Иудейская община - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ИУДЕЙСКАЯ ОБЩИНА – объединение верующих для выполнения религиозных обрядов, молитв и, во­обще, организованное сообщество прихожан какой-либо синагоги (букв.дом собраний) или молитвен­ного дома. В древнейший период И. о. совпадала со всем народом, который в Ветхом Завете именуется «обще­ство Господне». Чисто религиозные функции священ­нослужителей были возложены на потомков рода Леви, к которому принадлежали братья Моисей и Аарон. По­томки Аарона образовали класс «когенов», священно­служителей высшей категории, из числа которых выхо­дили и носители высшей духовной власти – первосвя­щенники. Поскольку библейское законодательство носило характер религиозных законов, то не существо­вало строгого разделения между духовной и светской властями. Поэтому на собраниях для решения общих задач делегации родов возглавлялись священниками. В дальнейшем, при царях, большое значение приобре­ли мнения и поучения пророков, провозглашавших народу волю Божью и нередко обличавших деяния са­мих царей. После возвращения из вавилонского плена и восстановления Иерусалимского Храма авторитет пер­восвященника был утвержден указами персидского царя. И. о. в диаспоре окончательно складываются в ан­тичное время в эллинистических государствах и на тер­ритории Римской империи. Центром И. о. становится синагога, вокруг которой объединялись прихожане, именуемые «святой общиной», во главе с «Отцами си­нагоги». Все дела и конфликты между членами общи­ны решались на основе иудейских религиозных зако­нов, информация о которых вплоть до кон. 5 в. прихо­дила от иудейского патриарха, находившегося в Палестине. Святая община следила за соблюдением иудейского религиозного календаря, правильным со­вершением богослужения и религиозным образовани­ем детей. В Средние века И. о. продолжали свое суще­ствование большей частью в христианском и мусуль­манском окружении. Местные правители предоставляли им право автономии в религиозных делах, за что об­щины должны были выплачивать определенный на­лог. Постепенно складывалась и система внутреннего самоуправления. Должность духовного руководителя общины (раввина) первоначально не оплачивалась, но в дальнейшем, в связи с возложением на него обязан­ностей религиозного и гражданского судьи, главы ре­лигиозного учебного заведения (ешивы), а также про­поведника, она стала не только уважаемой, но и доста­точно доходной. Помимо этого, в И. о. появляется ряд должностных лиц для отправления религиозного куль­та – хазан (кантор), шойхет (резник, специалист по ритуальному убою скота), шамаш (синагогальный служ­ка) и др. Каждая община должна была иметь синагогу, религиозный суд, кладбище, а также содержать школы низшего и высшего уровня для религиозного обуче­ния детей и юношества. Судебные приговоры можно было оспаривать в суде авторитетных раввинов. Са­мым суровым религиозным наказанием было отлуче­ние от общины (херем). В условиях единого Багдад­ского халифата до 11 в. все И. о. должны были руковод­ствоваться религиозными предписаниями гаонов – глав религиозных академий (ешив) в месопотамских городах Сура и Пумбедита. Светская власть над иудея­ми принадлежала «князю изгнания» (эксиларху). С распадом халифата местные правители стали сами назначать глав И. о. В различных странах устраивались съезды местных религиозных иудейских руководите­лей для выработки правил организации и функциони­рования И. о. (такканот). Особенно известны съезды раввинов в Испании (до изгнания оттуда иудеев), в средневековых Франции, Италии, Германии. Различия в общинах доходили до того, что, напр., в синагогах И. о. сефардов (выходцев из Испании) не мог без особого разрешения молиться иудей-несефард. Наибольшее распространение межобщинные съезды приобрели в Польско-Литовском королевстве у иудеев-ашкеназов, говоривших на немецко-еврейском диалекте – иди­ше. Они назывались в Польше «Ваадом четырех стран», а в Литве – «Литовским