Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006.
–1256 с.
ИУДЕЙСКОЕ ИСКУССТВО –
художественное творчество, сформировавшееся в рамках религиозной традиции иудаизма. Традиционно считается, что,
поскольку вторая заповедь, данная Моисею на горе Синай,
запрещает делать изображения для поклонения (Втор. 5:7-9), развитие искусства
в рамках этой религиозной традиции невозможно или затруднено. Действительно,
пока Израиль был окружен языческим миром со свойственным этому миру почитанием
изображений антропоморфных божеств, евреи воздерживались от занятия пластическими
искусствами, особенно от изображения человека. Тем не менее
главные святыни иудаизма – Ковчег Завета, Скиния
(походный шатер, в котором хранился Ковчег), священная утварь и одежды
первосвященника были богато украшены резьбой по дереву, шитьем, металлическими
украшениями и драгоценными камнями. И это было сделано в соответствии с
прямым божественным повелением (Исх. 38-39), которое
тем самым давало высшую санкцию на использование художественного творчества в
сакральных целях. На смену Скинии пришел Иерусалимский
Храм, построенный царем Соломоном, который использовал в ходе
строительства весь художественный опыт окружающих Израиль народов (3 Пар. 6-7).
Храм был украшен декоративной резьбой и, согласно некоторым источникам,
вышитым изображением Зодиака на храмовой завесе. Так искусство сопровождало
евреев в основополагающие для их священной истории моменты, во время
Синайского завета и строительства Храма, и в силу этого оно было
укоренено в традиции иудаизма. Однако на этом этапе
искусство ограничивалось Храмом. Ситуация начала меняться с разрушением Храма
в 70, когда центр религиозной жизни иудаизма переместился в синагогу. Синагога
существовала и раньше, параллельно с Храмом. Тогда она была местом общественного
собрания, где изучалось Священное Писание. Теперь, в период с 1 по 7 вв. складывается новое понимание синагоги. Ее пространство
наполняется символическим смыслом, призванным постояннонапоминать молящимся о потерянном Иерусалимском Храме.
Помимо синагогального богослужения, архитектура и изобразительное искусство
становятся главными средствами символизации синагогального пространства. В
Храме Бог принимал жертвы от еврейского народа, теперь отсутствие жертвоприношения
восполняется богослужением в синагоге – молитвой и чтением Торы.
В Храме хранился Ковчег Завета, в синагоге главной святыней является свиток
Торы. Раньше Священное Писание приносили в синагогу во время богослужения,
теперь оно хранится здесь и постепенно становится центром синагогального богослужения.
Свиток Торы уподобляется и Ковчегу Завета, и первосвященнику Иерусалимского
Храма. Все большей сакрализацией свитка Торы было обусловлено
архитектурное развитие синагоги. Тора хранится в Арон-Кодеше
– футляре (иногда в форме ларца, иногда в форме шкафа), символически
указывающем на Ковчег Завета, находившийся в Иерусалимском Храме. Для чтения
Торы во время богослужения в синагоге устроено возвышение (бима).
Так, молитве и изучению Писания соответствуют две пространственные доминанты
синагоги – Арон-Кодеш и бима.
Различные варианты их соположения определяют типы
синагогальной архитектуры. Еще более емким символическим смыслом наполняется
интерьер синагоги, в котором начиная с 3 в. появляются
фрески и напольные мозаики. В рамках изобразительного
искусства иудаизма этого периода складывается трехчастная
иконографическая схема, непременными элементами которой становятся изображения Арон-Кодеша и храмовых ритуальных предметов, зодиакального
круга и библейской сцены (как правило, жертвоприношения Авраама). Первое
изображение ставит Арон-Кодеш в контекст предметов, использовавшихся при богослужении в Иерусалимском
Храме, и, следовательно, Тору в контекст храмового богослужения. Изображение
зодиакального круга – это символическое указание на цикл годовых праздников,
совершавшихся в Храме и совершаемых в синагоге. Жертвоприношение Авраама также
отсылает к Храму, поскольку считалось, что он был построен на месте, где
Авраам должен был принести в жертву Исаака
и где ему было обещано, что его род умножится «как звезды небесные и как
песок на берегу моря» (Быт. 22:17). Эпоха поздней Античности, закончившаяся
арабским завоеванием (638), заложила основы всего последующего развития И. и. Иерусалимский Храм стал его главной темой. При этом
евреи использовали художественный язык поздней Античности, переосмысляя
содержание распространенных в нем образов, как это видно на примере
зодиакальных изображений. Так проявилась одна из главных особенностей И. и. – способность
использовать язык окружающей художественной культуры, вкладывая в произведения
свое содержание. Древнейший и важнейший памятник архитектуры иудаизма – Храм
Соломона в Иерусалиме (построен в нач. 10 в. до н.
э., разрушен во время вавилонского завоевания в 586 до
н. э., восстановлен в 538 до н. э., разрушен римлянами
в 70 н. э.), о котором известно по библейским описаниям. По своему устройству
Иерусалимский Храм был близок к храмам, распространенным на территории древней
Сирии-Палестины, однако имел и ряд особенностей. Храм находился на Храмовой
горе, был ориентирован с востока на запад и имел высоту ок.
15 м.
