Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДАИЗМ КОНСЕРВАТИВНЫЙ – одно из модернизаторских направлений в иудаизме, возникшее в 19 в. Идеологи И. к., в отличие от сторонников иудаизма ортодоксального, понимали необходимость учета коренных изменений условий жизни иудейских общин. Однако, с другой стороны, многие перемены в иудейском культе, предлагаемые приверженцами иудаизма реформистского, представлялись им слишком радикальными. Первым идеологом И. к. считается уроженец Праги немецко-еврейский ученый и раввин Зехария Франкель (1801-1875). Будучи участником съезда раввинов во Франкфурте (1844), где были провозглашены принципы реформизма, он покинул съезд в знак протеста против отмены в синагогальном богослужении евр. языка. В своих многочисленных трудах он утверждал, что изменения в религиозной жизни иудеев и их общин необходимы, но должны происходить в соответствии с иудейскими традициями и одновременно с учетом достижений науки. Глубокий знаток Античности и особенно греческой и римской литературы, он признавал, что Устная (талмудическая, см. Талмуд) традиция гораздо моложе традиции Письменной {Библии) и формировалась трудами многих поколений законоучителей. Иудейские традиции он считал коллективным опытом всего иудейского сообщества. Такие взгляды, во многом направленные против сторонников реформизма, вызвали резкий протест приверженцев ортодоксального иудаизма. Позитивно-исторический метод Фран-келя, ставшего с 1853 главой раввинской семинарии в Бреслау (Вроцлав), поддержал знаменитый немецко-еврейский историк Г. Грец (1817-1891). Перу Греца,профессора той же семинарии, принадлежит первая 11-томная «История евреев». Как реакция на успехи реформистского иудаизма, идеи Франкеля нашли широкий отклик в США, где центрами И. к. стали Нью-Йорк, Балтимор и Филадельфия. Для подготовки раввинов в духе «исторического иудаизма» по образцу семинарии Бреслау, в Нью-Йорке в 1886 была организована Еврейская теологическая семинария (ETC),которую в 1902 возглавил ученый-гебраист и раввин Соломон Шехтер (1847-1915), бывший до этого профессором ун-та в Кембридже. Он полагал, что И. к. должен преследовать цели укрепления единства приверженцев иудаизма, содействовать непрерывности иудейской традиции и изучению наук, освещающих историю иудаизма и его приверженцев. В 1913 по инициативе Шехтера была создана Объединенная синагога Америки, объединившая все конгрегации И. к. При этом допускалось довольно широкое толкование в конкретных вопросах принципов веры и образа жизни. Последнее нашло отражение и в практике богослужения в синагогах И. к. Как и у реформистов, мужчины и женщины молятся в них совместно, что абсолютно запрещено у ортодоксов; в синагогальной службе используется англ. язык и органная музыка. Для посещения синагоги в субботу разрешается пользоваться транспортом; в необходимый для молитвы кворум (10 мужчин) разрешено включать и женщин; женщин можно вызывать к чтению Торы; позднее дело дошло даже до назначения женщин раввинами. В целом, И. к. приобрел большое влияние среди иудеев США, и по некоторым данным к этому направлению принадлежало в сер. 20 в. до половины всех верующих евреев. Деятели И. к. содействовали созданию системы средних «школ Шехтера» и летних лагерей для распространения среди молодежи идей И. к. В изданные консерваторами молитвенники внесены изменения по сравнению с традиционными молитвенниками. В частности, удалены призывы о восстановлении жертвоприношений в возрожденном с приходом Мессии Иерусалимском Храме, из утренних благословений исключены благодарности Богу за то, что он не создал молящегося язычником, рабом, женщиной. Раввины И. к. разработали свои варианты законов проведения различных церемоний и обрядов, в частности брачных. Однако наиболее смелые новации И. к., особенно рукоположение в раввины женщин, встретили серьезные возражения среди самих приверженцев И. к. В отношении некоторых общин можно говорить даже о расколе между сторонниками сближения с реформистами и более ортодоксальными консерваторами. Тем не менее надо отметить, что в США было создано в 1962 международное объединение раввинов И. к., ведется большая научно-пропагандистская работа. За пределами США общины И. к. имеются в основном в Англии и Израиле. Расплывчатость идеологии И. к. в вопросах принципов веры и частной жизни привела к возникновению в его среде т. наз. «реконструктивистского» направления. Его основателем стал один из учителей ETC Мордехай Каплан (1881-1983). Главным в его концепции является формулирование идеи «иудейской цивилизации». По его мнению, представление об иудаизме только как о религии неоправданно ограничивает его сущность и значимость. Он полагал уместным использование понятия «иудейская цивилизация», рассматривая ее как живой развивающийся организм. Этот организм обладает набором признаков как имманентных, так и случайных, решительно отличающих его от других подобных организмов. По утверждению Каплана, «иудаизм как инаковость – нечто гораздо большее, чем еврейская религия». Он включает в себя то переплетение истории, литературы, языка, социальной организации, общественного мнения, стандартов поведения, социальных и духовных идеалов, эстетических ценностей, которое в совокупности и составляет «иудейскую цивилизацию». Каплан поддержал сионистскую идею, считая, что только в отдельном государстве «иудейская цивилизация» может существовать и развиваться естественным образом. Помимо этого, он и его последователи придавали большое значение роли образования. Идеи Каплана, получившие развитие в его многочисленных трудах, оказали большое влияние на широкие слои американского еврейства. Он способствовал организации особых сообществ иудеев – «хеврот» (товариществ) – не только для совместных молитв, но и для взаимного общения, учебы, взаимопомощи. Каплан в 1922 первым отметил бат-мицву – религиозное совершеннолетие своей дочери, хотя до этого такой обряд совершался у иудеев только для 13-летних мальчиков. С тех пор этот обряд стал повсеместным. Вместе с тем сведение религии к одному из вариантов народной веры, отрицание личной связи человека с Богом и роли последнего в сотворении Вселенной вызывают сомнения по поводу возможности отнесения реконструктивизма к религии, несмотря на наличие синагог, раввинов, молитв. Изданный Капла-ном в 1945 реконструктивистский молитвенник настолько возмутил ортодоксальных раввинов, что они прокляли автора и публично сожгли его творение.
В.Л. Вихнович