Ваадом». Средневековая орга­низация И. о. сохранялась в 16-19 вв., даже когда после окончательных разделов Польши большинство И. о. перешло под власть Российской империи. Авторитет раввинов королевства был настолько велик, что к ним обращались за решением самых сложных вопросов еврейские законоучители из Германии, Италии и Тур­ции. В городах и местечках работали многочисленные еврейские типографии, печатавшие еврейскую рели­гиозную литературу и труды ученых-комментаторов. Широкой автономией в религиозных вопросах пользо­вались также И. о. Османской империи, однако вплоть до Нового времени И. о. этой страны разного проис­хождения соперничали друг с другом, объединяясь только в период общей опасности и для выкупа плен­ников-иудеев. После Великой Французской революции во Франции началось преобразование И. о. страны ис­ключительно на религиозных началах по образцу хри­стианских общин, что привело к созданию в 1806 по указу Наполеона особой консисториальной системы организации иудейских общин страны. Согласно ука­зу, иудейские общины были объединены в консисто­рии, возглавляемые центральной консисторией, состо­явшей из трех главных раввинов и двух мирян. По­добная система была распространена на ряд стран Зап. Европы, завоеванных Наполеоном. Во Франции с 1831 по 1906 раввины считались государственными чинов­никами и получали жалованье. Начиная со вт. пол. 19 в., с эмансипацией евреев Зап. Европы И. о. утрачивают функции внутреннего самоуправления и превращают­ся только в добровольное религиозное сообщество ве­рующих (в США И. о. были таковыми с самого начала). В разных странах формируются отдельные конгрега­ции ортодоксальных, реформистских и консерватив­ных общин, напр, в США их в настоящее время насчи­тываются сотни. В Израиле, где формально религия не отделена от государства, существуют конгрегации И. о. иудеев-сефардов и иудеев-ашкеназов, объединения которых возглавляются главными раввинами страны, соответственно сефардским и ашкеназским. Большое влияние на политическую жизнь имеют и религиоз­ные партии, связанные с И. о. В странах ислама (Тунис, Египет, Марокко и др.) над оставшимися И. о. сохраня­ется строгий государственный контроль. В России са­моуправляющиеся И. о. (кагалы) была формально от­менены в 1844, но фактически на И. о. был возложен ряд обязанностей, в частности, раввины должны были вести записи актов гражданского состояния, а руковод­ство И. о. отвечало за сбор налогов и поставку рекрутов. Оригинальной особенностью России было наличие И. о., образованных русскими сектантами «субботниками», официально именовавшимися властями «жидовствующими». После установления советской власти под ру­ководством Центрального комиссариата по еврейским национальным делам начала проводиться кампания про­тив деятельности И. о. Вплоть до нач. 1990-х гг. деятель­ность оставшихся синагог жестко контролировалась орга­нами госбезопасности и была строго ограничена. В на­стоящее время все ограничения на деятельность И. о. сняты, иудаизм признан одной из традиционных рели­гий России. В масштабе страны формируются объедине­ния религиозных И. о. разного направления (в настоя­щее время имеются «Федерация еврейских общин Рос­сии» (ФЕОР) и «Конгресс религиозных организаций и общин России» (КЕРООР). Центром И. о. России явля­ется Москва, где работает раввинский суд, имеются ре­лигиозные учебные заведения, школы, еврейская прес­са. Большая хоральная синагога работает и в Санкт-Пе­тербурге, там же издается иудейская пресса. Синагоги и еврейские общины при них действуют в десятках горо­дов России. Активизировалась религиозная жизнь в общинах малых этнографических религиозных иудей­ских групп – караимов, крымчаков, грузинских, сред­неазиатских и горских иудеев, а также русских сектантов-«субботников». Необходимо указать, что большин­ство современных еврейских обществ и учреждений как в России, так и за ее пределами носят не религиозный, а культурно-национальный характер.

В.Л. Вихнович