Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ИУДЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – система обучения иудейского духовенства, законоучителей и членов иудейских общин традиции и законам, изложенным в Танахе (Ветхом Завете) и в «Писании Устном» – Тал­муде. И. о. берет свое начало в эпоху создания единого царства Давида и Соломона и Первого Иерусалимского Храма (11-10 вв. до н. э.). Запись преданий, вошедших в Священное Писание, потребовало обучения письму и чтению особого сословия жрецов – когенов (потом­ков Аарона, брата Моисея) и их помощников из потом­ков колена Левиева (левиты). Они должны были обла­дать подробными знаниями в области храмового ри­туала и различных культовых жертвоприношений. Особое значение приобретало изучение тех разделов Пятикнижия, где эти законы изложены подробно. Мо­лодые кандидаты в священники обучались музыке, пе­нию и даже стихосложению. В частности, одним из рас­пространенных элементов храмового служения было не только пение, но и сочинение псалмов. Поскольку даже помощник когена, левит, должен был начинать служение только в 25 лет, то можно полагать, что обу­чение было достаточно долгим. У пророков также были ученики и последователи, которые усваивали их по­учения и пророческие образы и распространяли в на­роде. Свидетельствует об И. о. и поучение Моисея от­цам: «внушай их (заповеди) детям твоим». Разрушение Иерусалимского Храма (586 до н. э.) и последовавшее затем Вавилонское пленение положило конец моно­полии на И. о. храмовых служителей – когенов и ле­витов. Прекращение храмовых служб стимулировало изучение книг Священного Писания более широки­ми массами иудеев. Этому способствовал и переход на более простой «квадратный» алфавит. После возвра­щения из Вавилонского плена (538 до н. э.) и восста­новления Храма Эзра (сер. 5 в. до н. э.) читал Тору всему народу, и, согласно традиции, ему принадлежит уста­новление порядка регулярного еженедельного чтения текстов Священного Писания. В связи с этим возни­кают особые дома собраний (греч.синагоги), где иудеи собирались для обсуждения прочитанного от­рывка Писания, его толкования и молитв. Затем руко­водство духовным просвещением народа перешло к законоучителям – членам Великого Собора (Синедри­она) в Иерусалиме. Война Маккавеев за освобождение, которая велась под религиозными лозунгами, способ­ствовала дальнейшему развитию И. о. Руководитель фарисеев Шимон бен Шетах, обладавший реальной властью в Иудее в годы царствования царицы Шлом-цион (Саломеи-Александры, 76-67 до н. э.), постано­вил ввести обязательное обучение для мальчиков. По­степенно это было распространено на все иудейские общины. Обучение начиналось с 6-7-летнего возраста и сводилось к чтению текстов Писания, изучению уст­ной традиции, молитв и соответствующих коммента­риев законоучителей. Детям бедняков должна была помогать вся община. После разрушения Второго Иерусалимского Храма И. о. приобрело особое значе­ние, поскольку было ясно, что только единство Закона должно заменить богослужения в Иерусалимском Хра­ме. После записи в 3 в. древнейшей части Талмуда – Мишны и завершения комментариев к ней – Гемары, изучению Талмуда стало уделяться исключительно большое внимание. Законоучитель Иегуда бен Тейма считал, что ученик должен изучать с 5 лет Писание, с 10 лет Мишну, с 15 лет Гемару. Обучать девочек считалось необязательным, но желательным. Изучение Талмуда проходило в специальных учебных заведениях (ешивах). Особенно известны ешивы в городах Месопота­мии – Суре, Нагардее и Пумбедите. Они продолжали процветать и в условиях Багдадского халифата, но с 10-11 вв. центр И. о. перемещается в мусульманскую Испанию, в ешивы Лусена, Барселоны, Гранады и Кор­довы. Начальное обучение происходило в школах при синагогах, причем обучение начиналось с 3,5 