Иудаизм в России - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИУДАИЗМ В РОССИИ – первые достоверные све­дения об иудейских общинах в греческих городах-ко­лониях на северных берегах Черного моря датируются 1 в. н. э. В 8 в. иудаизм становится государственной ре­лигией Хазарского царства со значительным славянским населением между Волгой и Днепром. Ко времени кре­щения Руси в Киеве и других городах уже существова­ли славяноязычные иудейские общины смешанного этнического происхождения. В частности, летопись сообщает об участии «хазарских иудеев» в «испытании вер» князем Владимиром. Однако и после принятия христианства на Руси продолжали существовать иудейские общины. Возможно, что с такой древней традицией связано возникновение в кон. 15 в. в Нов­городе, а затем в Москве ереси жидовствующих, обви­нявшихся в отрицании христианского культа. После подавления ереси иудеям был запрещен въезд в Мос­ковское царство. На землях бывшей Киевской Руси, вошедших в состав Польско-Литовского государства, иудейские общины в кон. 15 – нач. 16 в. были ассими­лированы переселившимися из Германии евреями-ашкеназами и усвоили принесенный ими язык идиш (еврейско-немецкий). В 16 в. Польско-Литовское госу­дарство становится средоточием иудейской религиоз­ной учености, и там формируются органы общинного самоуправления (кагалы), во главе которых стояли рав­вины и даяны (религиозные судьи). В 18 в. среди иудей­ских общин Зап. Украины возникает новое мощное движение – хасидизм, против которого выступили представители традиционной талмудической ученос­ти. После разделов Польши в кон. 18 в. восточные вла­дения королевства с многочисленным еврейским на­селением были включены в состав Российской им­перии. До этого правительство, сохраняя традиции Московского царства, старалось не допускать распро­странения иудаизма на территории государства. На пе­решедших в христианство ограничения не распро­странялись. После перехода под власть России при Ека­терине II иудеи стали гражданами государства, хотя и с большими ограничениями в правах. С 1795 законода­тельно оформилась черта оседлости евреев, точнее «лиц иудейского вероисповедания» (Белоруссия, Литва, Ук­раина, Новороссия), за пределы которой иудеи не име­ли права свободно выезжать и селиться. В 1802 в нача­ле царствования Александра I с негласного разреше­ния властей создается Санкт-Петербургская иудейская религиозная община; дозволялось, правда по особым разрешениям, посещать внутренние губернии иудеям-промышленникам, купцам, художникам и ремесленни­кам. Запрещались преследования хасидов. В 1817 было запрещено обвинять иудеев на основании предрассуд­ков в совершении ритуальных убийств. Правда, боль­шинство либеральных начинаний остались на бумаге. Мистически настроенный Александр I даже учредил общество «израильских христиан». По уставу члены общества – евреи, перешедшие в одну из христиан­ских религий, а также их потомки – получали боль­шие экономические и правовые льготы и привилегии. Однако в 1833 общество было закрыто ввиду отсут­ствия достойных претендентов. В царствование Нико­лая I положение иудеев ухудшилось, на них была распространена рекрутская повинность, причем в повы­шенной норме. Призывали в кантонисты подростков с 12 лет, которых зачастую насильно заставляли крес­титься. Однако отслужившие 25-летнюю службу сол­даты иудейского вероисповедания получали право по­всеместного проживания, и иудейские общины появ­ляются за пределами черты оседлости. В 1844 кагалы, «как оплот религиозного фанатизма», упраздняются, а в Вильно и Житомире учреждаются два раввинских училища для воспитания иудейских духовных настав­ников. В конце царствования Николая I правительство было сильно обеспокоено распространением среди кре­стьян исконно русских губерний «еретических» сект жидовствующих, или субботников, отвергавших хри­стианскую традицию. Это привело к усилению ограни­чений для иудеев, хотя было доказано отсутствие мис­сионерской деятельности со стороны евреев. Нередко также в адрес евреев возникали обвинения в ритуаль­ных убийствах, хотя все расследования показывали их беспочвенность. В