Иудаизм и сионизм - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИУДАИЗМ И СИОНИЗМ – две концепции, исходя­щие из противоположных посылок. Исходные идеи иудаизма ортодоксального и светского национального движения (сионизма) не только не являются идентич­ными, но в значительной степени противоречат друг дру­гу. Безусловно, иудаизм придает особое значение связи еврейского народа, потомков библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова со Святой землей, называе­мой также Эрец Исраэль (Земля Израиля). Эта связь красной нитью проходит через Танах и другие религи­озные тексты иудаизма. Поэтическими синонимами на­звания этой страны служат Иерусалим, ее священная столица, и Сион, гора в центре Иерусалима. Иудейское восстание против Рима (66-70) закончилось разруше­нием римлянами Иерусалима и Иерусалимского Храма. При этом масса народа была истреблена, продана и уве­дена в рабство или вынуждена была покинуть опусто­шенную страну. Согласно религиозной традиции, это бедствие явилось наказанием Бога за грехи народа. Но одновременно укрепилась глубокая вера, что в свое вре­мя придет в мир избавитель, помазанник Божий, Мес­сия, который восстановит Иерусалимский Храм и вер­нет всех изгнанников, а также их потомков в Эрец Ис­раэль. Почитание Святой земли было настолько велико, что считалось предпочтительней жить там среди неиу­деев, чем вне ее пределов среди иудеев. Самый торже­ственный праздник иудеев, Пасха, заканчивался поже­ланием: «Следующий год в Иерусалиме!» Верующие по­лагали за счастье окончить жизнь в Земле Израиля, а религиозные общины оказывали материальную по­мощь паломникам и отдельным переселенцам. Однако воссоздание еврейской государственности считалось делом грядущего Мессии, посланца Бога. Ситуация на­чала меняться после трудов немецко-еврейского фило­софа Моисея Мендельсона и победы Французской рево­люции, провозгласившей равноправие иудеев в секуля­ризированном обществе. Последователи Мендельсона пришли к идее реформизма, согласно которой иудеи не являются народом, а представляют собой религиозную общину (см. Иудаизм реформистский). Поэтому они дол­жны отказаться от молитв с призывами о приходе Мес­сии и желания «возвратиться в Сион». В свою очередь, под влиянием успехов национально-освободительных движений в Европе в 19 в. рядом представителей асси­милированной в европейскую культуру еврейской ин­теллигенции стали развиваться идеи политического сионизма. Согласно их взглядам, евреи – это не просто религиозная община, а прежде всего народ, который, как и все народы, имеет право жить в своем государстве, ес­тественно, не дожидаясь прихода Мессии. Главными идеологами этого движения были немецко-еврейский публицист Мозес Гесс («Рим и Иерусалим», 1862), сочетавший мессианские идеи с коммунистическими, Лев ПинскерАвтоэмансипация – призыв русского ев­рея к своим соплеменникам», 1882) и основатель со­временного сионистского движения Теодор Герцль, венский журналист, опубликовавший в 1896 осново­полагающую работу «Еврейское государство». При этом Пинскер и Герцль допускали гипотетическую возмож­ность создания будущего еврейского государства не на исторической родине иудаизма. Однако традиция взя­ла свое, и после включения в сионистское движение находившихся под сильным влиянием русских соци­алистических движений выходцев из Вост. Европы ре­шительно возобладала ориентация на Палестину. Это объяснялось тем, что основная часть многомиллион­ной массы иудеев Вост. Европы (прежде всего Польши и Российской империи) в отличие от еврейского насе­ления Зап. Европы к нач. 20 в. гораздо слабее было за­тронуто процессами ассимиляции и находилось под безусловным влиянием религиозных представлений, провозглашавших Палестину исторической родиной евреев. Этого убеждения своих отцов придерживались и сторонники сионистского движения – уроженцы Российской империи, даже если они и не разделяли мнения верующих о том, что только Мессия восстано­вит иудейское государство. Характерно, что первые си­онисты, основавшие в Палестине киббуцы (сельскохо­зяйственные поселения коммунистического типа) были по своим убеждениям в основном нерелигиозны, а то и активными атеистами. Первоначально