возросло. Ее
возглавлял совет из шести старейшин и шести их заместителей. При сыне аль-Джаннаби Абу Тахире Сулаймане (914-943) К. захватили Оман, совершали набеги на
Хузистан и Нижний Ирак, нападали на караваны
паломников. В 930 они напали на Мекку во время хаджжа,
убили и захватили несколько тыс. паломников и ее жителей, ограбили Каабу,
похитив в т. ч. Черный камень. В дальнейшем К. распилили его на две части.
Только в 950 они возвратили Черный камень за выкуп. Существование государства
К. закончилось только при Сельджуках в сер. 11 в. Будучи радикальным движением, К. пренебрегали
внешними обрядами, в части., считали поклонение Каабе идолопоклонством. Они
развивали исмаилитскую доктрину о внутреннем, ввели
разработанную систему обучения (талим), благодаря
чему заслужили прозвище талимитов. К. имели 7 или 9
степеней посвящения, при этом к эзотерическому учению адепты приобщались
только на последних пяти. Традиция приписывала разработку учения К. о ступенях
Абдану аль-Ахвази, автору
сочинений по карматской догматике (ни одно из них не
сохранилось).
П. В. Башарин