Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КАЛЬВИНИЗМ — одно из основных направлений протестантизма. Как самостоятельная конфессия возник в
сер. 16 в. из нелютеранских течений Реформации в Швейцарии. В современном мире
К. имеет три основные организационные разновидности — Реформатские Церкви,
пресвитерианство и конгрегационализм, В качестве этих направлений он
распространен во многих странах Европы и Америки, а также в странах Азии и
Африки. Основателем К. как собственно конфессии считается французско-швейцарский реформатор
Ж.Кальвин (1509-1564), которому принадлежит заслуга систематического изложения
традиции. Источником мышления Ж. Кальвина явился реформационный принцип Sola Scriptura, т. е. для всех
кальвинистов Библия как Священное Писание имеет абсолютный авторитет. На
практике же К. признает значение некоторых аспектов церковного предания, в
частности, соборных определений и символических книг. Важнейшими символическими
книгами в кальвинистской традиции являются Гейдельбергский
катехизис (1563), Галликанское исповедание (1559), Первое (1536) и Второе (1566) Гельветические исповедания, а также соборные определения
церквей кальвинистской традиции — Каноны Дортского
синода (1618) и Вестминстерское исповедание веры (1648). В этих документах
отражены основные положения кальвинистского вероучения. Разделяя
общехристианские учения, отраженные в Никео-Цареградском Символе веры, Кальвин
и все его последователи подчеркивали верховную власть, святость и величие Бога
(в англоязычном богословии — «Божественный суверенитет»), отраженные
прежде всего в кальвинистской концепции предопределения. Ничего случайного не существует,
предопределяется все, даже свободные действия тварей. Концепция абсолютного
предопределения раскрывается и через антропологию К. Согласно кальвинистской
традиции, человек первоначально был создан по образу Божьему» обладал знанием
истины, праведностью и свободой воли. Итогом грехопадения явилось отвержение
человека и его «абсолютная греховность» (total depravity)» передаваемая в
силу онтологического единства человечества всем поколениям. Однако
грехопадение и нарушило замысел Бога, который предвечно
и свободно избрал часть падших творений, чтобы примирит их с собой, других он оставил
неискупленными. Т. обр. Иисус Христос искупил не всех, а лишь избранных (т.
наз. ограниченное искупление), которые и составляют истинную
невидимую церковь. Согласно кальвинистской сотериологии
люди избраны Богом безусловно, т. е. заслужить
избрание невозможно, ни делами, ни верой, оно безусловно и предвечно
даруется Богом по благодати. Благодать действует на избранных с внутренней
силой, исключающей возможность противиться ей (т. наз. неодолимая благодать),
а отпадение от Христа, если человек действительно избран, невозможно (учение о
«стойкости святых»). При этом избранным ко спасению
даруется и способность к добру, которая исходит только от Духа Христова и не
является человеческой заслугой. Это — общие положения, и хотя вопрос, что
является критерием избранности ко спасению до конца не
прояснен, земное благополучие никогда не рассматривалось в К. в качестве
критерия избранности ко спасению, поэтому тезис М. Вебера и Р.Г. Тоуни об определяющей роли К. в становлении буржуазной
этики и экономики аргументированно оспаривался многими
мыслителями (В. Зомбарт, Д. Хакнесс).
