Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

КАНОН (от греч. косуоЗу) — полисемантичный тер­мин. Тематически возможно выделить как минимум пять групп его значений: древнейшие (бытовые) зна­чения, церковно-юридические, библеистические (или текстологические), литургико-богослужебные и совре­менные (общенаучные). Уже в древности это слово имело несколько значений: прямая рукоять щита; ткац­кий челнок; отвес, лот. В дальнейшем им стали обозна­чать преимущественно прямой шест (изначально — ровный стебель тростника, косут) или отвес вообще, любой эталон или инструмент для проведения гори­зонтальных и вертикальных линий, что, видимо, могло послужить причиной появления переносного значения этого слова: правило, норма, образец. В христианской традиции слово косуобу сохраняет свою полисемантичность. Каноном именовалось и правило веры, и правило истины, т. е. четкая вероучительная формулировка, бу­дущий Символ веры. Вслед за античными юристами, именовавшими каноном правило прецедента, ап. Па­вел употребляет его в своих посланиях (Гал. 6:16; Флп. 3:16) как синонимичное слову уоцо — закон, («номос» — также обычай и музыкальный лад), обозначая им моральную и юридическую норму, правило христи­анской жизни. Церковное (каноническое) право до сих пор использует слово «канон» в этом последнем его значении, а также в смысле дисциплинарных поста­новлений: апостольских, соборных и святоотеческих правил. В этом случае разводят такие понятия, как: каущу (церковное правило), брод (догматическое опре­деление Вселенского или иного собора), убцод (граж­данский закон). Свод канонических правил, которыми и сейчас руководствуются православные поместные Церкви, впервые был официально утвержден на Трулльском соборе 692. Каноны св. апостолов — это собра­ние 85 правил, регулирующих церковные отношения, созданное в промежутке кон. 3 — кон. 4 в., вероятно, в Сирии или Египте на основании апостольских посла­ний и предания. В тесной связи с этими правилами на­ходятся «Апостольские постановления» — памятник, возникший не ранее нач. 5 в. и опирающийся на ряд различных источников, среди которых можно назвать греч. текст «Учения двенадцати апостолов» (Сирия, кон. 1 — нач. 2 в.) и сирийский текст «Учения кафоли­ческого двенадцати апостолов и святых учеников Спаси­теля нашего» (сер. 3 в.). К К. Вселенских соборов относятся правила Никейского (325), Константинопольского (381), Ефесского (431), Халкидонского (451), Трулльского (пято-шестого собора 691-692), II Никейского собора (787). На II и III Константинопольских соборах (соответственно — пятом 553 и шестом 680 Вселен­ских) не было издано никаких К. К поместных собо­ров, общеобязательнм для всех восточных церквей от­носятся правила Анкирского (314), Неокесарийского (между 315-325), Гангрского (ок. 340), Антиохийского (341), Лаодикийского (ок. 343), Сардикийского (343), Константинопольского (394), Карфагенского (419) со­боров, Константинопольского (двукратного) собора в храме Св. Апостолов (861), Константинопольского со­бора в храме Св. Софии (879). К. святых отцов — это послания тринадцати авторитетных епископов (3-5 и 9 вв.), написанные в виде ответов на частные вопросы др. пастырей и богословов и в большинстве своем утвержденные в качестве канонических Трулльским собором. К ним относятся правила Дионисия Алексан­дрийского, Григория Неокесарийского, Петра Алексан­дрийского, Афанасия Великого, Василия Великого, Ти­мофея Александрийского, Григория Богослова, Амфилохия Иконийского, Григория Нисского, Феофила Александрийского, Кирилла Александрийского, Генна­дия Константинопольского, Тарасия Константино­польского. Кроме названных, к святоотеческим К. от­носят также ряд дополнительных правил, в частно­сти, константинопольских патриархов 6-10 вв.: Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая и некоторые др. Перечисленные К. входят полностью или частично в целый ряд хронологических и систе­матических канонических сборников, древнейшими из которых являются: Понтийский сборник (4-5 вв.), «Си­нопсис» (6 в.), «Синагога» Иоанна Схоластика (6 в.), «Номоканон в 14 титулах» (6 в., 2-я ред. — 9 в.), «Кано­ническая Синтагма» (6-7 вв.), «Номоканон в 50 титу­лах» (6-7 вв.). На церк.-слав. яз. К. помещены в «Книге правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец», в «Кормчей книге» Саввы Сербского, а также (в сокращенном виде) в «Номока­ноне при Большом Требнике». В значении нормы мо­настырской жизни К. употребляли, напр., в своих сочи­нениях Кирилл Скифопольский (6 в.) и Иоанн Мосх (6-7 вв.). Кроме церковно-юридического, как было ука­зано выше, имеется текстологическое значение слова катоу, поскольку «К.» именуется также перечень книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, при­знанных богодухновенными одной, несколькими или всеми христианскими конфессиями. К литургико-богослужебным значениям слова «К.» следует отнести: правила церковных евангельских и апостольских чте­ний годового, суточного и др. кругов богослужения; уставы церковного пения, чтения, иконописи; сапоп аспохш католической литургии — неизменяющаяся часть мессы, окончательно утвержденная папой рим­ским Григорием I; песнопения особого жанра церков­ной гимнографии, окончательно сформировавшегося в 8 в., авторами древнейших из них были выдающиеся христианские поэты и богословы — Андрей Критский (8 в), Козьма Маюмский (8 в.), Феодор Студит (9 в.), Иоанн Дамаскин (8 в.); монашеское келейное молитвенное пра­вило. В современном научном языке слово «К.» исполь­зуется как синонимичное словам «правило», «устав», «по­рядок», «корпус текстов», «положение (какого-либо) учения». Так, к примеру, Типитаку именуют «буддий­ским каноном» или говорят о «каноне античного орде­ра», «эстетическом каноне классицизма» и проч.

И.П. Давыдов

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz