Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ХРАМ ИЕРУСАЛИМСКИЙ — в соответствии с иудей­ской традицией — место пребывания Бога. Одновре­менно X. И. был хранилищем высших религиозных святынь, прежде всего, Ковчега Завета, в котором нахо­дились скрижали с записанными на них 10 заповедя­ми. Возникновение X. и. символизировало становление единого царства Древнего Израиля, объединяющего все 12 колен (родов) Израилевых. Замысел создания X. И. принадлежал Давиду, перенесшему в Иерусалим после его завоевания столицу созданного им объединенного израильского царства. Однако, по преданию, строитель­ство X. И. осуществил его сын Соломон, мобилизовав­ший для этого 30 тыс. израильтян и 150 тыс. хананеев. Большое содействие в строительстве оказал царь фи­никийского города Тира Хирам, приславший искусных ремесленников и строителей. X. И. был сооружен из цен­ных материалов и великолепно украшен изделиями из драгоценных металлов, меди и дорогих пород дерева. В плане X. И. был прямоугольной формы, длиной 35 м, шириной 10 м. Располагался он на горе Мори, совре­менные размеры которой 500x300 м. Самым священ­ным помещением и. X. была Святая Святых — комна­та, где размещался Ковчег Завета и два резных изобра­жения херувимов. X. И. Соломона, или Первый Храм освящен приблизительно в 960 до н. э. и просущество­вал до 586 до н. э., когда вавилонский царь Навуходо­носор разрушил Иерусалим и храм. Второй X. И. был восстановлен вернувшимися по указу персидского царя Кира (538 до н. э.) из вавилонского плена иудеями во главе с иудейским князем Зоровавелем. Здание второ­го X. и. было гораздо беднее первого, хотя иудеям были частично возвращены предметы храмовой утвари, и предоставлены средства на восстановление храма, но Святая Святых теперь представляла собой пустую ком­нату: Ковчега Завета в ней не было. Во время восстания Маккавеев X. И. был осквернен и разграблен селевкид-ским царем Антиохом Эпифаном, но Иуда Маккавей после освобождения Иерусалима в 165 до н. э. снова его освятил, и это событие иудеи стали ежегодно отме­чать как праздник Ханука. В 63 до н. э., после захвата Иерусалима X. И. римлянами, римский полководец Помпеи со свитой зашел в Святая Святых, но при этом запретил грабить храм. Ирод Великий (37-4 до н. э.) предпринял перестройку X. И., расширил площадь Хра­мовой горы, возведя вокруг нее подпорную стену вы­сотой 38 м из огромных камней. При перестройке зда­ния использовался красивый белый камень, дорогие сорта мрамора, ценные породы дерева, для украшения в большом количестве применялись драгоценные ме­таллы. Обновленный X. И. простоял до 70 н. э. и был разрушен римлянами в ходе взятия Иерусалима. Служ­бу в X. И. вели священники (когены). Они приносили жертвы, воскуряли фимиам, зажигали огромную менору (семисвечник) в храме. Помогали им др. потомки Леви — левиты. Во главе когенов и левитов стоял пер­восвященник. Только он имел право войти в Святая Святых один раз в году в День Искупления (Йом Ки-пур). Другие иудеи посещали X. И. для совершения жер­твоприношений, отправления молитв и др. В X. И. имел­ся особый двор для иудеев не когенов и левитов, более дальний двор предназначался для женщин. Иновер­цам был вообще запрещен вход на Храмовую гору. В X. И. имелась особая палата для заседаний Синедриона. X. И. выполнял также роль своего рода государствен­ного банка Иудеи, где хранились вклады частных лиц, иногда весьма значительные. Для покрытия расходов по выполнению функций духовно-религиозного цен­тра каждый свободный иудей во всем мире должен был платить ежегодный налог в полшекеля. Женщины и несвободные могли платить, но не были обязаны это делать. Цезарь и Август подтвердили привилегию иуде­ев собирать беспрепятственно этот налог для X. И. по всей империи. Поступали в И. X. также пожертвования частных лиц, и даже иноверцев, в т. ч. иногда и персид­ских, эллинистических и римских властителей. После подавления восстания Бар-Кохбы (132-135 н. э.) рим­ский император Адриан приказал построить на Хра­мовой горе храм Юпитера Капитолийского. В настоя­щее время на месте X. И. стоит построенная арабами в 637 мечетъ Омара. Многие храмовые ритуалы сохра­нились в синагогальных богослужениях.

В.Л. Вихнович

Hosted by uCoz