Положения об ограниченном искуплении и предвечном избрании ко
спасению и осуждению являются отличительными особенностями ортодоксального К. Экклезиологической основой К. является общепротестантское
представление о наличии видимой и невидимой церкви (последняя есть совокупность
всех избранных). Общественно-политические идеи К. основаны на принципе взаимодополнительности церковной и государственной
властей, при доминировании церкви. В «Наставлении в христианской вере» Кальвин
развивает положение о том, что государство в своей деятельности должно руководствоваться
требованиями христианского нравственного закона. Эти
идеи были восприняты и дополнены прежде всего в
Шотландии, где под руководством Д. Нокса (1514-1572)
был впервые реализован ковенант — договор между
церковью и обществом, утверждающий христианские обязанности последнего в соответствии
с представлениями Нокса об ответственности
государства перед церковью. Кроме этого в пуританской литературе было
сформулировано право церкви на гражданское сопротивление, если она подвергается
гонениям антихристианского государства. Практическая реализация этих идей
связана с идеологией нонконформизма в Англии, а также с принципом
теократического управления пуританских общин в Англии и Америке (Д. Коттон, Д. Уинтроп, Р. и К. Мезеры). Но несмотря на
постулируемое огромное значение церкви в жизни общества, обрядность в К. менее
выражена, чем в др. конфессиях. К. признает два таинства
— крещение и причащение как заповеди, установленные непосредственно Христом
(другие обряды таинствами не считаются). Евхаристия рассматривается как
продолжающееся духовное приобщение избранных через невидимое действие Святого
Духа телу и крови Христа (представление о пресуществлении
отвергается). Богослужение кальвинистских церквей строится на пении псалмов,
общей молитве и проповеди, последней уделяется особое внимание. Существуют три
основных обряда — женевский (существующий в основном в континентальной Европе),
шотландский (распространенный в англо-американских и корейских церквях) и
смешанный, отличающиеся особенностями облачений служителей, музыки и т. п. Обычно
кальвинисты празднуют Рождество и Пасху, однако в некоторых традициях, кроме
воскресений, праздников нет. В К. нет единой организации церкви. Различия церковного устройства касаются подчинения общин: реформатские
(в континентальной Европе) и пресвитерианские (в англоязычном мире и на
Востоке) церкви предполагают управление общинами посредством регионального и
национального руководства (соответственно — пресвитерии и ассамблеи), а
конгрегационализм и большинство баптистов-кальвинистов настаивают на полной
автономии общин, которые могут иметь только координацию, но не подчинение.
Сторонники той или иной формы управления обычно не считают ее единственно
возможной. Общим же принципом организации церковной общины является общепротестантское положение о «всеобщем священстве»,
которое обычно предполагает, что общиной руководит коллегия избираемых ею старейшин
— пресвитеров, составляющих консисторию (хотя часть кальвинистов считает возможным
и епископальное управление). Существуют и объединения кальвинистских церквей.
В 1875 был создан Всемирный союз Реформатских Церквей, объединивший также
часть пресвитериан (в 1960 на его базе возник Реформатский экуменический синод).
В 1953 во Франции П. Марселем была основана Международная ассоциация реформатской
веры и действия. Существуют и крупные национальные объединения, такие, как
Национальная ассоциация пресвитерианских и реформатских церквей США. Основными
этапами развития К. следует считать его распространение по отдельным регионам
и возникновение основных форм организации. Первые общины возникли в 1530-е гг.
во Франции и Швейцарии. Они существовали параллельно целому ряду др. протестантских
общин, но в 1536-1541, после длительных конфликтов с общиной Берна и либертинизмом, Кальвин и его сторонники создали
теократическую общину в Женеве, установив строгую церковную и гражданскую
дисциплину. Из Швейцарии К. распространяется в др. европейские страны:
Германию, Францию (где кальвинисты стали известны как гугеноты), в Нидерланды,
в Англию и Шотландию (пуритане). С Британских островов и из Нидерландов К. в
ходе вынужденной эмиграции распространился в 17 в. в Америку и по всем
колониальным регионам, где образовались самоуправляемые цер- ковно-гражданские
общины. Наибольшее влияние в 18 — перв. пол. 19 в. К.
имел в США, где именно он послужил основой т. наз. «Первого Великого
пробуждения» (Д. Эдварде). Дальнейшее англо-американское и голландское
миссионерское движение распространило кальвинистские общины практически по
всему миру, включая Африку, Латинскую Америку и Океанию.
О.В. Несмиянова, A.M. Семанов.