царствование Александра II был от­менен институт кантонистов, и иудеи были уравнены с другими гражданами в отношении воинской повин­ности. Постепенно право жительства вне черты осед­лости было предоставлено богатым еврейским купцам и промышленникам, лицам с высшим образованием, ремесленникам, провизорам и фельдшерам. Это спо­собствовало появлению новых иудейских общин как в Центральной России, так и в Сибири. После убийства Александра II по городам и местечкам юго-запада им­перии прокатились первые волны еврейских погро­мов, которые периодически повторялись во времена обострения внутриполитической ситуации в стране. Правительство ввело новые ограничения для иудеев, строгие процентные нормы в учебных заведениях, фактически сократило черту оседлости. Такое поло­жение привело к уходу радикальной еврейской моло­дежи в революционные партии и сионистское дви­жение. Тем не менее, еще в нач. 20 в. большинство иудейского населения (5,2 млн человек) продолжало вести традиционный образ жизни в пределах черты оседлости. В число лиц иудейского вероисповедания включались малые этнические группы грузинских, горских, бухарских иудеев и крымчаков. Ок. 15 тыс. приверженцев неталмудического иудаизма (караимов) никаким правовым ограничениям не подвергались, однако переход в религию караимов другим евреям за­прещался. После ликвидации кагальной системы про­должали существовать автономные религиозные иудейские общества, правда, без определенного чет­кого юридического статуса. К нач. 20 в. ведущими центрами религиозной жизни иудейских общин ста­новятся Санкт-Петербург и Москва, где сооружаются монументальные синагоги. В последние годы суще­ствования Российской империи резко усилились ан-тиудейская и антиеврейская кампании, нашедшие свое концентрированное выражение в «деле Бейлиса», ког­да правительственная юстиция безуспешно пыталась обвинить киевского мещанина Бейлиса в ритуальном убийстве мальчика-христианина. После свержения царизма в 1917 Временное правительство отменило все правовые ограничения для иудеев. Хотя после Граж­данской войны в СССР было реализовано гражданское равноправие евреев, официальная идеология была на­правлена в т. ч. и против иудаизма. Закрывались си­нагоги, преследовались раввины. Во время Великой Отечественной войны советскими властями было до­пущено некоторое послабление в отношении религии, что коснулось также иудаизма. Однако в нач. 1950-х гг. началась антисемитская и антииудейская кампания, и иудейская культурно-религиозная жизнь не была в полной мере восстановлена. В период развернутой в 1960-1961 антирелигиозной кампании во многих го­родах были закрыты синагоги, а также религиозное училище (ешибот) в Москве. Большинство раввинов было вынуждено эмигрировать, что привело к почти полной утрате кадров служителей иудейского культа. Арабо-израильская война 1967 вызвала оживление национально-религиозных чувств у значительной ча­сти еврейского населения, молодых образованных лю­дей, полностью ассимилированных в русскую культу­ру. В настоящее время в России происходит станов­ление организационных структур, необходимых для нормального существования и развития иудейских религиозных общин. Центром еврейской религиоз­ной жизни страны сегодня является Москва, где раз­мещается раввинский суд, имеющий право решать вопросы, относящиеся к соблюдению иудейских ре­лигиозных законов, синагоги, различные религиоз­ные учебные заведения, еврейские школы, работают религиозные объединения и училища. Синагоги и ев­рейские школы работают в десятках городов России, даже в самых отдаленных. Иудаизм официально при­знан одной из четырех традиционных религий Рос­сии. Массовые смешанные браки в течение несколь­ких поколений затрудняют оценку числа лиц, по­тенциально тяготеющих к иудейской религиозной традиции на территории России и СНГ. По некоторым весьма приблизительным подсчетам, их численность на постсоветском пространстве достигает 3 млн чело­век. Кроме того, следует отметить существование спе­цифически российского явления – различных сект «иудействующих». (См. также: Иудаизм; Хасидизм; Ка­раимов религия.)

В.Л. Вихнович