Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006.
–1256 с.
ИУДАИЗМ ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ –обобщенное название
различных течений и направлений в иудаизме, считающих себя прямыми
наследниками традиционного иудаизма и всей исторической иудейской традиции в
том виде, в каком они сложились в Средние века. Приверженцы И. о. утверждают,
что, несмотря на все изменения социально-политического
и экономического характера в странах проживания иудейских общин, незыблемой
основой иудаизма остаются религиозные законы в том виде, как они сформулированы
в Талмуде (законы Галахи) и в фундаментальном
своде правил и ритуалов, кодифицированных в средневековом (16 в.) капитальном
труде «ШулханАрух». В
качестве обозначения особого религиозного направления термин «И. о.» появился
только в перв. пол. 19 в., когда под влиянием
прогрессивных идей 18 в. и в результате Великой Французской революции начались
процессы секуляризации жизни евреев Европы. Одним из проявлений этого
были успехи еврейского движения Гаскалыи
формирование религиозного движения иудаизма
реформистского, во многом порвавшего с древней традицией. Первоначально
некоторые раввины в стремлении сохранить прежние религиозные традиции даже
предлагали иудеям отказаться от предоставляемых им государством политических и
экономических прав, замкнувшись в кругу своих единоверцев. Большинство
раввинов решительно выступило против новшеств реформистов в отправлении культа
– молитв на местных языках, введения в литургию органной музыки и т. д.
Особенно жесткие формы И. о. (вплоть до отказа изучать местные языки) принял в
восточных провинциях Австро-Венгрии. Здесь главным идеологом И. о. выступил
раввин Братиславы (тогда Пресбург) М. Со-фер (1806-1839). Он и его
сторонники резко протестовали против всех модернизаторских религиозно-политических
движений в сфере еврейства, в т. ч. политического сионизма. В дальнейшем
наиболее влиятельным идеологом И. о. стал уроженец Гамбурга, с 1851 г. главный раввин Франкфурта-на-Майне Самсон-Рафаэль Гирш
(1808-1888). В своей книге «Девятнадцать писем об иудаизме» он утверждал, что
гражданские права являются не целью, а средством выполнения
иудеями своей духовной миссии. Он считал возможным сочетать
образованность в светских науках с верностью законам Галахи,
но при этом отвергал критическое отношение к текстам Священного Писания. Вместе
с тем, по его мнению, с разрушением Иерусалима политическая история приверженцев
иудаизма закончилась и главным стало религиозно-нравственное их единство; поэтому
идеи политического сионизма также не нашли у него поддержки. В Германии идеи Гирша получили довольно широкую поддержку, и в 1873 в
Берлине была основана раввинская семинария,
готовившая ортодоксальных раввинов; там наряду с религиозными дисциплинами
преподавали широкий круг светских наук. Движение немецкого И. о. способствовало
ослаблению влияния реформизма и созданию общегерманской
организации И. о. В Вост. Европе, особенно в Российской
империи, подавляющее большинство представителей Гаскалы
(маскилы), наряду с требованием правового
равноправия и призывом к модернизации быта иудеев выступало против ассимиляции.
Поскольку многие раввины были одновременно маскилами,
а большинство из них строго придерживались иудейской традиции, то не возникло
условий для активного формирования реформистского иудаизма. Центрами И. о.
оставались традиционные религиозные учебные центры (ешивы)
Литвы. Там, где преобладали приверженцы хасидизма, опорой И. о. стало
окружение местных хасидских вождей (цадиков) и ешивы хасидов. Следует указать, что
движение политического сионизма также встретило резкий протест со стороны И.
о. Исключение составило меньшинство ортодоксальных раввинов, образовавших в
1902 партию «Мизрахи», провозгласившую поддержку
практических целей сионистов, что вызвало резкую критику в адрес этой партии
со стороны большинства лидеров И. о. В свою очередь, сторонники И. о. в 1912
создали организацию «АгуддатИсраэль»,
поставившую целью использовать в борьбе за традиционные ценности
иудаизма средства современной политической борьбы – прессу, представительство,
политическую деятельность разного уровня и т. д. Основной философией этого
движения было утверждение, что на все вопросы современной жизни можно найти ответы
в Священном Писании. Особое внимание активисты движения обращали на укрепление иудейских общин, но они также выступали против
политического сионизма. И только массовое истребление евреев нацистами во время Второй мировой войны смягчили эту позицию. В Палестине до
создания Государства Израиль главным идеологом И. о. сионистского направления
был первый главный раввин иудейской общины страны Авраам Кук
(1868-1935). Он считал, что идеалы национального движения по своей сущности
являются религиозными, несмотря на светские формы, и
в конечном счете способствуют претворению мессианского идеала (см. Мессия).
В более поздний период в Израиль переселились из Венгрии представители ультраортодоксального движения «Наторей Карта», абсолютно непримиримые по отношению к
сионизму и не признающие Государство Израиль еврейским. После создания
Государства Израиль на выборах в парламент как сионистские, так и несионистские партии И. о. получали и получают до сих пор примерно
до 20% депутатских мест. Тем на менее, влияние сторонников И.
о. настолько велико, что они добились признания в «Законе о возвращении»
определения понятия «еврей» как лица, имеющего права на иммиграцию, в
соответствии с толкованием религиозных законов И. о. В подходе к
урегулированию арабо-израильского конфликта приверженцы И. о. сионистского
направления занимают крайне националистические позиции, несионистского
– больше интересуются утверждением традиционных религиозных принципов жизни в
Израиле (обязательное соблюдение субботы и законов кошерной
пищи, религиозное семейно-брач-ное законодательство,
религиозное образование детей и т. д.). Наряду с сетью начального (школы) и
среднего (ешивы) образования, для обучения
приверженцев И. о. предназначен ун-тБар-Илан, открытый, правда, и длянерелигиозных студентов. В последние годы
в Израиле отмечается широкое движение за ограничение влияния на политическую
жизнь страны религиозных партий ввиду многочисленных экономических и других
дорогостоящих привилегий, предоставляемых сторонникам И. о. (государственное
финансирование религиозных школ, в которых учащиеся получают только
религиозное образование, освобождение многочисленных учащихся ешив от военной службы, насаждение религиозных законов в
личной жизни граждан и т. д.). В США позиции И. о. утвердились только
после массовой эмиграции из Вост. Европы в кон. 19 –
нач. 20 в. ревностных приверженцев И. о. В ходе
Второй мировой войны и после нее в США также переселилось много влиятельных хасидских руководителей со своими сторонниками, что еще
больше укрепило позиции ортодоксов, но в основном умеренного направления. В США
раввины И. о. выступают как консультанты, организаторы молодежи, уважаемые
проповедники, не чуждаются общественной деятельности и, как правило, имеют
хорошее светское образование. В современной России лидеры иудейских общин,
объединенные в две организации – «Федерация еврейских общин России» (ФЕОР) и
«Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России» (КЕРООР) – придерживаются
принципов И.о.