Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДАИЗМ В РОССИИ – первые достоверные сведения об иудейских общинах в греческих городах-колониях на северных берегах Черного моря датируются 1 в. н. э. В 8 в. иудаизм становится государственной религией Хазарского царства со значительным славянским населением между Волгой и Днепром. Ко времени крещения Руси в Киеве и других городах уже существовали славяноязычные иудейские общины смешанного этнического происхождения. В частности, летопись сообщает об участии «хазарских иудеев» в «испытании вер» князем Владимиром. Однако и после принятия христианства на Руси продолжали существовать иудейские общины. Возможно, что с такой древней традицией связано возникновение в кон. 15 в. в Новгороде, а затем в Москве ереси жидовствующих, обвинявшихся в отрицании христианского культа. После подавления ереси иудеям был запрещен въезд в Московское царство. На землях бывшей Киевской Руси, вошедших в состав Польско-Литовского государства, иудейские общины в кон. 15 – нач. 16 в. были ассимилированы переселившимися из Германии евреями-ашкеназами и усвоили принесенный ими язык идиш (еврейско-немецкий). В 16 в. Польско-Литовское государство становится средоточием иудейской религиозной учености, и там формируются органы общинного самоуправления (кагалы), во главе которых стояли раввины и даяны (религиозные судьи). В 18 в. среди иудейских общин Зап. Украины возникает новое мощное движение – хасидизм, против которого выступили представители традиционной талмудической учености. После разделов Польши в кон. 18 в. восточные владения королевства с многочисленным еврейским населением были включены в состав Российской империи. До этого правительство, сохраняя традиции Московского царства, старалось не допускать распространения иудаизма на территории государства. На перешедших в христианство ограничения не распространялись. После перехода под власть России при Екатерине II иудеи стали гражданами государства, хотя и с большими ограничениями в правах. С 1795 законодательно оформилась черта оседлости евреев, точнее «лиц иудейского вероисповедания» (Белоруссия, Литва, Украина, Новороссия), за пределы которой иудеи не имели права свободно выезжать и селиться. В 1802 в начале царствования Александра I с негласного разрешения властей создается Санкт-Петербургская иудейская религиозная община; дозволялось, правда по особым разрешениям, посещать внутренние губернии иудеям-промышленникам, купцам, художникам и ремесленникам. Запрещались преследования хасидов. В 1817 было запрещено обвинять иудеев на основании предрассудков в совершении ритуальных убийств. Правда, большинство либеральных начинаний остались на бумаге. Мистически настроенный Александр I даже учредил общество «израильских христиан». По уставу члены общества – евреи, перешедшие в одну из христианских религий, а также их потомки – получали большие экономические и правовые льготы и привилегии. Однако в 1833 общество было закрыто ввиду отсутствия достойных претендентов. В царствование Николая I положение иудеев ухудшилось, на них была распространена рекрутская повинность, причем в повышенной норме. Призывали в кантонисты подростков с 12 лет, которых зачастую насильно заставляли креститься. Однако отслужившие 25-летнюю службу солдаты иудейского вероисповедания получали право повсеместного проживания, и иудейские общины появляются за пределами черты оседлости. В 1844 кагалы, «как оплот религиозного фанатизма», упраздняются, а в Вильно и Житомире учреждаются два раввинских училища для воспитания иудейских духовных наставников. В конце царствования Николая I правительство было сильно обеспокоено распространением среди крестьян исконно русских губерний «еретических» сект жидовствующих, или субботников, отвергавших христианскую традицию. Это привело к усилению ограничений для иудеев, хотя было доказано отсутствие миссионерской деятельности со стороны евреев. Нередко также в адрес евреев возникали обвинения в ритуальных убийствах, хотя все расследования показывали их беспочвенность. В царствование Александра II был отменен институт кантонистов, и иудеи были уравнены с другими гражданами в отношении воинской повинности. Постепенно право жительства вне черты оседлости было предоставлено богатым еврейским купцам и промышленникам, лицам с высшим образованием, ремесленникам, провизорам и фельдшерам. Это способствовало появлению новых иудейских общин как в Центральной России, так и в Сибири. После убийства Александра II по городам и местечкам юго-запада империи прокатились первые волны еврейских погромов, которые периодически повторялись во времена обострения внутриполитической ситуации в стране. Правительство ввело новые ограничения для иудеев, строгие процентные нормы в учебных заведениях, фактически сократило черту оседлости. Такое положение привело к уходу радикальной еврейской молодежи в революционные партии и сионистское движение. Тем не менее, еще в нач. 20 в. большинство иудейского населения (5,2 млн человек) продолжало вести традиционный образ жизни в пределах черты оседлости. В число лиц иудейского вероисповедания включались малые этнические группы грузинских, горских, бухарских иудеев и крымчаков. Ок. 15 тыс. приверженцев неталмудического иудаизма (караимов) никаким правовым ограничениям не подвергались, однако переход в религию караимов другим евреям запрещался. После ликвидации кагальной системы продолжали существовать автономные религиозные иудейские общества, правда, без определенного четкого юридического статуса. К нач. 20 в. ведущими центрами религиозной жизни иудейских общин становятся Санкт-Петербург и Москва, где сооружаются монументальные синагоги. В последние годы существования Российской империи резко усилились ан-тиудейская и антиеврейская кампании, нашедшие свое концентрированное выражение в «деле Бейлиса», когда правительственная юстиция безуспешно пыталась обвинить киевского мещанина Бейлиса в ритуальном убийстве мальчика-христианина. После свержения царизма в 1917 Временное правительство отменило все правовые ограничения для иудеев. Хотя после Гражданской войны в СССР было реализовано гражданское равноправие евреев, официальная идеология была направлена в т. ч. и против иудаизма. Закрывались синагоги, преследовались раввины. Во время Великой Отечественной войны советскими властями было допущено некоторое послабление в отношении религии, что коснулось также иудаизма. Однако в нач. 1950-х гг. началась антисемитская и антииудейская кампания, и иудейская культурно-религиозная жизнь не была в полной мере восстановлена. В период развернутой в 1960-1961 антирелигиозной кампании во многих городах были закрыты синагоги, а также религиозное училище (ешибот) в Москве. Большинство раввинов было вынуждено эмигрировать, что привело к почти полной утрате кадров служителей иудейского культа. Арабо-израильская война 1967 вызвала оживление национально-религиозных чувств у значительной части еврейского населения, молодых образованных людей, полностью ассимилированных в русскую культуру. В настоящее время в России происходит становление организационных структур, необходимых для нормального существования и развития иудейских религиозных общин. Центром еврейской религиозной жизни страны сегодня является Москва, где размещается раввинский суд, имеющий право решать вопросы, относящиеся к соблюдению иудейских религиозных законов, синагоги, различные религиозные учебные заведения, еврейские школы, работают религиозные объединения и училища. Синагоги и еврейские школы работают в десятках городов России, даже в самых отдаленных. Иудаизм официально признан одной из четырех традиционных религий России. Массовые смешанные браки в течение нескольких поколений затрудняют оценку числа лиц, потенциально тяготеющих к иудейской религиозной традиции на территории России и СНГ. По некоторым весьма приблизительным подсчетам, их численность на постсоветском пространстве достигает 3 млн человек. Кроме того, следует отметить существование специфически российского явления – различных сект «иудействующих». (См. также: Иудаизм; Хасидизм; Караимов религия.)
В.Л. Вихнович