Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДЕЙСКАЯ ОБЩИНА – объединение верующих для выполнения религиозных обрядов, молитв и, вообще, организованное сообщество прихожан какой-либо синагоги (букв. – дом собраний) или молитвенного дома. В древнейший период И. о. совпадала со всем народом, который в Ветхом Завете именуется «общество Господне». Чисто религиозные функции священнослужителей были возложены на потомков рода Леви, к которому принадлежали братья Моисей и Аарон. Потомки Аарона образовали класс «когенов», священнослужителей высшей категории, из числа которых выходили и носители высшей духовной власти – первосвященники. Поскольку библейское законодательство носило характер религиозных законов, то не существовало строгого разделения между духовной и светской властями. Поэтому на собраниях для решения общих задач делегации родов возглавлялись священниками. В дальнейшем, при царях, большое значение приобрели мнения и поучения пророков, провозглашавших народу волю Божью и нередко обличавших деяния самих царей. После возвращения из вавилонского плена и восстановления Иерусалимского Храма авторитет первосвященника был утвержден указами персидского царя. И. о. в диаспоре окончательно складываются в античное время в эллинистических государствах и на территории Римской империи. Центром И. о. становится синагога, вокруг которой объединялись прихожане, именуемые «святой общиной», во главе с «Отцами синагоги». Все дела и конфликты между членами общины решались на основе иудейских религиозных законов, информация о которых вплоть до кон. 5 в. приходила от иудейского патриарха, находившегося в Палестине. Святая община следила за соблюдением иудейского религиозного календаря, правильным совершением богослужения и религиозным образованием детей. В Средние века И. о. продолжали свое существование большей частью в христианском и мусульманском окружении. Местные правители предоставляли им право автономии в религиозных делах, за что общины должны были выплачивать определенный налог. Постепенно складывалась и система внутреннего самоуправления. Должность духовного руководителя общины (раввина) первоначально не оплачивалась, но в дальнейшем, в связи с возложением на него обязанностей религиозного и гражданского судьи, главы религиозного учебного заведения (ешивы), а также проповедника, она стала не только уважаемой, но и достаточно доходной. Помимо этого, в И. о. появляется ряд должностных лиц для отправления религиозного культа – хазан (кантор), шойхет (резник, специалист по ритуальному убою скота), шамаш (синагогальный служка) и др. Каждая община должна была иметь синагогу, религиозный суд, кладбище, а также содержать школы низшего и высшего уровня для религиозного обучения детей и юношества. Судебные приговоры можно было оспаривать в суде авторитетных раввинов. Самым суровым религиозным наказанием было отлучение от общины (херем). В условиях единого Багдадского халифата до 11 в. все И. о. должны были руководствоваться религиозными предписаниями гаонов – глав религиозных академий (ешив) в месопотамских городах Сура и Пумбедита. Светская власть над иудеями принадлежала «князю изгнания» (эксиларху). С распадом халифата местные правители стали сами назначать глав И. о. В различных странах устраивались съезды местных религиозных иудейских руководителей для выработки правил организации и функционирования И. о. (такканот). Особенно известны съезды раввинов в Испании (до изгнания оттуда иудеев), в средневековых Франции, Италии, Германии. Различия в общинах доходили до того, что, напр., в синагогах И. о. сефардов (выходцев из Испании) не мог без особого разрешения молиться иудей-несефард. Наибольшее распространение межобщинные съезды приобрели в Польско-Литовском королевстве у иудеев-ашкеназов, говоривших на немецко-еврейском диалекте – идише. Они назывались в Польше «Ваадом четырех стран», а в Литве – «Литовским Ваадом». Средневековая организация И. о. сохранялась в 16-19 вв., даже когда после окончательных разделов Польши большинство И. о. перешло под власть Российской империи. Авторитет раввинов королевства был настолько велик, что к ним обращались за решением самых сложных вопросов еврейские законоучители из Германии, Италии и Турции. В городах и местечках работали многочисленные еврейские типографии, печатавшие еврейскую религиозную литературу и труды ученых-комментаторов. Широкой автономией в религиозных вопросах пользовались также И. о. Османской империи, однако вплоть до Нового времени И. о. этой страны разного происхождения соперничали друг с другом, объединяясь только в период общей опасности и для выкупа пленников-иудеев. После Великой Французской революции во Франции началось преобразование И. о. страны исключительно на религиозных началах по образцу христианских общин, что привело к созданию в 1806 по указу Наполеона особой консисториальной системы организации иудейских общин страны. Согласно указу, иудейские общины были объединены в консистории, возглавляемые центральной консисторией, состоявшей из трех главных раввинов и двух мирян. Подобная система была распространена на ряд стран Зап. Европы, завоеванных Наполеоном. Во Франции с 1831 по 1906 раввины считались государственными чиновниками и получали жалованье. Начиная со вт. пол. 19 в., с эмансипацией евреев Зап. Европы И. о. утрачивают функции внутреннего самоуправления и превращаются только в добровольное религиозное сообщество верующих (в США И. о. были таковыми с самого начала). В разных странах формируются отдельные конгрегации ортодоксальных, реформистских и консервативных общин, напр, в США их в настоящее время насчитываются сотни. В Израиле, где формально религия не отделена от государства, существуют конгрегации И. о. иудеев-сефардов и иудеев-ашкеназов, объединения которых возглавляются главными раввинами страны, соответственно сефардским и ашкеназским. Большое влияние на политическую жизнь имеют и религиозные партии, связанные с И. о. В странах ислама (Тунис, Египет, Марокко и др.) над оставшимися И. о. сохраняется строгий государственный контроль. В России самоуправляющиеся И. о. (кагалы) была формально отменены в 1844, но фактически на И. о. был возложен ряд обязанностей, в частности, раввины должны были вести записи актов гражданского состояния, а руководство И. о. отвечало за сбор налогов и поставку рекрутов. Оригинальной особенностью России было наличие И. о., образованных русскими сектантами «субботниками», официально именовавшимися властями «жидовствующими». После установления советской власти под руководством Центрального комиссариата по еврейским национальным делам начала проводиться кампания против деятельности И. о. Вплоть до нач. 1990-х гг. деятельность оставшихся синагог жестко контролировалась органами госбезопасности и была строго ограничена. В настоящее время все ограничения на деятельность И. о. сняты, иудаизм признан одной из традиционных религий России. В масштабе страны формируются объединения религиозных И. о. разного направления (в настоящее время имеются «Федерация еврейских общин России» (ФЕОР) и «Конгресс религиозных организаций и общин России» (КЕРООР). Центром И. о. России является Москва, где работает раввинский суд, имеются религиозные учебные заведения, школы, еврейская пресса. Большая хоральная синагога работает и в Санкт-Петербурге, там же издается иудейская пресса. Синагоги и еврейские общины при них действуют в десятках городов России. Активизировалась религиозная жизнь в общинах малых этнографических религиозных иудейских групп – караимов, крымчаков, грузинских, среднеазиатских и горских иудеев, а также русских сектантов-«субботников». Необходимо указать, что большинство современных еврейских обществ и учреждений как в России, так и за ее пределами носят не религиозный, а культурно-национальный характер.
В.Л. Вихнович