Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

КАНОНИЗАЦИЯ (старолат. сапогшаио — включаю в канон, узаконяю) — в христианской церкви — торже­ственный акт причисления умершего подвижника веры к сонму святых и учреждение его культа. К. пред­шествует процедура изучения заслуг кандидата в свя­тые перед церковью, а в католицизме также беатификация — предварительное причисление этого лица к лику блаженных (вплоть до 17 в. процессы беатификации и канонизации в церкви не разграничивались). В 1-9 вв. К. происходила стихийно, она увековечивала память местных мучеников, отшельников, т. наз. испо­ведников; в результате под К. понимались утвержден­ные епархиальными епископами локальные культы святых, которые постепенно (но далеко не всегда) рас­пространялись на всю церковь. В том виде, в каком она употребляется в настоящее время, К. появилась в 10 в.; наиболее детально ее процедура была разработана в ка­толицизме. С этого времени получила развитие прак­тика обращения епископов к папе римскому для узако­нения своих решений как в вопросах беатификации, так и К. Первая «всеобщая» К. (аугсбургского епископа Ульриха) была совершена папой Иоанном XV (понти­фикат 985-966) в 993 совместно с епископами Рим­ской провинции. В 1171 папа Александр III (понтифи­кат 1159-1181) установил, что публичный культ того или иного лица может устанавливаться исключитель­но самой Апостольской столицей (папой); разграни­чение же между К. и беатификацией окончательно про­вел папа Урбан VIII (понтификат 1623-1644) в I625. В течение нескольких веков постепенно уточнявшиеся правила К. относительно необходимых достоинств кандидатов в святые находились в ведении Конгрегации обрядов, пока в 1917 они без особых изменений не были включены в «Кодекс канонического права» («Codex juris canonici»), В настоящее время правила К. прописаны в «Кодексе канонического права» от 1983 а также в изданной в 1983 папой Иоанном Павлом I] (понтификат 1978-2005) специальной конституции «Divinus perfectionis Magister» и во внутренних документах Конгрегации по делам К. Предварительная процедура К. включает 3 стадии: 1) сбор в епархии информации о кандидате в святые; доказательство значения для церкви факта причисления его к лику святых; отсутствие препятствий, делающих невозможной К.; обращение к епархиальному епископу с соответствующей просьбой; ознакомление с материалами компетентного епископа (окормляющего паству в местности, где умер кандидат) и получение необходимой санкции Конференции епископов; создание специальной исто- рико-богословской комиссии, а затем специального трибунала и проверка ими подлинности собранной документации (подтверждение фактов добродетельной жизни, возможной мученической смерти за веру, творимых чудесит. д.; в 1975 установлено, что для осуществления беатификации необходимо подтверждение 1 чуда, совершенного кандидатом в блаженные, и еще 2-го — для его К.); 2) изучение присланных из епархии документов членами Конгрегации по делам К., дис­куссии теологов и голосование; передача документов специальному рецензенту для всестороннего изучения; публикация всех документов с необходимыми прило­жениями; 3) дополнительная проверка опубликован­ных документов и изучение теологами, историками и архивистами их подлинности, исторической ценнос­ти, а также заключение об их достаточности или о не­обходимости дополнительных исследований; заклю­чение кардиналов и епископов — членов Конгрегации; заключение папы римского. Сам акт К., как правило, происходит в Ватикане, однако в сер. 1990-х гг. Иоанн Павел II возродил средневековый обычай проводить его и вне Рима (напр., К. Яна Саркандра и Здиславы (1995) в Оломоуце, королевы Ядвиги (1997) в Кракове, Яна из Дуклы (1997) в Кросно). В течение нескольких последних веков обычно канонизируются несколько кандидатов одновременно. Второй Ватиканский собор (1962-1965) существенно упростил складывавшуюся и постепенно изменявшуюся в течение последних де­сяти веков процедуру К., увязав ее с мессой и литургией часов. Во время мессы после акта покаяния префект Конгрегации по делам К. торжественно обращается к папе с просьбой о внесении блаженного в каталог святых для воздавания ему почестей всеми верующими; в это время епископ епархии, откуда происходит блажен­ный, представляет его биографию, после чего папа на­чинает литанию (короткую молитву) «Ко всем святым» произносит специальную канонизационную форму­лу («Во славу Святой и Неделимой Троицы, для возвы­шения католической веры и возрастания христианс­кой жизни... объявляем и утверждаем, что блаженный (-ая) N является святым (-ой), что мы вписываем Его (Ее) в каталог святых, рекомендуя, дабы Он (Она) обре­тал (-ала) почести как святой (-ая) во всей церкви. Во имя Отца и Сына, и Духа Святого». В ответ собравшие­ся верующие произносят: «Аминь», после чего произ­водится еще целый ряд предусмотренных правилами К. процедур (благодарность префекта Конгрегации папе за К. от имени церкви, исполнение гимна «Гло­рия» — двух славословий, входящих в мессу, и т. д.). В заключение Конгрегация божественного культа и дисциплины таинств устанавливает день памяти но­вого святого. Православные церкви не имеют единых правил К., но необходимым является святость жизни кандидата, его чудеса (прижизненные либо после смер­ти), наличие мощей. В православии различают 3 вида К.: местную в узком смысле (в рамках прихода или мо­настыря) , местную в широком смысле (в рамках епар­хии), общецерковную. Механизм К. в православии не разработан и совершается в соответствии с требовани­ями и традициями каждой автокефальной церкви, в основном ее Поместным собором. Вопросами К. в Рус­ской православной церкви занимается специальная ко­миссия, готовящая предложения для собора.

Ф.Г. Овсиенко

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz