Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДЕОХРИСТИАНЕ – 1. Название представителей религиозных групп 1-3 вв., в вероучении и культе которых сочетались элементы христианства и иудаизма. Термин «И.» введен Тюбингенской школой религиоведения при исследовании раннехристианских общин. Среди важнейших источников по И. следует назвать ряд апокрифических евангелий (Евангелие евреев, Евангелие двенадцати апостолов, Евангелие Фомы и др.), Послание Иакова, Второй Апокалипсис Иакова, найденный в Наг-Хаммади, а также «Псевдоклименти-ны», приписываемые епископу Рима Клименту, «Церковную историю» Евсевия и труды христианских ереси-ологов. Согласно большинству источников, преобладающее большинство первых христиан рекрутировалось из евреев, которые, становясь членами христианской общины, продолжали исполнять культовые предписания иудаизма. В то же время мозаичный религиозно-этнический контекст становления христианства обусловил неоднородность состава первых христианских общин – в них часто входили и неевреи (эллинству-ющие, или языкохристиане). По мере роста числа язы-кохристиан проблема отношения христианства к иудаизму (прежде всего к иудейскому культу) все более обострялась. Разрыв с иудаизмом и самоопределение христианской церкви как нееврейской и неиудейской общины был продолжительным и болезненным. Противостояние христианских общин, по-разному относившихся к иудаизму, проявилось уже в 1 в.: в 35-36 группа эллинствующих христиан, отказывающихся от храмового богослужения, была изгнана из Иерусалима, а возглавлявший ее диакон Стефан подвергнут «побиению камнями». В городе остались только христиане, сознательно и добровольно следовавшие традициям иудаизма. Т. обр., костяк официальной христианской церкви составили И. По свидетельству Евсевия, приверженцами иудаизма были первые 15 иерусалимских епископов. В 49 Иерусалимский собор христианской церкви узаконил различие между И. и христианами из язычников, разрешив языкохристианам не совершать обряда обрезания и не соблюдать иные требования Моисеева закона. Компромиссный характер данного решения вызвал недовольство среди И. и активизировал радикальные настроения: одно крыло И., возглавляемое Иаковом, настаивало на неукоснительном соблюдении иудейского Закона всеми христианами, другое, главным идеологом которого был Павел, требовало полного отказа от иудейского культа и христиан-евреев. Дебаты по этому вопросу в Анти-охии (49) не привели к пересмотру решения собора, и различие между И. и языкохристианами продолжало расти. До Иудейской войны (66-73) И. составляли большинство в официальной христианской церкви. После разрушения в 70 Храма Иерусалимского влияние язы-кохристианства и идеологии паулинизма стало стремительно увеличиваться, а активная эллинизация Палестины, начавшаяся после подавления последнего иудейского восстания (140), превратила общины И. в изолированные группы, постепенно утратившие связь с официальной христианской церковью. С кон. 2 в. И. отторгались как христианством, так и иудаизмом: обе конфессии настаивали на окончательности разрыва как на одном из условий правоверия, расценивали взгляды и практику И. как еретические, а их объединения как секты. Известны различные группы И.: обычно выделяются назореи, эбиониты, элкезаиты (И.-гностики) и энкратиты, иногда также николаиты, минейцы и др. Строгая классификация И. затруднена, поскольку у исследователей не сложилось единого мнения ни о количестве иудеохристианских течений, ни об их специфике. Кроме того, состав, самоназвание и учение И. с течением времени изменялись. Так, наза-реи и эбиониты – это и самоназвания ранних христи-анких групп, и наименования, использовавшиеся их критиками. По свидетельству ряда источников, эбио-нитами («нищими»), называли себя все последователи Иисуса, основавшие христианскую общину в Иерусалиме. Эбионитами именовались и палестинские христиане, жившие вне Иерусалима, и ессеи Кумрана, выступавшие за очищение веры и более строгое соблюдение иудейского Закона. Сами первые И. называли себя назореями (Деян. 11:26). Иудеи также именовали всех христиан назореями, а христианство – «назорейской ересью». В то же время назореями источники называют и тех членов общин, кто принимал крещение в Иордане, и группы И., действовавшие в Палестине после их отрыва от иерусалимской церкви. Т. обр., эбиониты и назореи рассматриваются как названия или одних и тех же, или близких групп И. Свидетельства о вероучении эбионитов разноречивы и отрывисты. Эта группа И. признавала только Евангелие от Матфея, текст которого отличался от канонического. И эбиониты, и на-зареи изначально не признавали учения о непорочном зачатии, считая Иисуса Христа человеком, сыном Иосифа и Марии, на которого при крещении снизошел Святой Дух, покинувший его при распятии. Есть также свидетельства о представлении эбионитов об Иисусе как воплощении архангела, являвшегося патриархам и Моисею. Они учили также о постоянной борьбе совеч-ных сил – добра, творцом и абсолютным воплощением которого является