Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДАИЗМ РЕФОРМИСТСКИЙ – направление в иудаизме модернистского характера, возникшее в Германии в нач. 19 в. На его становление оказали влияние, с одной стороны, идеи европейского Просвещения, главным проводником которого в еврейской среде был немецко-еврейский философ Моисей Мендельсон, а с другой – радикальные социально-политические перемены в жизни Европы, вызванные Великой Французской революцией. Мендельсон, стремясь изменить положение евреев Германии, веками прозябавших в тесных городских еврейских кварталах (гетто), перевел Библию на современный нем. язык и много сделал для распространения среди еврейской молодежи европейской культуры. Хотя он сам лично полагал, что иудаизм как богодухновенная религия включает в себя и всю его обрядовую сторону, среди его последователей сформировалась доктрина обновленного И. р. Главным идеологом этой доктрины был ученик Мендельсона Давид Фридлендер (1756-1834). Социальной основой реформизма были представители еврейской интеллигенции, имевшие профессиональные и социальные связи с культурными кругами страны проживания. Сущность этого учения заключается в том, что огромная совокупность обрядов и ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим иудаизмом, является исторически преходящим фактором, не отражающим подлинного духа этой религии. Отсюда делался вывод о необходимости радикального реформирования иудейского культа. Более того, предполагалось даже исчезновение самого слова «еврей». Должны быть просто «немцы, французы, англичане и другие» иудейского вероисповедания. Эти идеи стали претворяться в жизнь после оккупации Германии наполеоновскими войсками и введения там французских либеральных порядков, включавших в себя также гражданское равноправие евреев. Один из первых идеологов реформизма Израиль Якобсон в 1808 основал в г. Касселе еврейскую школу, где преподавались и светские науки, а также молитвенный дом с отправлением службы не на евр., а на нем. языке. Затем его последователь Э. Клей в 1818 основал реформистскую синагогу в Гамбурге, названную Тампль (Храм). Наряду с введением богослужения на нем. языке и аккомпанемента на органе, из текстов молитв были выброшено упоминание о пришествии Мессии, одно из главных положений традиционного иудаизма. С появлением раввинов, получивших образование в европейских ун-тах, количество сторонников И. р. резко возросло. Их главным идеологом стал Авраам Гейгер (1810-1874), выдающийся ученый и глава еврейской общины г. Бреслау. В своих произведениях он опровергал идею божественного происхождения Пятикнижия Моисея, иудейские законы кошерной пищи и т. д. В концентрированном виде доктрина реформизма нашла выражение в декларации участников съезда ее сторонников, прошедшего в Франкфур-те-на-Майне в 1842. В ней говорилось: «Мы признаем за религией Моисея возможность бесконечного развития; Талмуд не имеет для нас никакого авторитета ни с догматической, ни с практической точки зрения; Мессии, который бы вернул евреев в Палестину, мы не ждем и не желаем; мы не признаем никакого другого отечества, кроме того, к которому мы принадлежим по рождению и по гражданству». Радикальному изменению подвергся и ритуал богослужения: вся служба велась на нем. языке, было отменено трубление в ритуальный рог (шофар) и ношение во время молитвы ритуального облачения (талес), во всех религиозных вопросах женщины были уравнены в правах с мужчинами. Однако движение реформизма встретило в Германии решительные протесты со стороны традиционных иудейских кругов. На конференции в Бреслау (1846) в связи с вопросом о переносе священного для иудеев дня с субботы на воскресенье произошел решительный раскол среди реформистов. Хотя реформизм нашел своих последователей и в других европейских странах, гораздо больших успехов он добился в США, особенно когда туда прибыли его идеологи из Германии. Один из них, И.-М. Вайз, основал в 1875 в Цинциннати (шт. Огайо) раввинскую семинарию «Колледж Еврейского союза» для подготовки англоязычных раввинов реформистского толка. Сегодня это крупнейшее в мире раввинское учебное заведение с отделениями в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Иерусалиме. Не встречая в США организованного противодействия, реформизм стал там стремительно распространяться и принял еще более радикальный характер. В 1885 на съезде в Питтсбурге было подтверждено, что евреи являются не народом, г религиозной общиной. Главным принципом было признано библейское положение о любви к ближнему как к себе самому. Ритуалы, соблюдение субботы, пищевые запреты только мешают этому и должны быть отменены. Субботняя служба была перенесена на воскресенье. Более того, на Центральной конференции 1892 был официально отменен обряд обрезания для прозелитов. Об успехе реформистов в США свидетельствует тот факт, что к 1881 из 200 иудейских общин только 12 принадлежали к ортодоксальным. Несмотря на массовую иммиграцию в США из Вост. Европы в кон. 19 – нач. 20 в. приверженцев ортодоксального иудаизма, реформизм и сегодня пользуется там массовой поддержкой. Достаточно указать, что в настоящее время в Америке насчитывается ок. 1 млн сторонников реформизма и примерно 800 реформистских синагог. Реформисты допускают участие своих раввинов вместе с христианскими священниками в церемониях смешанных браков, для них необязателен религиозный развод, у них имеются женщины-раввины, принадлежность к еврейству определяется не только по матери, но и по отцу, крайне облегчено обращение в иудаизм и т. д. Именно у реформистских лидеров политический сионизм встретил самых активных противников, хотя после Второй мировой войны их позиция была смягчена (см. Иудаизм и сионизм). В других странах позиции реформизма значительно слабее. В пределах Российской империи реформистами в 1846 была предпринята попытка основать хоральную синагогу в Одессе. В кон. 19 в. движение реформистов активизировалось, среди его сторонников можно отметить публицистов и писателей М.Л. Лилиенблюма, Л. Гордона и знаменитого впоследствии историка СМ. Дубнова. В настоящее время предпринимаются попытки создания реформистских общин в Российской Федерации.
В.Л. Вихнович