Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ИУДАИЗМ ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ –обобщенное на­звание различных течений и направлений в иудаизме, считающих себя прямыми наследниками традицион­ного иудаизма и всей исторической иудейской тради­ции в том виде, в каком они сложились в Средние века. Приверженцы И. о. утверждают, что, несмотря на все изменения социально-политического и экономиче­ского характера в странах проживания иудейских общин, незыблемой основой иудаизма остаются религиозные законы в том виде, как они сформулированы в Талмуде (законы Галахи) и в фундаментальном своде правил и ритуалов, кодифицированных в средневековом (16 в.) капитальном труде «Шулхан Арух». В качестве обозна­чения особого религиозного направления термин «И. о.» появился только в перв. пол. 19 в., когда под влиянием прогрессивных идей 18 в. и в результате Великой Французской революции начались процессы се­куляризации жизни евреев Европы. Одним из прояв­лений этого были успехи еврейского движения Гаскалы и формирование религиозного движения иудаизма реформистского, во многом порвавшего с древней тра­дицией. Первоначально некоторые раввины в стрем­лении сохранить прежние религиозные традиции даже предлагали иудеям отказаться от предоставляемых им государством политических и экономических прав, замкнувшись в кругу своих единоверцев. Большинство раввинов решительно выступило против новшеств реформистов в отправлении культа – молитв на мест­ных языках, введения в литургию органной музыки и т. д. Особенно жесткие формы И. о. (вплоть до отказа изучать местные языки) принял в восточных провин­циях Австро-Венгрии. Здесь главным идеологом И. о. выступил раввин Братиславы (тогда Пресбург) М. Со-фер (1806-1839). Он и его сторонники резко протесто­вали против всех модернизаторских религиозно-поли­тических движений в сфере еврейства, в т. ч. политиче­ского сионизма. В дальнейшем наиболее влиятельным идеологом И. о. стал уроженец Гамбурга, с 1851 г. глав­ный раввин Франкфурта-на-Майне Самсон-Рафаэль Гирш (1808-1888). В своей книге «Девятнадцать писем об иудаизме» он утверждал, что гражданские права яв­ляются не целью, а средством выполнения иудеями своей духовной миссии. Он считал возможным соче­тать образованность в светских науках с верностью за­конам Галахи, но при этом отвергал критическое отно­шение к текстам Священного Писания. Вместе с тем, по его мнению, с разрушением Иерусалима политическая история приверженцев иудаизма закончилась и глав­ным стало религиозно-нравственное их единство; по­этому идеи политического сионизма также не нашли у него поддержки. В Германии идеи Гирша получили до­вольно широкую поддержку, и в 1873 в Берлине была основана раввинская семинария, готовившая ортодок­сальных раввинов; там наряду с религиозными дис­циплинами преподавали широкий круг светских наук. Движение немецкого И. о. способствовало ослаблению влияния реформизма и созданию общегерманской организации И. о. В Вост. Европе, особенно в Россий­ской империи, подавляющее большинство представи­телей Гаскалы (маскилы), наряду с требованием право­вого равноправия и призывом к модернизации быта иудеев выступало против ассимиляции. Поскольку многие раввины были одновременно маскилами, а большинство из них строго придерживались иудей­ской традиции, то не возникло условий для активного формирования реформистского иудаизма. Центрами И. о. оставались традиционные религиозные учебные центры (ешивы) Литвы. Там, где преобладали приверженцы хасидизма, опорой И. о. стало окружение мест­ных хасидских вождей (цадиков) и ешивы хасидов. Следует указать, что движение политического сиониз­ма также встретило резкий протест со стороны И. о. Исключение составило меньшинство ортодоксальных раввинов, образовавших в 1902 партию «Мизрахи», провозгласившую поддержку практических целей си­онистов, что вызвало резкую критику в адрес этой партии со стороны большинства лидеров И. о. В свою очередь, сторонники И. о. в 1912 создали организацию «Агуддат Исраэль», поставившую целью использовать в борьбе за традиционные ценности иудаизма средства современной политической борьбы – прессу, предста­вительство, политическую деятельность разного уров­ня и т. д. Основной философией этого движения было утверждение, что на все вопросы современной жизни можно найти ответы в Священном Писании. Особое внимание активисты движения обращали на укрепле­ние иудейских общин, но они также выступали против политического сионизма. И только массовое истребле­ние евреев нацистами во время Второй мировой вой­ны смягчили эту позицию. В Палестине до создания Государства Израиль главным идеологом И. о. сиони­стского направления был первый главный раввин иудейской общины страны Авраам Кук (1868-1935). Он считал, что идеалы национального движения по своей сущности являются религиозными, несмотря на свет­ские формы, и в конечном счете способствуют претво­рению мессианского идеала (см. Мессия). В более позд­ний период в Израиль переселились из Венгрии пред­ставители ультраортодоксального движения «Наторей Карта», абсолютно непримиримые по отношению к сионизму и не признающие Государство Израиль ев­рейским. После создания Государства Израиль на вы­борах в парламент как сионистские, так и несионист­ские партии И. о. получали и получают до сих пор при­мерно до 20% депутатских мест. Тем на менее, влияние сторонников И. о. настолько велико, что они добились признания в «Законе о возвращении» определения по­нятия «еврей» как лица, имеющего права на иммигра­цию, в соответствии с толкованием религиозных зако­нов И. о. В подходе к урегулированию арабо-израиль­ского конфликта приверженцы И. о. сионистского направления занимают крайне националистические позиции, несионистского – больше интересуются утверждением традиционных религиозных принципов жизни в Израиле (обязательное соблюдение субботы и законов кошерной пищи, религиозное семейно-брач-ное законодательство, религиозное образование детей и т. д.). Наряду с сетью начального (школы) и среднего (ешивы) образования, для обучения приверженцев И. о. предназначен ун-т Бар-Илан, открытый, правда, и для нерелигиозных студентов. В последние годы в Израи­ле отмечается широкое движение за ограничение вли­яния на политическую жизнь страны религиозных партий ввиду многочисленных экономических и дру­гих дорогостоящих привилегий, предоставляемых сто­ронникам И. о. (государственное финансирование ре­лигиозных школ, в которых учащиеся получают только религиозное образование, освобождение многочислен­ных учащихся ешив от военной службы, насаждение религиозных законов в личной жизни граждан и т. д.). В США позиции И. о. утвердились только после массо­вой эмиграции из Вост. Европы в кон. 19 – нач. 20 в. ревностных приверженцев И. о. В ходе Второй миро­вой войны и после нее в США также переселилось много влиятельных хасидских руководителей со сво­ими сторонниками, что еще больше укрепило позиции ортодоксов, но в основном умеренного направления. В США раввины И. о. выступают как консультанты, орга­низаторы молодежи, уважаемые проповедники, не чуж­даются общественной деятельности и, как правило, име­ют хорошее светское образование. В современной Рос­сии лидеры иудейских общин, объединенные в две организации – «Федерация еврейских общин России» (ФЕОР) и «Конгресс еврейских религиозных органи­заций и общин России» (КЕРООР) – придерживают­ся принципов И.о.

В.Л. Вихнович

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz