КАЛЬВИН - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

КАЛЬВИН (Calvin, лат. Calvinus, франц. Cauvin — Ко- вен) Жан (1509-1564) — один из лидеров Реформа­ции, основатель кальвинизма. Учился в Париже и Орле­ане. Под влиянием отца избрал юридическую карьеру. Смерть отца дала возможность К. сделать свой выбор и заняться литературным творчеством в духе Эразма Роттердамского, под влиянием которого он находил­ся в тот период. Многие из друзей К. были знакомы с лютеранством и поддерживали его. Они во многом определили переход К. в протестантизм. К. стал убеж­денным протестантом, навсегда порвав с католической церковью (см.: Католицизм). Если первая теологиче­ская работа К., написанная в 1534, была направлена про­тив анабаптизма, то уже в 1536 в фундаментальном труде «Наставления в христианской вере» К. дает систе­матическое теологическое обоснование Реформации. Он не выдвинул принципиально новых идей, но систематизировал идеи М Лютера и У. Цвингли. Эта рабо­та создала К. славу одного из крупнейших теологов сво­его времени. Обратившись к Ветхому Завету, К. считал, что Библия является единственным источником исти­ны. Он последовательно развивал учение об абсолют­ном предопределении, согласно которому все люди зара­нее, в соответствии с Божественной волей, разделены на две группы: избранных, которые спасутся, и всех остальных, обреченных на гибель. Никакие усилия че­ловека — его поступки, вера и т. п. не могут изменить эту ситуацию. Точного знания того, к какой группе он принадлежит, человек не имеет, поэтому его посмерт­ная судьба остается тайной. При этом каждый человек должен быть уверен, что именно он является избран­ником Бога. Успех в профессиональной, трудовой дея­тельности, согласно К., есть признак богоизбранности, поскольку профессиональная деятельность рассматри­вается им в качестве служения Богу, а успех в делах ста­новится самоценностью. Не заботясь специально о спасении души, человек тем не менее должен следовать ряду этических принципов, среди которых главное место К. отводил мирскому аскетизму, сводящемуся к бережливости, практичности, стремлению достичь ус­пеха в делах, много трудиться и иметь богатство, нали­чие которого также оценивалось К. как Божественный дар. С 1536 К. обосновался в Женеве, где ввел строгую дисциплину нравов — следил за нравственностью жителей, требовал, чтобы светские власти подчинялись предписаниям церкви. Был упразднен католический культ, запрещены развлечения, танцы, украшения, яр­кие одежды, громкий смех, были введены ограниче­ния в еде; посещение церкви стало строго обязатель­ным, была установлена жесткая пасторская опека над населением. Почитание икон и креста было запреще­но. Таинства христианские были отменены, за исклю­чением крещения и причащения, которые стали рас­сматриваться как символические обряды. Пасторы и проповедники в общинах избирались верующими. Позднее К. возглавил Консисторию пасторов, которая окончательно подчинила себе светскую власть. Удешев­ление культа и демократизация церковной организа­ции, формирующейся снизу вверх как союз независи­мых самоуправляющихся общин, выборность пасто­ров и пресвитеров-мирян сочетались у К. со все большей нетерпимостью к инакомыслию, переросшей в диктат. К 1555 К. уничтожает или изгоняет из Жене­вы всех неугодных (напр., в 1553 был казнен ученый М. Сервет) и становится жестким и непримиримым «женевским папой». Малейшее несоблюдение дисцип­лины жестоко каралось, вплоть до смертной казни. В 1559 К. основал в Женеве ун-т, в котором началась подготовка протестантских теологов. Благодаря К. Же нева стала центром реформационного движения, в который стекались протестанты со всей Европы. (См также: Кальвинизм, Реформация.)

Соч. на рус. яз.: Наставления в христианской вере 1998.ТТ. 1-3.  

Элбащ