Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДАИЗМ И АНТИСЕМИТИЗМ – две концепции, исходящие из противоположных посылок. Антисемитизм – обобщенное наименование системы взглядов, настроений и действий, в основу которых положено враждебное отношение к евреям. Впервые термин «антисемитизм» употребил в 1882 немецкий журналист Марр, указав тем самым, что иудаизм зародился на Древнем Востоке среди народа, говорившего на языке семитской языковой семьи. Более того, Марр, следуя распространенной тогда в Германии расовой теории, полагал евреев особой расой, отличной от «арийской». Термин этот закрепился в научной литературе и публицистике, несмотря на его очевидную неправомерность, поскольку, помимо древних, живые араб, и эфиоп, языки также являются семитскими, а иудеи в течение многих веков употребляли семитский др.-евр. язык только в богослужебных целях. Кроме того, еще до н. э. иудейские общины пополнялись за счет прозелитизма, и иудейская диаспора во многом благодаря этому по численности превышала население самой Иудеи. Т. обр., о расовом единстве иудеев говорить не приходится. Поскольку история взаимоотношений иудейских общин с окружающим миром насчитывает более двух тысячелетий, то применительно к любым конфликтам вплоть до эпохи массовой секуляризации (19-20 вв.) правомерно говорить не об антисемитизме, а об антииудаизме. Иудейская община в диаспоре в древности и в Средние века представляла собой одновременно определенное социально-экономическое сообщество. Поэтому меры политического, идеологического и экономического характера, направленные против общины, несомненно, самым непосредственным образом воздействовали на отдельного члена, не желавшего ее покинуть. Отсюда нередко антииудаизм был на деле синонимом антисемитизма. Характерным примером этого может служить эпизод из Книги Есфирь (3:8), когда придворный персидского царя Аман, замышляя истребить евреев, говорит царю: «Есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют». В античном мире иудейские общины существовали в городах Средиземноморья и входили в широкий контакт с эллинистической культурой и полисной системой. При этом усвоение евреями греч. языка и эллинистической культуры происходило настолько быстро, что уже в 250 до н. э. в Александрии Египетской был осуществлен перевод Библии на греч. язык. Невозможность религиозного единства приверженцев монотеистического иудаизма с язычниками привело к возникновению антииудейской эллинистической литературы. Первым идеологом антииудаизма можно считать египетского жреца Манефона (3 в. до н. э.), в карикатурной форме описавшего библейскую историю Исхода евреев из Египта. В Александрии появляются сочинения Молона и Апиона, где иудеи обвиняются в ритуальных убийствах и поклонении в Иерусалимском Храме ослиной голове. Тем не менее эллинские правители и римские императоры неоднократно признавали права иудеев жить по законам предков и даже предоставляли им некоторые привилегии. Подавление восстаний в Иудее, как правило, не вызывало продолжительных мер против иудаизма как религии. Более того, с возникновением христианства римские власти, обеспокоенные его распространением среди язычников, стали в известной степени благосклонней относиться к иудаизму, признавая его только национальной религией. После победы христианства положение приверженцев иудаизма ухудшилось. Христианство, зародившись в мире иудаизма, со временем вышло за его рамки и провозгласило себя Новым Израилем. Тем самым подчеркивалось, что миссия Старого Израиля (иудейства) завершена с явлением в мир Сына Божьего Иисуса Христа. По мере укрепления власти христианской церкви над обществом антииудейские тенденции выражались в стремлении побудить иудеев уверовать в то, что евангельский Иисус является тем самым Мессией, приход которого был предсказан пророком Исайей. Поскольку этого не удавалось добиться убеждением, то иудеев старались изолировать от остального общества. Чтобы оградить христиан от влияния иудаизма, иудеям запрещалось держать христианскую прислугу, занимать общественные должности, появляться на улицах в Страстную неделю. Они обязаны были носить отличительный знак, им запрещалось свидетельствовать против христиан на суде и т. д. С началом крестовых походов в 11 в. иудеев стали обвинять в осквернении христианских святынь, в том, что они якобы «враги Христовы», «богоубийцы». Периодически конфисковались и уничтожались иудейские богослужебные книги, прежде всего Талмуд. Все это способствовало массовым погромам иудейских общин, их разорению и изгнанию из различных стран Европы; избежать этих бедствий иудеи могли только посредством крещения. Самым трагическим событием такого рода было изгнание иудеев из Испании в 1492, означавшее конец процветающей и очень богатой творчески общины иудеев-сефардов. С возникновением книгопечатания пропаганда против иудеев усилилась, причем значительная роль здесь принадлежит М. Лютеру. Идеолог Реформации был весьма разочарован тем, что и после обличения им католицизма иудеи не обратились к христианству протестантского направления. Надо сказать, что в православной Византии до погромов и обвинений иудеев в ритуальных убийствах дело не доходило, хотя и там велась острая антииудейская полемика. После принятия византийского православия на Руси, в самом Киеве и других местах, еще со времен иудейской Хаза-рии продолжали существовать иудейские общины. Беспорядки в Киеве в 1113, при которых пострадали иудеи, не носили религиозного характера. В Московском государстве правительство, напуганное новго-родско-московской ересью жидовствующих (кон. 15 – нач. 16 в.), категорически запретило въезд в страну евреев, не принявших христианство. После разделов Польского королевства в Российской империи оказалось ок. 2 млн иудеев. Политика властей империи вплоть до революции 1917 была открыто направлена против иудаизма. Все многочисленные и тяжелые правовые ограничения носили не антисемитский, а антииудейский характер, поскольку не распространялись на евреев, перешедших в одну из христианских религий. Из католической Польши в Россию проникли обвинения иудеев в ритуальных убийствах. Хотя Александр I в 1817 запретил такие обвинения «без всяких улик, по единому предрассудку», они периодически возникали в течение 19 в., несмотря на то что никогда не были доказаны. Во вт. пол. 19 в. в России появились антииудейские сочинения. Самыми заметными из них были книги Я. Брафмана «Книга Кагала» (1868) о вредоносности иудеев для окружающего мира и Лютостанского «Об употреблении евреями-сектаторами христианской крови» (1876), обвиняющая евреев в ритуальных убийствах. С развитием революционного движения в России антииудейская составляющая антисемитской пропаганды реакционных кругов ослабевает, замещаясь обвинениями евреев в революционной деятельности. Последней попыткой возвести на иудеев обвинение в ритуальном убийстве было окончившееся полным провалом правительственной юстиции «дело Бейли-са». В отличие от России, в Европе, особенно в Германии, многими идеологами 19-20 вв. иудаизм считался порождением «еврейской расы». Фюрер германских нацистов дошел даже до утверждения, что христианство было создано евреями, в частности апостолом Павлом, для разрушения великой арийской Римской империи и служит орудием для одурачивая немцев и других арийцев. В исламском мире иудеи наравне с христианами находились формально под защитой законов Омара как «люди Писания», и положение их было в общем лучше, чем в христианской Европе. Собственно антисемитские (точнее, антиеврейские) настроения появились в арабском мире после создания Государства Израиль.
В.Л. Вихнович