Иудаизм консервативный - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ИУДАИЗМ КОНСЕРВАТИВНЫЙ – одно из модернизаторских направлений в иудаизме, возникшее в 19 в. Идеологи И. к., в отличие от сторонников иудаизма ор­тодоксального, понимали необходимость учета корен­ных изменений условий жизни иудейских общин. Од­нако, с другой стороны, многие перемены в иудейском культе, предлагаемые приверженцами иудаизма рефор­мистского, представлялись им слишком радикальны­ми. Первым идеологом И. к. считается уроженец Праги немецко-еврейский ученый и раввин Зехария Франкель (1801-1875). Будучи участником съезда раввинов во Франкфурте (1844), где были провозглашены принци­пы реформизма, он покинул съезд в знак протеста про­тив отмены в синагогальном богослужении евр. языка. В своих многочисленных трудах он утверждал, что из­менения в религиозной жизни иудеев и их общин не­обходимы, но должны происходить в соответствии с иудейскими традициями и одновременно с учетом до­стижений науки. Глубокий знаток Античности и осо­бенно греческой и римской литературы, он признавал, что Устная (талмудическая, см. Талмуд) традиция гораздо моложе традиции Письменной {Библии) и формиро­валась трудами многих поколений законоучителей. Иудейские традиции он считал коллективным опытом всего иудейского сообщества. Такие взгляды, во мно­гом направленные против сторонников реформизма, вызвали резкий протест приверженцев ортодоксаль­ного иудаизма. Позитивно-исторический метод Фран-келя, ставшего с 1853 главой раввинской семинарии в Бреслау (Вроцлав), поддержал знаменитый немецко-еврейский историк Г. Грец (1817-1891). Перу Греца,про­фессора той же семинарии, принадлежит первая 11-том­ная «История евреев». Как реакция на успехи рефор­мистского иудаизма, идеи Франкеля нашли широкий отклик в США, где центрами И. к. стали Нью-Йорк, Балтимор и Филадельфия. Для подготовки раввинов в духе «исторического иудаизма» по образцу семинарии Бреслау, в Нью-Йорке в 1886 была организована Ев­рейская теологическая семинария (ETC),которую в 1902 возглавил ученый-гебраист и раввин Соломон Шехтер (1847-1915), бывший до этого профессором ун-та в Кембридже. Он полагал, что И. к. должен преследовать цели укрепления единства приверженцев иудаиз­ма, содействовать непрерывности иудейской традиции и изучению наук, освещающих историю иудаизма и его приверженцев. В 1913 по инициативе Шехтера была создана Объединенная синагога Америки, объединив­шая все конгрегации И. к. При этом допускалось до­вольно широкое толкование в конкретных вопросах принципов веры и образа жизни. Последнее нашло отражение и в практике богослужения в синагогах И. к. Как и у реформистов, мужчины и женщины молятся в них совместно, что абсолютно запрещено у ортодок­сов; в синагогальной службе используется англ. язык и органная музыка. Для посещения синагоги в субботу разрешается пользоваться транспортом; в необходи­мый для молитвы кворум (10 мужчин) разрешено вклю­чать и женщин; женщин можно вызывать к чтению Торы; позднее дело дошло даже до назначения женщин раввинами. В целом, И. к. приобрел большое влияние среди иудеев США, и по некоторым данным к этому направлению принадлежало в сер. 20 в. до половины всех верующих евреев. Деятели И. к. содействовали со­зданию системы средних «школ Шехтера» и летних лагерей для распространения среди молодежи идей И. к. В изданные консерваторами молитвенники вне­сены изменения по сравнению с традиционными мо­литвенниками. В частности, удалены призывы о вос­становлении жертвоприношений в возрожденном с приходом Мессии Иерусалимском Храме, из утренних благословений исключены благодарности Богу за то, что он не создал молящегося язычником, рабом, жен­щиной. Раввины И. к. разработали свои варианты за­конов проведения различных церемоний и обрядов, в частности брачных. Однако наиболее смелые новации И. к., особенно рукоположение в раввины женщин, встретили серьезные возражения среди самих привер­женцев И. к. В отношении некоторых общин можно говорить даже о расколе между сторонниками сближе­ния с реформистами и более ортодоксальными консер­ваторами. Тем не менее надо отметить, что в США было создано в 1962 международное объединение раввинов И. к., ведется большая научно-пропагандистская рабо­та. За пределами США общины И. к. имеются в основ­ном в Англии и Израиле. Расплывчатость идеологии И. к. в вопросах принципов веры и частной жизни при­вела к возникновению в его среде т. наз. «реконструктивистского» направления. Его основателем стал один из учителей ETC Мордехай Каплан (1881-1983). Глав­ным в его концепции является формулирование идеи «иудейской цивилизации». По его мнению, представ­ление об иудаизме только как о религии неоправданно ограничивает его сущность и значимость. Он полагал уместным использование понятия «иудейская цивилизация», рассматривая ее как живой развивающийся организм. Этот организм обладает набором признаков как имманентных, так и случайных, решительно отли­чающих его от других подобных организмов. По утвер­ждению Каплана, «иудаизм как инаковость – нечто гораздо большее, чем еврейская религия». Он включа­ет в себя то переплетение истории, литературы, языка, социальной организации, общественного мнения, стан­дартов поведения, социальных и духовных идеалов, эстетических ценностей, которое в совокупности и со­ставляет «иудейскую цивилизацию». Каплан поддер­жал сионистскую идею, считая, что только в отдельном государстве «иудейская цивилизация» может суще­ствовать и развиваться естественным образом. Помимо этого, он и его последователи придавали большое зна­чение роли образования. Идеи Каплана, получившие раз­витие в его многочисленных трудах, оказали большое влияние на широкие слои американского еврейства. Он способствовал организации особых сообществ иуде­ев – «хеврот» (товариществ) – не только для совмест­ных молитв, но и для взаимного общения, учебы, взаи­мопомощи. Каплан в 1922 первым отметил бат-мицву – религиозное совершеннолетие своей дочери, хотя до этого такой обряд совершался у иудеев только для 13-летних мальчиков. С тех пор этот обряд стал повсе­местным. Вместе с тем сведение религии к одному из вариантов народной веры, отрицание личной связи человека с Богом и роли последнего в сотворении Все­ленной вызывают сомнения по поводу возможности отнесения реконструктивизма к религии, несмотря на наличие синагог, раввинов, молитв. Изданный Капла-ном в 1945 реконструктивистский молитвенник на­столько возмутил ортодоксальных раввинов, что они прокляли автора и публично сожгли его творение.

В.Л. Вихнович