Иудеохристиане - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ИУДЕОХРИСТИАНЕ 1. Название представителей религиозных групп 1-3 вв., в вероучении и культе ко­торых сочетались элементы христианства и иудаизма. Термин «И.» введен Тюбингенской школой религиоведе­ния при исследовании раннехристианских общин. Среди важнейших источников по И. следует назвать ряд апокрифических евангелий (Евангелие евреев, Евангелие двенадцати апостолов, Евангелие Фомы и др.), Послание Иакова, Второй Апокалипсис Иакова, найденный в Наг-Хаммади, а также «Псевдоклименти-ны», приписываемые епископу Рима Клименту, «Цер­ковную историю» Евсевия и труды христианских ереси-ологов. Согласно большинству источников, преоблада­ющее большинство первых христиан рекрутировалось из евреев, которые, становясь членами христианской общины, продолжали исполнять культовые предписа­ния иудаизма. В то же время мозаичный религиозно-этнический контекст становления христианства об­условил неоднородность состава первых христианских общин – в них часто входили и неевреи (эллинству-ющие, или языкохристиане). По мере роста числа язы-кохристиан проблема отношения христианства к иуда­изму (прежде всего к иудейскому культу) все более обо­стрялась. Разрыв с иудаизмом и самоопределение христианской церкви как нееврейской и неиудейской общины был продолжительным и болезненным. Про­тивостояние христианских общин, по-разному отно­сившихся к иудаизму, проявилось уже в 1 в.: в 35-36 группа эллинствующих христиан, отказывающихся от храмового богослужения, была изгнана из Иерусали­ма, а возглавлявший ее диакон Стефан подвергнут «побиению камнями». В городе остались только христиа­не, сознательно и добровольно следовавшие традици­ям иудаизма. Т. обр., костяк официальной христиан­ской церкви составили И. По свидетельству Евсевия, приверженцами иудаизма были первые 15 иерусалим­ских епископов. В 49 Иерусалимский собор христиан­ской церкви узаконил различие между И. и христиана­ми из язычников, разрешив языкохристианам не со­вершать обряда обрезания и не соблюдать иные требования Моисеева закона. Компромиссный харак­тер данного решения вызвал недовольство среди И. и активизировал радикальные настроения: одно крыло И., возглавляемое Иаковом, настаивало на неукосни­тельном соблюдении иудейского Закона всеми хрис­тианами, другое, главным идеологом которого был Павел, требовало полного отказа от иудейского культа и христиан-евреев. Дебаты по этому вопросу в Анти-охии (49) не привели к пересмотру решения собора, и различие между И. и языкохристианами продолжало расти. До Иудейской войны (66-73) И. составляли боль­шинство в официальной христианской церкви. После разрушения в 70 Храма Иерусалимского влияние язы-кохристианства и идеологии паулинизма стало стре­мительно увеличиваться, а активная эллинизация Па­лестины, начавшаяся после подавления последнего иудейского восстания (140), превратила общины И. в изолированные группы, постепенно утратившие связь с официальной христианской церковью. С кон. 2 в. И. отторгались как христианством, так и иудаизмом: обе конфессии настаивали на окончательности разрыва как на одном из условий правоверия, расценивали взгляды и практику И. как еретические, а их объеди­нения как секты. Известны различные группы И.: обычно выделяются назореи, эбиониты, элкезаиты (И.-гностики) и энкратиты, иногда также николаиты, минейцы и др. Строгая классификация И. затруднена, поскольку у исследователей не сложилось единого мнения ни о количестве иудеохристианских течений, ни об их специфике. Кроме того, состав, самоназвание и учение И. с течением времени изменялись. Так, наза-реи и эбиониты – это и самоназвания ранних христи-анких групп, и наименования, использовавшиеся их критиками. По свидетельству ряда источников, эбио-нитами («нищими»), называли себя все последователи Иисуса, основавшие христианскую общину в Иеруса­лиме. Эбионитами именовались и палестинские хрис­тиане, жившие вне Иерусалима, и ессеи Кумрана, выс­тупавшие за очищение веры и более строгое соблюде­ние иудейского Закона. Сами первые И. называли себя назореями (Деян. 11:26). Иудеи также именовали всех христиан назореями, а христианство – «назорейской ересью». В то же время назореями источники называют и тех членов общин, кто принимал крещение в Иор­дане, и группы И., действовавшие в Палестине после их отрыва от иерусалимской церкви. Т. обр., эбиониты и назореи рассматриваются как названия или одних и тех же, или близких групп И. Свидетельства о вероуче­нии эбионитов разноречивы и отрывисты. Эта группа И. признавала только Евангелие от Матфея, текст ко­торого отличался от канонического. И эбиониты, и на-зареи изначально не признавали учения о непорочном зачатии, считая Иисуса Христа человеком, сыном Иоси­фа и Марии, на которого при крещении снизошел Свя­той Дух, покинувший его при распятии. Есть также сви­детельства о представлении эбионитов об Иисусе как воплощении архангела, являвшегося патриархам и Моисею. Они учили также о постоянной борьбе совеч-ных сил – добра, творцом и абсолютным воплощени­ем которого