Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

КАЛЬВИНИЗМ — одно из основных направлений протестантизма. Как самостоятельная конфессия возник в сер. 16 в. из нелютеранских течений Реформации в Швейцарии. В современном мире К. имеет три основные организационные разновидности — Реформатские Церкви, пресвитерианство и конгрегационализм, В качестве этих направлений он распространен во многих странах Европы и Америки, а также в странах Азии и Африки. Основателем К. как собственно конфессии  считается французско-швейцарский реформатор Ж.Кальвин (1509-1564), которому принадлежит заслуга систематического изложения традиции. Источником мышления Ж. Кальвина явился реформационный принцип Sola Scriptura, т. е. для всех кальвинистов Библия как Священное Писание имеет абсолютный автори­тет. На практике же К. признает значение некоторых аспектов церковного предания, в частности, соборных определений и символических книг. Важнейшими сим­волическими книгами в кальвинистской традиции яв­ляются Гейдельбергский катехизис (1563), Галликан­ское исповедание (1559), Первое (1536) и Второе (1566) Гельветические исповедания, а также соборные определения церквей кальвинистской традиции — Каноны Дортского синода (1618) и Вестминстерское испо­ведание веры (1648). В этих документах отражены ос­новные положения кальвинистского вероучения. Разделяя общехристианские учения, отраженные в Никео-Цареградском Символе веры, Кальвин и все его последователи подчеркивали верховную власть, свя­тость и величие Бога (в англоязычном богословии — «Божественный суверенитет»), отраженные прежде всего в кальвинистской концепции предопределения. Ничего случайного не существует, предопределяется все, даже свободные действия тварей. Концепция аб­солютного предопределения раскрывается и через ан­тропологию К. Согласно кальвинистской традиции, че­ловек первоначально был создан по образу Божьему» обладал знанием истины, праведностью и свободой воли. Итогом грехопадения явилось отвержение чело­века и его «абсолютная греховность» (total depravity)» передаваемая в силу онтологического единства чело­вечества всем поколениям. Однако грехопадение и нарушило замысел Бога, который предвечно и свобод­но избрал часть падших творений, чтобы примирит их с собой, других он оставил неискупленными. Т. обр. Иисус Христос искупил не всех, а лишь избранных (т. наз. ограниченное искупление), которые и составляют ис­тинную невидимую церковь. Согласно кальвинистской сотериологии люди избраны Богом безусловно, т. е. зас­лужить избрание невозможно, ни делами, ни верой, оно безусловно и предвечно даруется Богом по благодати. Благодать действует на избранных с внутренней силой, исключающей возможность противиться ей (т. наз. нео­долимая благодать), а отпадение от Христа, если чело­век действительно избран, невозможно (учение о «стой­кости святых»). При этом избранным ко спасению да­руется и способность к добру, которая исходит только от Духа Христова и не является человеческой заслугой. Это — общие положения, и хотя вопрос, что является критерием избранности ко спасению до конца не про­яснен, земное благополучие никогда не рассматрива­лось в К. в качестве критерия избранности ко спасе­нию, поэтому тезис М. Вебера и Р.Г. Тоуни об определя­ющей роли К. в становлении буржуазной этики и экономики аргументированно оспаривался многими мыслителями (В. Зомбарт, Д. Хакнесс). Положения об ограниченном искуплении и предвечном избрании ко спасению и осуждению являются отличительными осо­бенностями ортодоксального К. Экклезиологической основой К. является общепротестантское представле­ние о наличии видимой и невидимой церкви (после­дняя есть совокупность всех избранных). Обществен­но-политические идеи К. основаны на принципе взаи­модополнительности церковной и государственной властей, при доминировании церкви. В «Наставлении в христианской вере» Кальвин развивает положение о том, что государство в своей деятельности должно ру­ководствоваться требованиями христианского нрав­ственного закона. Эти идеи были восприняты и допол­нены прежде всего в Шотландии, где под руководством Д. Нокса (1514-1572) был