Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ХРАМ
ИЕРУСАЛИМСКИЙ — в
соответствии с иудейской традицией — место пребывания Бога. Одновременно
X. И. был хранилищем
высших религиозных святынь, прежде всего, Ковчега Завета, в котором находились
скрижали с записанными на них 10 заповедями. Возникновение X. и. символизировало становление единого
царства Древнего Израиля, объединяющего все 12 колен (родов) Израилевых.
Замысел создания X.
И. принадлежал Давиду, перенесшему в Иерусалим после его завоевания столицу
созданного им объединенного израильского царства. Однако, по преданию,
строительство X.
И. осуществил его сын Соломон, мобилизовавший для этого 30 тыс. израильтян и
150 тыс. хананеев. Большое содействие в строительстве оказал царь финикийского
города Тира Хирам, приславший искусных ремесленников и строителей. X. И. был сооружен из
ценных материалов и великолепно украшен изделиями из драгоценных металлов,
меди и дорогих пород дерева.
В плане X.
И. был прямоугольной формы, длиной 35 м, шириной 10 м. Располагался
он на горе Мори, современные размеры которой 500x300 м. Самым священным
помещением и. X.
была Святая Святых — комната, где размещался Ковчег Завета и два резных изображения
херувимов. X.
И. Соломона, или Первый Храм освящен приблизительно в 960 до н. э. и
просуществовал до 586 до н. э., когда вавилонский царь Навуходоносор разрушил
Иерусалим и храм. Второй X.
И. был восстановлен вернувшимися по указу персидского царя Кира (538 до н. э.) из вавилонского плена иудеями во главе с иудейским
князем Зоровавелем. Здание второго X. и. было гораздо беднее первого, хотя иудеям были частично
возвращены предметы храмовой утвари, и предоставлены средства на восстановление
храма, но Святая Святых теперь представляла собой пустую комнату: Ковчега Завета
в ней не было. Во время восстания Маккавеев X. И. был осквернен и разграблен
селевкид-ским царем Антиохом Эпифаном, но Иуда Маккавей после освобождения
Иерусалима в 165 до н. э. снова его освятил, и это
событие иудеи стали ежегодно отмечать как праздник Ханука. В 63 до н. э.,
после захвата Иерусалима X.
И. римлянами, римский полководец Помпеи со свитой зашел в
Святая Святых, но при этом запретил грабить храм. Ирод
Великий (37-4 до н. э.) предпринял перестройку X. И., расширил площадь Храмовой горы,
возведя вокруг нее подпорную стену высотой 38 м из огромных камней. При
перестройке здания использовался красивый белый камень, дорогие сорта мрамора,
ценные породы дерева, для украшения в большом количестве применялись
драгоценные металлы. Обновленный X. И. простоял до 70 н. э. и был разрушен римлянами в ходе
взятия Иерусалима. Службу в X. И. вели священники (когены). Они
приносили жертвы, воскуряли фимиам, зажигали огромную
менору (семисвечник) в храме. Помогали им др. потомки Леви — левиты. Во главе
когенов и левитов стоял первосвященник. Только он имел право войти в Святая Святых один раз в году в
День Искупления (Йом Ки-пур). Другие иудеи посещали X. И. для совершения жертвоприношений,
отправления молитв и др. В X. И. имелся особый двор для иудеев не когенов и левитов,
более дальний двор предназначался для женщин. Иноверцам был вообще запрещен
вход на Храмовую гору. В X.
И. имелась особая палата для заседаний Синедриона. X. И. выполнял также роль своего рода государственного
банка Иудеи, где хранились вклады частных лиц, иногда весьма значительные. Для покрытия расходов по выполнению
функций духовно-религиозного центра каждый свободный иудей во всем мире должен
был платить ежегодный налог в полшекеля. Женщины и несвободные могли платить,
но не были обязаны это делать. Цезарь и Август подтвердили привилегию иудеев собирать беспрепятственно этот налог для X. И. по всей империи. Поступали в И. X. также пожертвования частных лиц, и даже
иноверцев, в т. ч. иногда и персидских, эллинистических и римских властителей.
После подавления восстания Бар-Кохбы (132-135 н. э.) римский император
Адриан приказал построить на Храмовой горе храм Юпитера Капитолийского. В
настоящее время на месте X.
И. стоит построенная арабами в 637 мечетъ Омара.
Многие храмовые ритуалы сохранились в синагогальных богослужениях.
В.Л. Вихнович