Религиоведение / Энциклопедический словарь.
–М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КАНОН (от греч. косуоЗу)
— полисемантичный термин. Тематически возможно выделить
как минимум пять групп его значений: древнейшие (бытовые) значения,
церковно-юридические, библеистические (или текстологические),
литургико-богослужебные и современные (общенаучные).
Уже в древности это слово имело несколько значений: прямая рукоять щита; ткацкий
челнок; отвес, лот. В дальнейшем им стали обозначать преимущественно прямой
шест (изначально — ровный стебель тростника, косут)
или отвес вообще, любой эталон или инструмент для проведения горизонтальных и
вертикальных линий, что, видимо, могло послужить причиной появления переносного
значения этого слова: правило, норма, образец. В христианской традиции слово косуобу сохраняет свою полисемантичность. Каноном именовалось и правило веры, и
правило истины, т. е. четкая вероучительная
формулировка, будущий Символ веры. Вслед за античными юристами, именовавшими
каноном правило прецедента, ап. Павел употребляет
его в своих посланиях (Гал. 6:16; Флп.
3:16) как синонимичное слову уоцо — закон, («номос» — также обычай и музыкальный лад), обозначая им
моральную и юридическую норму, правило христианской жизни. Церковное
(каноническое) право до сих пор использует слово «канон» в этом последнем его
значении, а также в смысле дисциплинарных постановлений: апостольских,
соборных и святоотеческих правил. В этом случае
разводят такие понятия, как: каущу (церковное
правило), брод (догматическое определение Вселенского или иного собора), убцод (гражданский закон). Свод канонических правил,
которыми и сейчас руководствуются православные поместные Церкви, впервые был
официально утвержден на Трулльском соборе 692. Каноны
св. апостолов — это собрание 85 правил, регулирующих церковные отношения,
созданное в промежутке кон. 3 — кон. 4 в., вероятно, в Сирии или Египте на основании апостольских посланий и
предания. В тесной связи с этими правилами находятся «Апостольские
постановления» — памятник, возникший не ранее нач. 5
в. и опирающийся на ряд различных источников, среди которых можно назвать греч. текст «Учения двенадцати
апостолов» (Сирия, кон. 1 — нач. 2 в.) и сирийский
текст «Учения кафолического двенадцати апостолов и святых учеников Спасителя
нашего» (сер. 3 в.). К К. Вселенских соборов
относятся правила Никейского (325), Константинопольского
(381), Ефесского (431), Халкидонского
(451), Трулльского (пято-шестого
собора 691-692), II Никейского собора (787). На II и III Константинопольских соборах (соответственно — пятом 553
и шестом 680 Вселенских) не было издано никаких К. К поместных соборов, общеобязательнм для всех восточных церквей относятся
правила Анкирского (314), Неокесарийского
(между 315-325), Гангрского (ок.
340), Антиохийского (341), Лаодикийского (ок. 343), Сардикийского (343),
Константинопольского (394), Карфагенского (419) соборов, Константинопольского
(двукратного) собора в храме Св. Апостолов (861), Константинопольского собора
в храме Св. Софии (879). К. святых отцов — это послания тринадцати авторитетных
епископов (3-5 и 9 вв.), написанные в виде ответов на частные вопросы др.
пастырей и богословов и в большинстве своем утвержденные в качестве канонических
Трулльским собором. К ним относятся правила Дионисия
Александрийского, Григория Неокесарийского, Петра
Александрийского, Афанасия Великого, Василия Великого, Тимофея
Александрийского, Григория Богослова, Амфилохия Иконийского, Григория Нисского,
Феофила Александрийского, Кирилла Александрийского, Геннадия
Константинопольского, Тарасия Константинопольского.
Кроме названных, к святоотеческим К. относят также
ряд дополнительных правил, в частности, константинопольских патриархов 6-10
вв.: Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая и некоторые др. Перечисленные
К. входят полностью или частично в целый ряд хронологических и систематических
канонических сборников, древнейшими из которых являются: Понтийский
сборник (4-5 вв.), «Синопсис» (6 в.), «Синагога» Иоанна Схоластика (6 в.),
«Номоканон в 14 титулах» (6 в., 2-я ред. — 9 в.), «Каноническая Синтагма» (6-7
вв.), «Номоканон в 50 титулах» (6-7 вв.). На церк.-слав. яз. К. помещены в «Книге
правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец», в
«Кормчей книге» Саввы Сербского, а также (в сокращенном виде) в «Номоканоне
при Большом Требнике». В значении нормы монастырской жизни К.
употребляли, напр., в своих сочинениях Кирилл Скифопольский
(6 в.) и Иоанн Мосх (6-7
вв.). Кроме церковно-юридического, как было указано выше, имеется
текстологическое значение слова катоу, поскольку «К.»
именуется также перечень книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, признанных
богодухновенными одной, несколькими или всеми
христианскими конфессиями. К литургико-богослужебным
значениям слова «К.» следует отнести: правила церковных евангельских и апостольских
чтений годового, суточного и др. кругов богослужения; уставы церковного пения,
чтения, иконописи; сапоп аспохш
католической литургии — неизменяющаяся часть мессы, окончательно утвержденная
папой римским Григорием I; песнопения особого жанра церковной гимнографии, окончательно сформировавшегося в 8 в.,
авторами древнейших из них были выдающиеся христианские поэты и богословы —
Андрей Критский (8 в), Козьма Маюмский
(8 в.), Феодор Студит (9 в.), Иоанн Дамаскин (8 в.); монашеское келейное молитвенное правило. В современном научном языке слово «К.» используется как
синонимичное словам «правило», «устав», «порядок», «корпус текстов»,
«положение (какого-либо) учения». Так, к примеру,
Типитаку именуют «буддийским каноном» или говорят о
«каноне античного ордера», «эстетическом каноне классицизма» и проч.
И.П. Давыдов