лет. Первоначально изучали Библию и Мишну, а с 15 лет пере­ходили к Гемаре. И. о. в Испании включало также изу­чение светских наук, поэзии и музыки. В ходе Рекон­кисты центры И. о. переместились в христианскую Испанию. Полагалось, чтобы каждая община, насчи­тывающая не менее 15 семей, содержала учителя для своих детей, и у одного учителя не должно было быть более 25 детей. Преследования, а затем изгнание иуде­ев из Испании (1492) положили конец иудейской об­щине страны. Однако испанские иудеи (сефарды) пе­ренесли традиции испанского И. о. в страны, куда они переселялись, в частности Италию (Венеция, Лукка). Из Италии традиция изучения Талмуда распространилась на Сев. Францию и Зап. Германию, где возникли ешивы в Труа, Майнце, Вормсе, Шпейере. Во многом успеху изучения Священного Писания и Талмуда способство­вали комментарии законоучителей, и прежде всего рабби Шломо бен ИцхакиРаши (1040-1105). Правда, среди евреев Германии (ашкеназов), говоривших на нем.-евр. языке (идише), в отличие от сефардов И. о. сосредоточивалось на изучении исключительно Биб­лии и Талмуда. Дальнейшие преследования и изгна­ния привели к массовому переселению ашкеназов в Польское королевство, которое с 16 в. стало крупней­шим центром И. о. Содержание школ для детей стало важной заботой еврейских общин. Дети из бедных се­мей содержались в особых школах, именуемых «тал­муд-торы». Однако основная часть детей посещала ча­стные школы (хедеры). Учителя (меламеды) не долж­ны были преподавать более чем 40 ученикам. При большем количестве учеников требовалось иметь по­мощников. В преподавании придерживались ашкеназ-ской традиции, т. е. все внимание уделялось только ре­лигиозному образованию. Меламеды, нередко случай­ные люди, бравшиеся за преподавание из-за заработка, старались как можно скорее перейти к изучению Тал­муда и практически не изучали книги пророков. Мето­дика преподавания была типично средневековая, час­то с применением наказаний розгами для «нерадивых». После окончания хедера наиболее способные поступа­ли в ешивы Люблина, Кракова, Познани, Львова и дру­гих городов. Там изучали Талмуд особенно углубленно, стараясь развить у студентов способности изощренно обсуждать различные проблемы. При этом зачастую терялся смысл обсуждаемого. Примерно так же обсто­яло дело и в средневековых общинах других стран, где проживали иудеи. Исключение составляли иудейские общины Италии, где в школах преподавались светские науки, но папскими властями было запрещено изуче­ние Талмуда. В Новое время под влиянием сторонни­ков Таскали в странах Европы постепенно складывает­ся новая система И. о. Возникают школы, где светские дисциплины постепенно вытесняют чисто религиоз­ные. Раввины начинают готовиться не только в тради­ционных ешивах, но и в особых раввинских семина­риях, основанных в 1854 в Бреслау, а в 1882 в Берлине. Затем подобные учебные заведения были открыты в других странах Европы и Америки. В России традици­онные ешивы и хедеры существовали вплоть до нач. 20 в. Более того, в 1893 было узаконено их существова­ние. После Октябрьской революции властями поддер­живалось только светское образование. В 1970-1980-х гг. для подготовки раввинов по несколько че­ловек направлялись в Будапештскую раввинскую семинарию. В современном Израиле имеется большая сеть ортодоксальных иудейских школ и ешив, поддер­живаемых государством. В большинстве остальных государств И. о. в основном осуществляется в школах при синагогах. Раввинов и других служителей культа (резников, служек, переписчиков Торы) готовят в еши­вах и специальных учебных заведениях, в т. ч. в Моск­ве. Т. наз. еврейские школы в России и других странах представляют собой в основном светские учебные за­ведения, где учащихся знакомят с иудейской традици­ей и обрядностью.

В.Я. Вихнавич

Rambler's Top100
Hosted by uCoz