против полити­ческого сионизма выступило наряду с реформистами подавляющее большинство представителей традици­онного иудаизма, полагавших, что восстановление ев­рейской государственности не может быть делом грешных людей. Но небольшая часть религиозных деятелей образовала в 1902 в Вильно объединение «Мизрахи», присоединившееся к всемирному объеди­нению сторонников сионизма. (Это объединение на первом сионистском конгрессе в Базеле в 1897 получи­ло название «Сионистская организация». Согласно ут­вержденному в 1960 уставу, она стала называться «Все­мирная сионистская организация»). В воззвании объе­динения «Мизрахи» утверждалось, что «Сион и Тора – это две святыни, дополняющие друг друга и нуждаю­щиеся друг в друге». Главным идеологом этого движе­ния был переселившийся из России в Палестину Рав Кук. Он поддержал идеи политического сионизма, за что подвергся резкой критике со стороны виднейших ре­лигиозных деятелей. Трагедия европейского еврейства во время Второй мировой войны сгладила эти противо­речия. Однако характерно, что в Декларации независи­мости Государства Израиль от 14 мая 1948 отсутствует прямое упоминание о Боге. Позднее стало известно, что атеисты отказывались подписывать документ с таким упоминанием, а верующие выступали с противополож­ными требованиями. В ходе сложных переговоров в текст было включено нейтральное выражение «Оплот Израиля». Сегодня отношения ортодоксального иуда­изма с политическим сионизмом, ассоциируемым преж­де всего с Государством Израиль, можно охарактери­зовать как весьма непростые. Среди критиков идей си­онизма можно назвать много видных иудейских религиозных мыслителей: С. Гирша, И. Бревера, Г. Коге-на, Й. Лейбовича и др. Характерно мнение Лейбовича, что государство, не реализующее идеи ортодоксально­го иудаизма, создает новый израильский народ, кото­рый не является продолжением прежнего еврейского. Электорат религиозных партий составляет потенци­ально ок. 20% еврейского населения Израиля. Эти партии представляют как сионистов, так и несионис­тов, причем баланс между ними все время колеблется то в одну, то в другую сторону. Несионистские религи­озные группы и движения полагают, что Государство Израиль, провозглашающее себя еврейским, законно в религиозном смысле лишь де-факто, но не де-юре. По их мнению, подлинное возрождение еврейского государства остается прерогативой Мессии. Они в це­лом склонны к компромиссу с арабами. Крайнюю ан­тисионистскую позицию занимают экстремистские группировки «Наторей Карта» (по-арамейски «Стражи города») и хасидское движение последователей (см. Ха­сидизм) Сатмарского ребе (Сатмар – город в Венгрии). Сторонники этих немногочисленных движений це принимают участия в выборах, открыто выражают без­различие к судьбе государства и активно сотруднича­ют с палестинскими лидерами. Напротив, религиозные сионисты активно поддерживают светские сионист­ские партии, но оспаривают их взгляды по религиоз­ным вопросам. В целом большинство иудейских рели­гиозных лидеров во всем мире положительно отно­сится к Государству Израиль, отказываясь при этом признавать его реализацией мессианской идеи. Серь­езным камнем преткновения между религиозными и светскими сионистскими партиями в Израиле явля­ются многие вопросы, в частности иммиграционная политика. Религиозные ортодоксы требуют считать имеющими безусловное право на иммиграцию только тех лиц, которые являются евреями согласно иудей­ским религиозным законам. Таковыми, по их мнению, являются дети матери-еврейки или лица, принявшие иудаизм («гиюр») по правилам ортодоксального иуда­изма. В свою очередь, сторонники светского сионизма, выступая против этих претензий ортодоксов, требуют отмены многочисленных привилегий, предоставлен­ных религиозным общинам, в т. ч. отмены освобождения учащихся религиозных заведений от воинской обязанности и других льгот. Следует отметить, что сре­ди израильских граждан находят отклик идеи актив­ного атеизма и даже теория «ханаанизма» (от библей­ского названия страны Ханаан). Согласно этой теории, как и предполагал Лейбович, в Израиле формируется новая нация, не опирающаяся на прежнюю историче­скую и религиозную традицию.

В.Л. Вихнович