Религиоведение / Энциклопедический словарь.
–М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КАНОНИЗАЦИЯ (старолат.
сапогшаио — включаю в канон, узаконяю)
— в христианской церкви — торжественный акт причисления умершего подвижника
веры к сонму святых и учреждение его культа. К. предшествует процедура
изучения заслуг кандидата в святые перед церковью, а в католицизме также
беатификация — предварительное причисление этого лица к лику блаженных (вплоть
до 17 в. процессы беатификации и канонизации в церкви не разграничивались). В
1-9 вв. К. происходила стихийно, она увековечивала память местных мучеников,
отшельников, т. наз. исповедников; в результате под К. понимались утвержденные
епархиальными епископами локальные культы святых, которые постепенно (но далеко
не всегда) распространялись на всю церковь. В том виде, в
каком она употребляется в настоящее время, К. появилась в 10 в.; наиболее
детально ее процедура была разработана в католицизме. С этого времени
получила развитие практика обращения епископов к папе римскому для узаконения
своих решений как в вопросах беатификации, так и К.
Первая «всеобщая» К. (аугсбургского епископа Ульриха)
была совершена папой Иоанном XV (понтификат 985-966) в 993 совместно с
епископами Римской провинции. В 1171 папа Александр III (понтификат
1159-1181) установил, что публичный культ того или иного лица может устанавливаться
исключительно самой Апостольской столицей (папой); разграничение же между К.
и беатификацией окончательно провел папа Урбан VIII (понтификат 1623-1644) в
I625. В течение нескольких веков постепенно уточнявшиеся правила К.
относительно необходимых достоинств кандидатов в святые находились в ведении
Конгрегации обрядов, пока в 1917 они без особых изменений не были включены в
«Кодекс канонического права» («Codex juris canonici»), В настоящее
время правила К. прописаны в «Кодексе канонического права» от 1983 а также в изданной в 1983 папой Иоанном Павлом I] (понтификат
1978-2005) специальной конституции «Divinus
perfectionis Magister» и во
внутренних документах Конгрегации по делам К. Предварительная процедура К.
включает 3 стадии: 1) сбор в епархии информации о кандидате в святые;
доказательство значения для церкви факта причисления его к лику святых;
отсутствие препятствий, делающих невозможной К.; обращение к епархиальному
епископу с соответствующей просьбой; ознакомление с материалами
компетентного епископа (окормляющего паству в
местности, где умер кандидат) и получение необходимой санкции Конференции
епископов; создание специальной исто- рико-богословской комиссии, а затем специального трибунала
и проверка ими подлинности собранной документации (подтверждение фактов добродетельной
жизни, возможной мученической смерти за веру, творимых чудесит. д.; в 1975
установлено, что для осуществления беатификации необходимо подтверждение 1
чуда, совершенного кандидатом в блаженные, и еще 2-го — для
его К.); 2) изучение присланных из
епархии документов членами Конгрегации по делам К., дискуссии теологов и
голосование; передача документов специальному рецензенту для всестороннего
изучения; публикация всех документов с необходимыми приложениями; 3)
дополнительная проверка опубликованных документов и изучение теологами,
историками и архивистами их подлинности, исторической ценности, а также
заключение об их достаточности или о необходимости дополнительных
исследований; заключение кардиналов и епископов — членов Конгрегации;
заключение папы римского. Сам акт К., как правило, происходит в Ватикане,
однако в сер. 1990-х гг. Иоанн Павел II возродил средневековый обычай проводить
его и вне Рима (напр., К. Яна Саркандра и Здиславы (1995) в Оломоуце,
королевы Ядвиги (1997) в Кракове, Яна из Дуклы (1997) в Кросно). В течение нескольких последних
веков обычно канонизируются несколько кандидатов одновременно. Второй Ватиканский собор (1962-1965) существенно упростил
складывавшуюся и постепенно изменявшуюся в течение последних десяти веков
процедуру К., увязав ее с мессой и литургией часов. Во время мессы после акта
покаяния префект Конгрегации по делам К. торжественно обращается к папе с просьбой о внесении блаженного в каталог святых для
воздавания ему почестей всеми верующими; в это время епископ епархии, откуда происходит блаженный,
представляет его биографию, после чего папа начинает литанию (короткую
молитву) «Ко всем святым» произносит специальную канонизационную
формулу («Во славу Святой и Неделимой Троицы, для возвышения католической
веры и возрастания христианской жизни... объявляем и утверждаем, что блаженный
(-ая) N является святым (-ой), что мы вписываем Его
(Ее) в каталог святых, рекомендуя, дабы Он (Она) обретал
(-ала) почести как святой (-ая) во всей церкви.
Во имя Отца и Сына, и Духа Святого». В ответ собравшиеся верующие произносят:
«Аминь», после чего производится еще целый ряд предусмотренных правилами К.
процедур (благодарность префекта Конгрегации папе за К. от имени церкви,
исполнение гимна «Глория» — двух славословий, входящих в мессу, и т. д.). В
заключение Конгрегация божественного культа и дисциплины таинств устанавливает
день памяти нового святого. Православные церкви не имеют единых правил К., но
необходимым является святость жизни кандидата, его чудеса (прижизненные либо
после смерти), наличие мощей. В православии различают 3 вида К.: местную в
узком смысле (в рамках прихода или монастыря) , местную
в широком смысле (в рамках епархии), общецерковную.
Механизм К. в православии не разработан и совершается в соответствии с
требованиями и традициями каждой автокефальной церкви, в основном ее Поместным
собором. Вопросами К. в Русской православной церкви занимается специальная комиссия,
готовящая предложения для собора.
Ф.Г. Овсиенко