является Бог, и зла, порожденного дьяво­лом. Пророком добра на земле они считали Иисуса, а пророком зла – отрицавшего иудейский закон Павла. Сами эбиониты вели образ жизни, предписанный иудейским законом, и соблюдали все иудейские обря­ды за исключением жертвоприношений. Назореи так­же чтили субботу и совершали обрезание, у них, по сви­детельству Епифания, было евангелие на арамейском языке (Евангелие евреев), особым почитанием пользо­вались места, связываемые с земной жизнью и деятель­ностью Иисуса. Отличие учения секты энкратитоввоздержанников») от официальной христианской доктрины заключалось в отрицании спасения первого человека (Адама), в отказе признавать ряд мест тек­стов Ветхого Завета и признании каноническими дея­ний апостолов Андрея, Иоанна и Фомы. Имеются све­дения о близости этой секты к гностикам и валентини-анцам, о наличии у нее учения о невидимых зонах и тайном знании о Христе, переданном первосвященни­кам. Энкратиты известны также проповедью аскетиз­ма, в частности безбрачия и отказа от половой жизни, запрета на мясную пищу и вино. Для причастия они использовали воду, из-за чего именовались также гид-ропарастатамиводопийцами»). В целом мировоспри­ятие всех разновидностей И. носило апокалиптический и хилиастический характер, различаясь лишь степенью радикальности. Несмотря на то, что к моменту офици­ального признания христианства в 4 в. общин И. прак­тически не осталось, влияние И. сохранялось еще дли­тельное время: оно прослеживается не только в творе­ниях ранних христианских писателей (Варнавы, Иустина, Климента Александрийского, Иринея и др.), но и в учении и культе Эфиопской и Халдейской церк­вей. В Сирии влияние И. было преобладающим даже в 3 в., их общины сохранились там вплоть до 7 в. и ис­чезли лишь после распространения на эту территорию влияния ислама. Последнее упоминание о древних И. (эбионитах) относится к 8 в. 2. В 20 в. И. – пред­ставители сект и течений, в той или иной мере при­знающие учение и использующие культовую прак­тику обеих конфессий. В иудаизме наиболее ярким представителем современного И. выступает т. наз. «мессианский иудаизм» («мешихим»), приверженцы которого сохраняют верность Закону Моисея, соблю­дают традиционную обрядность и используют сим­волику иудаизма. При признании иудейской догма­тики «мессианцы» принимают и новозаветное уче­ние, расценивая его как закономерное и необходимое завершение иудаизма, раскрытие цели и смысла Мо­исеева Закона. В соответствии с их представлениями, Иисус является предсказанным Торой Мессией, и спа­сение Израиля трактуется как признание всеми иудея­ми Христа, принятие его искупительной жертвы и, как следствие, завершение «времени язычников». В хри­стианстве к числу И. можно отнести, к примеру, нео­пятидесятников и харизматов, по культовой практи­ке близких к «мессианскому иудаизму». В вероучении общины И. чаще всего тяготеют к протестантизму или к синтетическому учению различных христиан­ских церквей и экуменическим представлениям меж­конфессионального или внеконфессионального ха­рактера. 3. Понятие, используемое в межконфессио­нальной и политико-идеологической полемике для обозначения: (а) иудеев, принявших христианство, (б) лиц еврейской национальности, исповедующих христианство, (в) христиан (независимо от нацио­нальной принадлежности), мировоззрение которых определяется иудейским мировоззрением. В данном значении понятие «И.», как правило, имеет негатив­ную окраску. В ортодоксальном иудаизме (митнагдим, хасидизм и пр.) И. воспринимаются как отступники, поддавшиеся на уловки христианских миссионеров и предавшие веру отцов. Эта позиция носит жесткий характер: если даже евреи-атеисты считаются члена­ми иудейской общины, то евреям, принявшим креще­ние и признающим основные положения христиан­ского учения (в частности, богочеловеческую приро­ду Христа или тринитарное учение), отказывается в праве вхождения в общину и, соответственно, в под­держке и помощи с ее стороны. В христианских кру­гах настороженное (а в радикальных антисемитских течениях резко враждебное) отношение к И. связано с восприятием их в качестве носителей потенциаль­ной угрозы размывания подлинной веры и внедре­ния в христианство элементов иудаизма. Во многом это связано с представлением об отсутствии моно­польного влияния христианской церкви на И., для которых сохраняют силу два источника авторитета – христианское учение и традиции национальной куль­туры. Наряду с позицией взаимного неприятия в со­временном религиозном дискурсе присутствует взгляд на И. как на потенциальных посредников в межкон­фессиональном диалоге, способных сблизить позиции иудаизма и христианства, устранить непонимание и предвзятость в их отношениях, содействовать установ­лению дружественных связей и развитию сотрудниче­ства общин. Такой подход распространен в реформист­ски и экуменически настроенных кругах обеих конфес­сий, он нашел выражение в документах Всемирного Совета церквей, напр, в специальном заявлении его Ис­полнительного комитета «Экуменический подход к иудеохристианскому диалогу» (1982).

О.Ю. Бопцова