Бог, и зла, порожденного дьяволом. Пророком добра на земле они считали Иисуса, а пророком зла – отрицавшего иудейский закон Павла. Сами эбиониты вели образ жизни, предписанный иудейским законом, и соблюдали все иудейские обряды за исключением жертвоприношений. Назореи также чтили субботу и совершали обрезание, у них, по свидетельству Епифания, было евангелие на арамейском языке (Евангелие евреев), особым почитанием пользовались места, связываемые с земной жизнью и деятельностью Иисуса. Отличие учения секты энкратитов («воздержанников») от официальной христианской доктрины заключалось в отрицании спасения первого человека (Адама), в отказе признавать ряд мест текстов Ветхого Завета и признании каноническими деяний апостолов Андрея, Иоанна и Фомы. Имеются сведения о близости этой секты к гностикам и валентини-анцам, о наличии у нее учения о невидимых зонах и тайном знании о Христе, переданном первосвященникам. Энкратиты известны также проповедью аскетизма, в частности безбрачия и отказа от половой жизни, запрета на мясную пищу и вино. Для причастия они использовали воду, из-за чего именовались также гид-ропарастатами («водопийцами»). В целом мировосприятие всех разновидностей И. носило апокалиптический и хилиастический характер, различаясь лишь степенью радикальности. Несмотря на то, что к моменту официального признания христианства в 4 в. общин И. практически не осталось, влияние И. сохранялось еще длительное время: оно прослеживается не только в творениях ранних христианских писателей (Варнавы, Иустина, Климента Александрийского, Иринея и др.), но и в учении и культе Эфиопской и Халдейской церквей. В Сирии влияние И. было преобладающим даже в 3 в., их общины сохранились там вплоть до 7 в. и исчезли лишь после распространения на эту территорию влияния ислама. Последнее упоминание о древних И. (эбионитах) относится к 8 в. 2. В 20 в. И. – представители сект и течений, в той или иной мере признающие учение и использующие культовую практику обеих конфессий. В иудаизме наиболее ярким представителем современного И. выступает т. наз. «мессианский иудаизм» («мешихим»), приверженцы которого сохраняют верность Закону Моисея, соблюдают традиционную обрядность и используют символику иудаизма. При признании иудейской догматики «мессианцы» принимают и новозаветное учение, расценивая его как закономерное и необходимое завершение иудаизма, раскрытие цели и смысла Моисеева Закона. В соответствии с их представлениями, Иисус является предсказанным Торой Мессией, и спасение Израиля трактуется как признание всеми иудеями Христа, принятие его искупительной жертвы и, как следствие, завершение «времени язычников». В христианстве к числу И. можно отнести, к примеру, неопятидесятников и харизматов, по культовой практике близких к «мессианскому иудаизму». В вероучении общины И. чаще всего тяготеют к протестантизму или к синтетическому учению различных христианских церквей и экуменическим представлениям межконфессионального или внеконфессионального характера. 3. Понятие, используемое в межконфессиональной и политико-идеологической полемике для обозначения: (а) иудеев, принявших христианство, (б) лиц еврейской национальности, исповедующих христианство, (в) христиан (независимо от национальной принадлежности), мировоззрение которых определяется иудейским мировоззрением. В данном значении понятие «И.», как правило, имеет негативную окраску. В ортодоксальном иудаизме (митнагдим, хасидизм и пр.) И. воспринимаются как отступники, поддавшиеся на уловки христианских миссионеров и предавшие веру отцов. Эта позиция носит жесткий характер: если даже евреи-атеисты считаются членами иудейской общины, то евреям, принявшим крещение и признающим основные положения христианского учения (в частности, богочеловеческую природу Христа или тринитарное учение), отказывается в праве вхождения в общину и, соответственно, в поддержке и помощи с ее стороны. В христианских кругах настороженное (а в радикальных антисемитских течениях резко враждебное) отношение к И. связано с восприятием их в качестве носителей потенциальной угрозы размывания подлинной веры и внедрения в христианство элементов иудаизма. Во многом это связано с представлением об отсутствии монопольного влияния христианской церкви на И., для которых сохраняют силу два источника авторитета – христианское учение и традиции национальной культуры. Наряду с позицией взаимного неприятия в современном религиозном дискурсе присутствует взгляд на И. как на потенциальных посредников в межконфессиональном диалоге, способных сблизить позиции иудаизма и христианства, устранить непонимание и предвзятость в их отношениях, содействовать установлению дружественных связей и развитию сотрудничества общин. Такой подход распространен в реформистски и экуменически настроенных кругах обеих конфессий, он нашел выражение в документах Всемирного Совета церквей, напр, в специальном заявлении его Исполнительного комитета «Экуменический подход к иудеохристианскому диалогу» (1982).
О.Ю. Бопцова