Иудаизм реформистский - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ИУДАИЗМ РЕФОРМИСТСКИЙ – направление в иудаизме модернистского характера, возникшее в Гер­мании в нач. 19 в. На его становление оказали влияние, с одной стороны, идеи европейского Просвещения, главным проводником которого в еврейской среде был немецко-еврейский философ Моисей Мендельсон, а с другой – радикальные социально-политические пе­ремены в жизни Европы, вызванные Великой Фран­цузской революцией. Мендельсон, стремясь изменить положение евреев Германии, веками прозябавших в тесных городских еврейских кварталах (гетто), пере­вел Библию на современный нем. язык и много сделал для распространения среди еврейской молодежи евро­пейской культуры. Хотя он сам лично полагал, что иуда­изм как богодухновенная религия включает в себя и всю его обрядовую сторону, среди его последователей сформировалась доктрина обновленного И. р. Главным идеологом этой доктрины был ученик Мендельсона Давид Фридлендер (1756-1834). Социальной основой реформизма были представители еврейской интелли­генции, имевшие профессиональные и социальные связи с культурными кругами страны проживания. Сущность этого учения заключается в том, что огром­ная совокупность обрядов и ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим иудаизмом, является исторически преходящим фактором, не отражающим подлинного духа этой религии. Отсюда делался вывод о необходимости радикального реформирования иудейского культа. Более того, предполагалось даже исчезновение самого слова «еврей». Должны быть про­сто «немцы, французы, англичане и другие» иудейско­го вероисповедания. Эти идеи стали претворяться в жизнь после оккупации Германии наполеоновскими войсками и введения там французских либеральных порядков, включавших в себя также гражданское равноправие евреев. Один из первых идеологов рефор­мизма Израиль Якобсон в 1808 основал в г. Касселе ев­рейскую школу, где преподавались и светские науки, а также молитвенный дом с отправлением службы не на евр., а на нем. языке. Затем его последователь Э. Клей в 1818 основал реформистскую синагогу в Гамбурге, на­званную Тампль (Храм). Наряду с введением богослу­жения на нем. языке и аккомпанемента на органе, из текстов молитв были выброшено упоминание о при­шествии Мессии, одно из главных положений тради­ционного иудаизма. С появлением раввинов, получив­ших образование в европейских ун-тах, количество сто­ронников И. р. резко возросло. Их главным идеологом стал Авраам Гейгер (1810-1874), выдающийся ученый и глава еврейской общины г. Бреслау. В своих произве­дениях он опровергал идею божественного происхож­дения Пятикнижия Моисея, иудейские законы кошер­ной пищи и т. д. В концентрированном виде доктрина реформизма нашла выражение в декларации участни­ков съезда ее сторонников, прошедшего в Франкфур-те-на-Майне в 1842. В ней говорилось: «Мы признаем за религией Моисея возможность бесконечного раз­вития; Талмуд не имеет для нас никакого авторитета ни с догматической, ни с практической точки зрения; Мессии, который бы вернул евреев в Палестину, мы не ждем и не желаем; мы не признаем никакого другого отечества, кроме того, к которому мы принадлежим по рождению и по гражданству». Радикальному измене­нию подвергся и ритуал богослужения: вся служба ве­лась на нем. языке, было отменено трубление в ритуаль­ный рог (шофар) и ношение во время молитвы риту­ального облачения (талес), во всех религиозных вопросах женщины были уравнены в правах с мужчи­нами. Однако движение реформизма встретило в Гер­мании решительные протесты со стороны традицион­ных иудейских кругов. На конференции в Бреслау (1846) в связи с вопросом о переносе священного для иудеев дня с субботы на воскресенье произошел реши­тельный раскол среди реформистов. Хотя реформизм нашел своих последователей и в других европейских странах, гораздо больших успехов он добился в США, особенно когда туда прибыли его идеологи из Герма­нии. Один из них, И.-М. Вайз, основал в 1875 в Цин­циннати (шт. Огайо) раввинскую семинарию «Колледж Еврейского союза» для подготовки англоязычных рав­винов реформистского толка. Сегодня это крупнейшее в мире раввинское учебное заведение с отделениями в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Иерусалиме. Не встре­чая в США организованного противодействия, рефор­мизм стал там стремительно распространяться и при­нял еще более радикальный характер. В 1885 на съезде в Питтсбурге было подтверждено, что евреи являются не народом, г религиозной общиной. Главным принципом было признано библейское положение о любви к ближ­нему как к себе самому. Ритуалы, соблюдение субботы, пищевые запреты только мешают этому и должны быть отменены. Субботняя служба была перенесена на вос­кресенье. Более того, на Центральной конференции 1892 был официально отменен обряд обрезания для прозе­литов. Об успехе реформистов в США свидетельствует тот факт, что к 1881 из 200 иудейских общин только 12 принадлежали к ортодоксальным. Несмотря на массо­вую иммиграцию в США из Вост. Европы в кон. 19 – нач. 20 в. приверженцев ортодоксального иудаизма, реформизм и сегодня пользуется там массовой под­держкой. Достаточно указать, что в настоящее время в Америке насчитывается ок. 1 млн сторонников рефор­мизма и примерно 800 реформистских синагог. Рефор­мисты допускают участие своих раввинов вместе с хри­стианскими священниками в церемониях смешанных браков, для них необязателен религиозный развод, у них имеются женщины-раввины, принадлежность к еврейству определяется не только по матери, но и по отцу, крайне облегчено обращение в иудаизм и т. д. Именно у реформистских лидеров политический сио­низм встретил самых активных противников, хотя после Второй мировой войны их позиция была смяг­чена (см. Иудаизм и сионизм). В других странах пози­ции реформизма значительно слабее. В пределах Рос­сийской империи реформистами в 1846 была пред­принята попытка основать хоральную синагогу в Одессе. В кон. 19 в. движение реформистов активизи­ровалось, среди его сторонников можно отметить пуб­лицистов и писателей М.Л. Лилиенблюма, Л. Гордона и знаменитого впоследствии историка СМ. Дубнова. В настоящее время предпринимаются попытки созда­ния реформистских общин в Российской Федерации.

В.Л. Вихнович