Иудейское искусство - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ИУДЕЙСКОЕ ИСКУССТВО – художественное твор­чество, сформировавшееся в рамках религиозной тра­диции иудаизма. Традиционно считается, что, посколь­ку вторая заповедь, данная Моисею на горе Синай, за­прещает делать изображения для поклонения (Втор. 5:7-9), развитие искусства в рамках этой религиозной традиции невозможно или затруднено. Действитель­но, пока Израиль был окружен языческим миром со свойственным этому миру почитанием изображений антропоморфных божеств, евреи воздерживались от за­нятия пластическими искусствами, особенно от изоб­ражения человека. Тем не менее главные святыни иуда­изма – Ковчег Завета, Скиния (походный шатер, в ко­тором хранился Ковчег), священная утварь и одежды первосвященника были богато украшены резьбой по дереву, шитьем, металлическими украшениями и дра­гоценными камнями. И это было сделано в соответ­ствии с прямым божественным повелением (Исх. 38-39), которое тем самым давало высшую санкцию на использование художественного творчества в сакраль­ных целях. На смену Скинии пришел Иерусалимский Храм, построенный царем Соломоном, который ис­пользовал в ходе строительства весь художественный опыт окружающих Израиль народов (3 Пар. 6-7). Храм был украшен декоративной резьбой и, согласно неко­торым источникам, вышитым изображением Зодиака на храмовой завесе. Так искусство сопровождало евре­ев в основополагающие для их священной истории мо­менты, во время Синайского завета и строительства Храма, и в силу этого оно было укоренено в традиции иудаизма. Однако на этом этапе искусство ограничива­лось Храмом. Ситуация начала меняться с разрушени­ем Храма в 70, когда центр религиозной жизни иудаиз­ма переместился в синагогу. Синагога существовала и раньше, параллельно с Храмом. Тогда она была местом общественного собрания, где изучалось Священное Писание. Теперь, в период с 1 по 7 вв. складывается но­вое понимание синагоги. Ее пространство наполняет­ся символическим смыслом, призванным постоянно напоминать молящимся о потерянном Иерусалимском Храме. Помимо синагогального богослужения, архи­тектура и изобразительное искусство становятся глав­ными средствами символизации синагогального про­странства. В Храме Бог принимал жертвы от еврейско­го народа, теперь отсутствие жертвоприношения восполняется богослужением в синагоге – молит­вой и чтением Торы. В Храме хранился Ковчег Завета, в синагоге главной святыней является свиток Торы. Раньше Священное Писание приносили в синагогу во время богослужения, теперь оно хранится здесь и постепенно становится центром синагогального бо­гослужения. Свиток Торы уподобляется и Ковчегу За­вета, и первосвященнику Иерусалимского Храма. Все большей сакрализацией свитка Торы было обусловле­но архитектурное развитие синагоги. Тора хранится в Арон-Кодеше – футляре (иногда в форме ларца, иног­да в форме шкафа), символически указывающем на Ковчег Завета, находившийся в Иерусалимском Хра­ме. Для чтения Торы во время богослужения в синаго­ге устроено возвышение (бима). Так, молитве и изуче­нию Писания соответствуют две пространственные до­минанты синагоги – Арон-Кодеш и бима. Различные варианты их соположения определяют типы синаго­гальной архитектуры. Еще более емким символическим смыслом наполняется интерьер синагоги, в котором начиная с 3 в. появляются фрески и напольные мозаи­ки. В рамках изобразительного искусства иудаизма это­го периода складывается трехчастная иконографическая схема, непременными элементами которой становятся изображения Арон-Кодеша и храмовых ритуальных предметов, зодиакального круга и библейской сцены (как правило, жертвоприношения Авраама). Первое изображение ставит Арон-Кодеш в контекст предме­тов, использовавшихся при богослужении в Иеруса­лимском