впервые реализован ковенант — договор между церковью и обществом, утверж­дающий христианские обязанности последнего в со­ответствии с представлениями Нокса об ответствен­ности государства перед церковью. Кроме этого в пуританской литературе было сформулировано право церкви на гражданское сопротивление, если она под­вергается гонениям антихристианского государства. Практическая реализация этих идей связана с идеоло­гией нонконформизма в Англии, а также с принципом теократического управления пуританских общин в Англии и Америке (Д. Коттон, Д. Уинтроп, Р. и К. Мезеры). Но несмотря на постулируемое огромное значе­ние церкви в жизни общества, обрядность в К. менее выражена, чем в др. конфессиях. К. признает два таин­ства — крещение и причащение как заповеди, установ­ленные непосредственно Христом (другие обряды таинствами не считаются). Евхаристия рассматривается как продолжающееся духовное приобщение избран­ных через невидимое действие Святого Духа телу и крови Христа (представление о пресуществлении от­вергается). Богослужение кальвинистских церквей строится на пении псалмов, общей молитве и пропове­ди, последней уделяется особое внимание. Существуют три основных обряда — женевский (существующий в основном в континентальной Европе), шотландский (распространенный в англо-американских и корейских церквях) и смешанный, отличающиеся особенностя­ми облачений служителей, музыки и т. п. Обычно каль­винисты празднуют Рождество и Пасху, однако в неко­торых традициях, кроме воскресений, праздников нет. В К. нет единой организации церкви. Различия церков­ного устройства касаются подчинения общин: рефор­матские (в континентальной Европе) и пресвитери­анские (в англоязычном мире и на Востоке) церкви предполагают управление общинами посредством ре­гионального и национального руководства (соответ­ственно — пресвитерии и ассамблеи), а конгрегацио­нализм и большинство баптистов-кальвинистов наста­ивают на полной автономии общин, которые могут иметь только координацию, но не подчинение. Сторон­ники той или иной формы управления обычно не счи­тают ее единственно возможной. Общим же принци­пом организации церковной общины является обще­протестантское положение о «всеобщем священстве», которое обычно предполагает, что общиной руководит коллегия избираемых ею старейшин — пресвитеров, составляющих консисторию (хотя часть кальвинистов считает возможным и епископальное управление). Су­ществуют и объединения кальвинистских церквей. В 1875 был создан Всемирный союз Реформатских Цер­квей, объединивший также часть пресвитериан (в 1960 на его базе возник Реформатский экуменический си­нод). В 1953 во Франции П. Марселем была основана Международная ассоциация реформатской веры и дей­ствия. Существуют и крупные национальные объеди­нения, такие, как Национальная ассоциация пресвите­рианских и реформатских церквей США. Основными этапами развития К. следует считать его распростране­ние по отдельным регионам и возникновение основ­ных форм организации. Первые общины возникли в 1530-е гг. во Франции и Швейцарии. Они существова­ли параллельно целому ряду др. протестантских общин, но в 1536-1541, после длительных конфликтов с об­щиной Берна и либертинизмом, Кальвин и его сторон­ники создали теократическую общину в Женеве, уста­новив строгую церковную и гражданскую дисциплину. Из Швейцарии К. распространяется в др. европейские страны: Германию, Францию (где кальвинисты стали известны как гугеноты), в Нидерланды, в Англию и Шотландию (пуритане). С Британских островов и из Нидерландов К. в ходе вынужденной эмиграции рас­пространился в 17 в. в Америку и по всем колониаль­ным регионам, где образовались самоуправляемые цер- ковно-гражданские общины. Наибольшее влияние в 18 — перв. пол. 19 в. К. имел в США, где именно он послу­жил основой т. наз. «Первого Великого пробуждения» (Д. Эдварде). Дальнейшее англо-американское и голлан­дское миссионерское движение распространило каль­винистские общины практически по всему миру, вклю­чая Африку, Латинскую Америку и Океанию.

О.В. Несмиянова, A.M. Семанов.

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz