Религиоведение / Энциклопедический словарь.
–М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
КАЛЬВИН (Calvin, лат. Calvinus,
франц. Cauvin — Ко- вен) Жан
(1509-1564) — один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Учился в
Париже и Орлеане. Под влиянием отца избрал юридическую карьеру. Смерть отца
дала возможность К. сделать свой выбор и заняться литературным творчеством в
духе Эразма Роттердамского, под влиянием которого он
находился в тот период. Многие из друзей К. были знакомы с лютеранством и
поддерживали его. Они во многом определили переход К. в протестантизм. К. стал
убежденным протестантом, навсегда порвав с католической церковью (см.: Католицизм). Если первая теологическая работа К.,
написанная в 1534, была направлена против анабаптизма, то уже в 1536 в
фундаментальном труде «Наставления в христианской вере» К. дает систематическое
теологическое обоснование Реформации. Он не выдвинул принципиально новых идей,
но систематизировал идеи М Лютера и У. Цвингли. Эта работа создала К. славу
одного из крупнейших теологов своего времени. Обратившись к Ветхому Завету, К.
считал, что Библия является единственным источником истины. Он последовательно
развивал учение об абсолютном предопределении, согласно которому все люди заранее,
в соответствии с Божественной волей, разделены на две группы: избранных,
которые спасутся, и всех остальных, обреченных на гибель. Никакие усилия человека
— его поступки, вера и т. п. не могут изменить эту ситуацию. Точного знания
того, к какой группе он принадлежит, человек не имеет, поэтому его посмертная
судьба остается тайной. При этом каждый человек должен быть уверен, что именно
он является избранником Бога. Успех в профессиональной, трудовой деятельности,
согласно К., есть признак богоизбранности, поскольку
профессиональная деятельность рассматривается им в качестве служения Богу, а
успех в делах становится самоценностью. Не заботясь
специально о спасении души, человек тем не менее должен
следовать ряду этических принципов, среди которых главное место К. отводил мирскому
аскетизму, сводящемуся к бережливости, практичности, стремлению достичь успеха
в делах, много трудиться и иметь богатство, наличие которого также оценивалось
К. как Божественный дар. С 1536 К. обосновался в Женеве, где ввел строгую дисциплину
нравов — следил за нравственностью жителей, требовал, чтобы светские власти
подчинялись предписаниям церкви. Был упразднен католический культ, запрещены
развлечения, танцы, украшения, яркие одежды, громкий смех, были введены
ограничения в еде; посещение церкви стало строго обязательным, была
установлена жесткая пасторская опека над населением. Почитание икон и креста
было запрещено. Таинства христианские были отменены, за исключением крещения
и причащения, которые стали рассматриваться как символические обряды. Пасторы
и проповедники в общинах избирались верующими. Позднее К. возглавил Консисторию
пасторов, которая окончательно подчинила себе светскую власть. Удешевление
культа и демократизация церковной организации, формирующейся снизу вверх как
союз независимых самоуправляющихся общин, выборность пасторов и
пресвитеров-мирян сочетались у К. со все большей
нетерпимостью к инакомыслию, переросшей в диктат. К 1555 К. уничтожает или
изгоняет из Женевы всех неугодных (напр., в 1553 был казнен ученый М. Сервет)
и становится жестким и непримиримым «женевским папой». Малейшее несоблюдение
дисциплины жестоко каралось, вплоть до смертной казни. В 1559 К. основал в
Женеве ун-т, в котором началась подготовка протестантских теологов. Благодаря
К. Же нева стала центром реформационного движения, в
который стекались протестанты со всей Европы. (См также:
Кальвинизм, Реформация.)
Соч. на рус. яз.: Наставления в христианской вере 1998.ТТ. 1-3.
Элбащ