Храме, и, следовательно, Тору в контекст хра­мового богослужения. Изображение зодиакального круга – это символическое указание на цикл годовых праздников, совершавшихся в Храме и совершаемых в синагоге. Жертвоприношение Авраама также отсы­лает к Храму, поскольку считалось, что он был постро­ен на месте, где Авраам должен был принести в жертву Исаака и где ему было обещано, что его род умножится «как звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт. 22:17). Эпоха поздней Античности, закончившаяся арабским завоеванием (638), заложила основы всего последующего развития И. и. Иерусалимский Храм стал его главной темой. При этом евреи использовали художественный язык поздней Античности, переос­мысляя содержание распространенных в нем образов, как это видно на примере зодиакальных изображений. Так проявилась одна из главных особенностей И. и. – способность использовать язык окружающей художе­ственной культуры, вкладывая в произведения свое содержание. Древнейший и важнейший памятник ар­хитектуры иудаизма – Храм Соломона в Иерусалиме (построен в нач. 10 в. до н. э., разрушен во время вави­лонского завоевания в 586 до н. э., восстановлен в 538 до н. э., разрушен римлянами в 70 н. э.), о котором из­вестно по библейским описаниям. По своему устрой­ству Иерусалимский Храм был близок к храмам, рас­пространенным на территории древней Сирии-Палестины, однако имел и ряд особенностей. Храм находился на Храмовой горе, был ориентирован с вос­тока на запад и имел высоту ок. 15 м. Здание было про­долговатой формы и состояло из смежных помеще­ний – притвора (улам), святилища (хейхал) и Святая Святых (двир). Улам был призван отделять святое от светского. Ко входу в Храм вели ступени, а по бокам от входа возвышались огромные колонны-столбы Яхин и Боаз. Из улама двустворчатая дверь кипарисового де­рева 6 м в ширину вела в святилище. Здесь стоял золо­той жертвенник, стол для хлебов предложения и семи-свечник (менора). За святилищем на возвышении на­ходилась Святая Святых, куда вела небольшая дверь в 1 м шириной (2 Пар. 3; 3 Цар. 6). Высота потолка здесь составляла 10 м. В Святая Святых между двух резных херувимов 5 м высотой, покрытых золотом, стоял Ков­чег Завета. Во время правления Ирода Великого (73 до н. э. – 4 н. э.) Храм был сильно увеличен, но его внут­ренняя структура осталась неизменной. Самые ранние из известных синагог были построены ок. 1 в. н. э. в Масаде. Синагога никогда не повторяла архитектурные формы Храма буквально. В поздней Античности сина­гоги ориентировались на греко-римские общественные сооружения – базилики. Однако стремление подчерк­нуть роль свитка Торы приводит к распространению типа апсидной синагоги (синагога в Бет-Альфе, Гали­лея, 6 в.), и в апсиде хранят свиток Торы. В синагогах диаспоры, где оказалось большинство евреев после за­воевания Святой земли арабами (638), сохраняется описанное выше членение внутреннего пространства, в то время как его стилистическое решение полностью подчинено художественным вкусам окружающей сре­ды. Так, средневековые синагоги Зап. и Центральной Европы небольшие, больше всего походят на монас­тырские трапезные или городские залы со сводчаты­ми перекрытиями. Встречаются двухнефные синагоги (синагога в Вормсе 1034, разрушенная в 1938; Старо-Новая синагога в Праге, 14 в.) и синагоги с зальным пространством (синагога в Бамберге, 13 в., в Милтен-берге на Майне, 14 в.). В этих зданиях Арон-Кодеш на­ходится у стены, обращенной к Иерусалиму, а бима вынесена в центр. Женщины в таких синагогах находились в отдельном помещении или на галерее. В Ита­лии строятся синагоги, в которых бима и Арон-Кодеш располагаются на противоположных стенах. В Вост. Ев­ропе, где к 17 в. концентрируется половина еврейского населения Европы, разрабатывается особый тип девя-типольной, т. е. четырехстолпной, синагоги, в которой опоры и подпружные арки разделяют перекрытие глав­ного зала на девять равных сводов (Предместная си­нагога во Львове, 1624; в Вильно, 1633). Ее подтип, на­зываемый «бима-подпора», – синагоги со сближен­ными центральными опорами, поддерживающими коробовые своды (синагога в Луцке, 1626; Пинске, 1640). В этом же регионе в 17 в. появляются деревян­ные синагоги. Их интерьеры были обильно украшены декоративной росписью (синагога в Гвожджиче). Ог­ромное количество европейских синагог утрачено в годы Второй мировой войны. Иудейское изобразитель­ное искусство складывается в поздней Античности. После 70 синагоги начали украшать фресками с биб­лейскими циклами (Дура-Европос в Сирии, 3 в.) и мо­заиками (Бет-Альфа, Галилея, 6 в.; Циппори, Галилея, 5 в.). К 6 в. в Святой земле складывается описаннная выше иконографическая схема мозаичного украшения полов синагоги. Ближе всего к апсиде (или к стене, об­ращенной к Иерусалиму) помещалось панно с риту­альными предметами: Арон-Кодешем, менорами, лула-вами (пальмовые ветви для праздника Суккот) и этро-гами (плоды, использовавшиеся при богослужении в праздник Суккот). Зодиакальный круг помещался как правило в центре пола, а сюжет жертвоприношения Авраама у входа в синагогу (синагоги в Бет-Альфе и Циппори). В Средние века иудейское изобразитель­ное искусство развивается по двум направлениям – ритуальные предметы, связанные с синагогальным бо­гослужением и украшением свитка Торы, и искусство миниатюры. Для свитка изготавливали ларец, выпол­ненный из серебра и украшенный орнаментом. Свиток Торы одевали в специальную рубаху с колокольчиками, идущими по низу, и увенчивали короной – кетер То­рой. И то и другое символически указывало на одежды первосвященника Иерусалимского храма. Два стержня, на которых держался свиток, завершали декоративны­ми навершиями (риммоним). Весь свиток увешивался торашилдами – пластинами с рельефными орнамен­тами. Арон-Кодеш был богато украшен резьбой. Для си­нагоги выполнялись семисвечники (меноры), а в каж­дом еврейском доме зажигался светильник для празд­ника Ханукки (ханукиа). Характерной особенностью всех ритуальных предметов является единство образов, ко­торые восходят к выработанной после разрушения Хра­ма иконографической схеме. Это образы из сцены жер­твоприношения Авраама, жертвенные животные, зодиакальный круг, колонны Яхин и Боаз, львы (символ ко­лена Иудова, в котором, согласно представлениям иуде­ев, должен родиться Мессия) и предметы Иерусалим­ского Храма. Самое крупное собрание предметов И. и. хранится в Израильском музее (Иерусалим). Значитель­ное собрание ритуального серебра в настоящее время находится в Музее исторических драгоценностей Укра­ины (Киев). Основные памятники книжной иллюстра­ции относятся к Средневековью. Миниатюрами укра­шались брачные контракты (кеттубы) и пасхальные аг-гады, т. е. последование домашнего ритуала в пасхальную ночь, а также молитвенники (махзоры). Особенно мно­го манускриптов происходит из Испании (Сараевская Аггада, 14 в., в которой изображены 62 библейские сце­ны), Франции, Германии и Италии. С изобретением кни­гопечатания традиция украшения книг продолжилась в новых формах. Самое ранее упоминание о религиоз­ной музыке евреев находится в Библии (Быт. 4:21). Там упоминаются музыкальные инструменты, использовав­шиеся при богослужениях – шафар (рог), кимвал, псал­тирь и др. Согласно преданию, царь Давид организовал музыкальное сопровождение храмового богослужения, заключавшееся в пении псалмов. Этот хор состоял не менее чем из 12 певцов. В синагогальном богослужении сохранялось хоровое антифонное пение, которое допол­нялось фигурой хазана (кантора) – солиста, который вел службу. Инструментальная музыка в синагогальном богослужении не использовалась.

J1.C. Чаковская