Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДАИЗМ И СИОНИЗМ – две концепции, исходящие из противоположных посылок. Исходные идеи иудаизма ортодоксального и светского национального движения (сионизма) не только не являются идентичными, но в значительной степени противоречат друг другу. Безусловно, иудаизм придает особое значение связи еврейского народа, потомков библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова со Святой землей, называемой также Эрец Исраэль (Земля Израиля). Эта связь красной нитью проходит через Танах и другие религиозные тексты иудаизма. Поэтическими синонимами названия этой страны служат Иерусалим, ее священная столица, и Сион, гора в центре Иерусалима. Иудейское восстание против Рима (66-70) закончилось разрушением римлянами Иерусалима и Иерусалимского Храма. При этом масса народа была истреблена, продана и уведена в рабство или вынуждена была покинуть опустошенную страну. Согласно религиозной традиции, это бедствие явилось наказанием Бога за грехи народа. Но одновременно укрепилась глубокая вера, что в свое время придет в мир избавитель, помазанник Божий, Мессия, который восстановит Иерусалимский Храм и вернет всех изгнанников, а также их потомков в Эрец Исраэль. Почитание Святой земли было настолько велико, что считалось предпочтительней жить там среди неиудеев, чем вне ее пределов среди иудеев. Самый торжественный праздник иудеев, Пасха, заканчивался пожеланием: «Следующий год в Иерусалиме!» Верующие полагали за счастье окончить жизнь в Земле Израиля, а религиозные общины оказывали материальную помощь паломникам и отдельным переселенцам. Однако воссоздание еврейской государственности считалось делом грядущего Мессии, посланца Бога. Ситуация начала меняться после трудов немецко-еврейского философа Моисея Мендельсона и победы Французской революции, провозгласившей равноправие иудеев в секуляризированном обществе. Последователи Мендельсона пришли к идее реформизма, согласно которой иудеи не являются народом, а представляют собой религиозную общину (см. Иудаизм реформистский). Поэтому они должны отказаться от молитв с призывами о приходе Мессии и желания «возвратиться в Сион». В свою очередь, под влиянием успехов национально-освободительных движений в Европе в 19 в. рядом представителей ассимилированной в европейскую культуру еврейской интеллигенции стали развиваться идеи политического сионизма. Согласно их взглядам, евреи – это не просто религиозная община, а прежде всего народ, который, как и все народы, имеет право жить в своем государстве, естественно, не дожидаясь прихода Мессии. Главными идеологами этого движения были немецко-еврейский публицист Мозес Гесс («Рим и Иерусалим», 1862), сочетавший мессианские идеи с коммунистическими, Лев Пинскер («Автоэмансипация – призыв русского еврея к своим соплеменникам», 1882) и основатель современного сионистского движения Теодор Герцль, венский журналист, опубликовавший в 1896 основополагающую работу «Еврейское государство». При этом Пинскер и Герцль допускали гипотетическую возможность создания будущего еврейского государства не на исторической родине иудаизма. Однако традиция взяла свое, и после включения в сионистское движение находившихся под сильным влиянием русских социалистических движений выходцев из Вост. Европы решительно возобладала ориентация на Палестину. Это объяснялось тем, что основная часть многомиллионной массы иудеев Вост. Европы (прежде всего Польши и Российской империи) в отличие от еврейского населения Зап. Европы к нач. 20 в. гораздо слабее было затронуто процессами ассимиляции и находилось под безусловным влиянием религиозных представлений, провозглашавших Палестину исторической родиной евреев. Этого убеждения своих отцов придерживались и сторонники сионистского движения – уроженцы Российской империи, даже если они и не разделяли мнения верующих о том, что только Мессия восстановит иудейское государство. Характерно, что первые сионисты, основавшие в Палестине киббуцы (сельскохозяйственные поселения коммунистического типа) были по своим убеждениям в основном нерелигиозны, а то и активными атеистами. Первоначально