Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – система обучения иудейского духовенства, законоучителей и членов иудейских общин традиции и законам, изложенным в Танахе (Ветхом Завете) и в «Писании Устном» – Талмуде. И. о. берет свое начало в эпоху создания единого царства Давида и Соломона и Первого Иерусалимского Храма (11-10 вв. до н. э.). Запись преданий, вошедших в Священное Писание, потребовало обучения письму и чтению особого сословия жрецов – когенов (потомков Аарона, брата Моисея) и их помощников из потомков колена Левиева (левиты). Они должны были обладать подробными знаниями в области храмового ритуала и различных культовых жертвоприношений. Особое значение приобретало изучение тех разделов Пятикнижия, где эти законы изложены подробно. Молодые кандидаты в священники обучались музыке, пению и даже стихосложению. В частности, одним из распространенных элементов храмового служения было не только пение, но и сочинение псалмов. Поскольку даже помощник когена, левит, должен был начинать служение только в 25 лет, то можно полагать, что обучение было достаточно долгим. У пророков также были ученики и последователи, которые усваивали их поучения и пророческие образы и распространяли в народе. Свидетельствует об И. о. и поучение Моисея отцам: «внушай их (заповеди) детям твоим». Разрушение Иерусалимского Храма (586 до н. э.) и последовавшее затем Вавилонское пленение положило конец монополии на И. о. храмовых служителей – когенов и левитов. Прекращение храмовых служб стимулировало изучение книг Священного Писания более широкими массами иудеев. Этому способствовал и переход на более простой «квадратный» алфавит. После возвращения из Вавилонского плена (538 до н. э.) и восстановления Храма Эзра (сер. 5 в. до н. э.) читал Тору всему народу, и, согласно традиции, ему принадлежит установление порядка регулярного еженедельного чтения текстов Священного Писания. В связи с этим возникают особые дома собраний (греч. – синагоги), где иудеи собирались для обсуждения прочитанного отрывка Писания, его толкования и молитв. Затем руководство духовным просвещением народа перешло к законоучителям – членам Великого Собора (Синедриона) в Иерусалиме. Война Маккавеев за освобождение, которая велась под религиозными лозунгами, способствовала дальнейшему развитию И. о. Руководитель фарисеев Шимон бен Шетах, обладавший реальной властью в Иудее в годы царствования царицы Шлом-цион (Саломеи-Александры, 76-67 до н. э.), постановил ввести обязательное обучение для мальчиков. Постепенно это было распространено на все иудейские общины. Обучение начиналось с 6-7-летнего возраста и сводилось к чтению текстов Писания, изучению устной традиции, молитв и соответствующих комментариев законоучителей. Детям бедняков должна была помогать вся община. После разрушения Второго Иерусалимского Храма И. о. приобрело особое значение, поскольку было ясно, что только единство Закона должно заменить богослужения в Иерусалимском Храме. После записи в 3 в. древнейшей части Талмуда – Мишны и завершения комментариев к ней – Гемары, изучению Талмуда стало уделяться исключительно большое внимание. Законоучитель Иегуда бен Тейма считал, что ученик должен изучать с 5 лет Писание, с 10 лет Мишну, с 15 лет Гемару. Обучать девочек считалось необязательным, но желательным. Изучение Талмуда проходило в специальных учебных заведениях (ешивах). Особенно известны ешивы в городах Месопотамии – Суре, Нагардее и Пумбедите. Они продолжали процветать и в условиях Багдадского халифата, но с 10-11 вв. центр И. о. перемещается в мусульманскую Испанию, в ешивы Лусена, Барселоны, Гранады и Кордовы. Начальное обучение происходило в школах при синагогах, причем обучение начиналось с 3,5 лет. Первоначально изучали Библию и Мишну, а с 15 лет переходили к Гемаре. И. о. в Испании включало также изучение светских наук, поэзии и музыки. В ходе Реконкисты центры И. о. переместились в христианскую Испанию. Полагалось, чтобы каждая община, насчитывающая не менее 15 семей, содержала учителя для своих детей, и у одного учителя не должно было быть более 25 детей. Преследования, а затем изгнание иудеев из Испании (1492) положили конец иудейской общине страны. Однако испанские иудеи (сефарды) перенесли традиции испанского И. о. в страны, куда они переселялись, в частности Италию (Венеция, Лукка). Из Италии традиция изучения Талмуда распространилась на Сев. Францию и Зап. Германию, где возникли ешивы в Труа, Майнце, Вормсе, Шпейере. Во многом успеху изучения Священного Писания и Талмуда способствовали комментарии законоучителей, и прежде всего рабби Шломо бен Ицхаки – Раши (1040-1105). Правда, среди евреев Германии (ашкеназов), говоривших на нем.-евр. языке (идише), в отличие от сефардов И. о. сосредоточивалось на изучении исключительно Библии и Талмуда. Дальнейшие преследования и изгнания привели к массовому переселению ашкеназов в Польское королевство, которое с 16 в. стало крупнейшим центром И. о. Содержание школ для детей стало важной заботой еврейских общин. Дети из бедных семей содержались в особых школах, именуемых «талмуд-торы». Однако основная часть детей посещала частные школы (хедеры). Учителя (меламеды) не должны были преподавать более чем 40 ученикам. При большем количестве учеников требовалось иметь помощников. В преподавании придерживались ашкеназ-ской традиции, т. е. все внимание уделялось только религиозному образованию. Меламеды, нередко случайные люди, бравшиеся за преподавание из-за заработка, старались как можно скорее перейти к изучению Талмуда и практически не изучали книги пророков. Методика преподавания была типично средневековая, часто с применением наказаний розгами для «нерадивых». После окончания хедера наиболее способные поступали в ешивы Люблина, Кракова, Познани, Львова и других городов. Там изучали Талмуд особенно углубленно, стараясь развить у студентов способности изощренно обсуждать различные проблемы. При этом зачастую терялся смысл обсуждаемого. Примерно так же обстояло дело и в средневековых общинах других стран, где проживали иудеи. Исключение составляли иудейские общины Италии, где в школах преподавались светские науки, но папскими властями было запрещено изучение Талмуда. В Новое время под влиянием сторонников Таскали в странах Европы постепенно складывается новая система И. о. Возникают школы, где светские дисциплины постепенно вытесняют чисто религиозные. Раввины начинают готовиться не только в традиционных ешивах, но и в особых раввинских семинариях, основанных в 1854 в Бреслау, а в 1882 в Берлине. Затем подобные учебные заведения были открыты в других странах Европы и Америки. В России традиционные ешивы и хедеры существовали вплоть до нач. 20 в. Более того, в 1893 было узаконено их существование. После Октябрьской революции властями поддерживалось только светское образование. В 1970-1980-х гг. для подготовки раввинов по несколько человек направлялись в Будапештскую раввинскую семинарию. В современном Израиле имеется большая сеть ортодоксальных иудейских школ и ешив, поддерживаемых государством. В большинстве остальных государств И. о. в основном осуществляется в школах при синагогах. Раввинов и других служителей культа (резников, служек, переписчиков Торы) готовят в ешивах и специальных учебных заведениях, в т. ч. в Москве. Т. наз. еврейские школы в России и других странах представляют собой в основном светские учебные заведения, где учащихся знакомят с иудейской традицией и обрядностью.
В.Я. Вихнавич