против политического сионизма выступило наряду с реформистами подавляющее большинство представителей традиционного иудаизма, полагавших, что восстановление еврейской государственности не может быть делом грешных людей. Но небольшая часть религиозных деятелей образовала в 1902 в Вильно объединение «Мизрахи», присоединившееся к всемирному объединению сторонников сионизма. (Это объединение на первом сионистском конгрессе в Базеле в 1897 получило название «Сионистская организация». Согласно утвержденному в 1960 уставу, она стала называться «Всемирная сионистская организация»). В воззвании объединения «Мизрахи» утверждалось, что «Сион и Тора – это две святыни, дополняющие друг друга и нуждающиеся друг в друге». Главным идеологом этого движения был переселившийся из России в Палестину Рав Кук. Он поддержал идеи политического сионизма, за что подвергся резкой критике со стороны виднейших религиозных деятелей. Трагедия европейского еврейства во время Второй мировой войны сгладила эти противоречия. Однако характерно, что в Декларации независимости Государства Израиль от 14 мая 1948 отсутствует прямое упоминание о Боге. Позднее стало известно, что атеисты отказывались подписывать документ с таким упоминанием, а верующие выступали с противоположными требованиями. В ходе сложных переговоров в текст было включено нейтральное выражение «Оплот Израиля». Сегодня отношения ортодоксального иудаизма с политическим сионизмом, ассоциируемым прежде всего с Государством Израиль, можно охарактеризовать как весьма непростые. Среди критиков идей сионизма можно назвать много видных иудейских религиозных мыслителей: С. Гирша, И. Бревера, Г. Коге-на, Й. Лейбовича и др. Характерно мнение Лейбовича, что государство, не реализующее идеи ортодоксального иудаизма, создает новый израильский народ, который не является продолжением прежнего еврейского. Электорат религиозных партий составляет потенциально ок. 20% еврейского населения Израиля. Эти партии представляют как сионистов, так и несионистов, причем баланс между ними все время колеблется то в одну, то в другую сторону. Несионистские религиозные группы и движения полагают, что Государство Израиль, провозглашающее себя еврейским, законно в религиозном смысле лишь де-факто, но не де-юре. По их мнению, подлинное возрождение еврейского государства остается прерогативой Мессии. Они в целом склонны к компромиссу с арабами. Крайнюю антисионистскую позицию занимают экстремистские группировки «Наторей Карта» (по-арамейски «Стражи города») и хасидское движение последователей (см. Хасидизм) Сатмарского ребе (Сатмар – город в Венгрии). Сторонники этих немногочисленных движений це принимают участия в выборах, открыто выражают безразличие к судьбе государства и активно сотрудничают с палестинскими лидерами. Напротив, религиозные сионисты активно поддерживают светские сионистские партии, но оспаривают их взгляды по религиозным вопросам. В целом большинство иудейских религиозных лидеров во всем мире положительно относится к Государству Израиль, отказываясь при этом признавать его реализацией мессианской идеи. Серьезным камнем преткновения между религиозными и светскими сионистскими партиями в Израиле являются многие вопросы, в частности иммиграционная политика. Религиозные ортодоксы требуют считать имеющими безусловное право на иммиграцию только тех лиц, которые являются евреями согласно иудейским религиозным законам. Таковыми, по их мнению, являются дети матери-еврейки или лица, принявшие иудаизм («гиюр») по правилам ортодоксального иудаизма. В свою очередь, сторонники светского сионизма, выступая против этих претензий ортодоксов, требуют отмены многочисленных привилегий, предоставленных религиозным общинам, в т. ч. отмены освобождения учащихся религиозных заведений от воинской обязанности и других льгот. Следует отметить, что среди израильских граждан находят отклик идеи активного атеизма и даже теория «ханаанизма» (от библейского названия страны Ханаан). Согласно этой теории, как и предполагал Лейбович, в Израиле формируется новая нация, не опирающаяся на прежнюю историческую и религиозную традицию.
В.Л. Вихнович