Здание было продолговатой формы и состояло из смежных помещений – притвора (улам), святилища (хейхал) и
Святая Святых (двир). Улам
был призван отделять святое от светского. Ко входу в Храм вели ступени, а по бокам от входа
возвышались огромные колонны-столбы Яхин и Боаз. Из улама двустворчатая
дверь кипарисового дерева 6 м
в ширину вела в святилище. Здесь стоял золотой жертвенник, стол для хлебов
предложения и семи-свечник (менора).
За святилищем на возвышении находилась Святая Святых, куда вела небольшая
дверь в 1 м
шириной (2 Пар. 3; 3 Цар. 6). Высота потолка здесь
составляла 10 м.
ВСвятая Святых между двух
резных херувимов 5 м
высотой, покрытых золотом, стоял Ковчег Завета. Во время правления Ирода
Великого (73 до н. э. – 4 н. э.) Храм был сильно
увеличен, но его внутренняя структура осталась неизменной. Самые ранние из
известных синагог были построены ок. 1 в. н. э. в Масаде. Синагога никогда не повторяла архитектурные формы
Храма буквально. В поздней Античности синагоги ориентировались на
греко-римские общественные сооружения – базилики. Однако стремление подчеркнуть
роль свитка Торы приводит к распространению типа апсидной
синагоги (синагога в Бет-Альфе, Галилея, 6 в.), и в апсиде хранят свиток Торы. В синагогах диаспоры, где
оказалось большинство евреев после завоевания Святой земли арабами (638),
сохраняется описанное выше членение внутреннего пространства, в то время как
его стилистическое решение полностью подчинено художественным вкусам окружающей
среды. Так, средневековые синагогиЗап. и Центральной Европы небольшие, больше всего походят на
монастырские трапезные или городские залы со сводчатыми перекрытиями.
Встречаются двухнефные синагоги (синагога в Вормсе 1034, разрушенная в 1938; Старо-Новая синагога в
Праге, 14 в.) и синагоги с зальным пространством (синагога в Бамберге, 13 в., в Милтен-берге на Майне, 14 в.). В
этих зданиях Арон-Кодеш находится у стены,
обращенной к Иерусалиму, а бимавынесена
в центр. Женщины в таких синагогах находились в отдельном помещении или на
галерее. В Италии строятся синагоги, в которых бима
и Арон-Кодеш располагаются на противоположных стенах.
В Вост. Европе, где к 17 в. концентрируется половина
еврейского населения Европы, разрабатывается особый тип девя-типольной,
т. е. четырехстолпной, синагоги, в которой опоры и подпружные арки разделяют перекрытие главного зала на
девять равных сводов (Предместная синагога во Львове, 1624; в Вильно, 1633). Ее подтип, называемый «бима-подпора», – синагоги со сближенными центральными
опорами, поддерживающими коробовые своды (синагога в
Луцке, 1626; Пинске, 1640). В этом же регионе в 17 в. появляются деревянные
синагоги. Их интерьеры были обильно украшены декоративной росписью (синагога в Гвожджиче). Огромное количество европейских синагог утрачено
в годы Второй мировой войны. Иудейское изобразительное
искусство складывается в поздней Античности. После 70 синагоги начали украшать
фресками с библейскими циклами (Дура-Европос в
Сирии, 3 в.) и мозаиками (Бет-Альфа, Галилея, 6 в.; Циппори,
Галилея, 5 в.). К 6 в. в Святой земле складывается описаннная
выше иконографическая схема мозаичного украшения полов синагоги. Ближе всего к
апсиде (или к стене, обращенной к Иерусалиму) помещалось панно с ритуальными
предметами: Арон-Кодешем, менорами,
лула-вами (пальмовые ветви для праздника Суккот) и этро-гами (плоды,
использовавшиеся при богослужении в праздник Суккот).
Зодиакальный круг помещался как правило в центре пола,
а сюжет жертвоприношения Авраама у входа в синагогу (синагоги в Бет-Альфе и Циппори). В Средние века иудейское изобразительное
искусство развивается по двум направлениям – ритуальные предметы, связанные с
синагогальным богослужением и украшением свитка Торы, и искусство миниатюры.
Для свитка изготавливали ларец, выполненный из серебра и украшенный
орнаментом. Свиток Торы одевали в специальную рубаху с колокольчиками, идущими
по низу, и увенчивали короной – кетер Торой. И то и
другое символически указывало на одежды первосвященника Иерусалимского храма.
Два стержня, на которых держался свиток, завершали декоративными навершиями (риммоним). Весь
свиток увешивался торашилдами – пластинами с
рельефными орнаментами. Арон-Кодеш был богато
украшен резьбой. Для синагоги выполнялись семисвечники
(меноры), а в каждом еврейском доме зажигался светильник
для праздника Ханукки (ханукиа).
Характерной особенностью всех ритуальных предметов является единство образов,
которые восходят к выработанной после разрушения Храма иконографической
схеме. Это образы из сцены жертвоприношения Авраама, жертвенные животные, зодиакальный
круг, колонны Яхин и Боаз,
львы (символ колена Иудова, в котором, согласно
представлениям иудеев, должен родиться Мессия) и предметы Иерусалимского
Храма. Самое крупное собрание предметов И. и. хранится в Израильском музее (Иерусалим).
Значительное собрание ритуального серебра в настоящее время находится в Музее
исторических драгоценностей Украины (Киев). Основные памятники книжной
иллюстрации относятся к Средневековью. Миниатюрами украшались брачные
контракты (кеттубы) и пасхальные аг-гады,
т. е. последование домашнего ритуала в пасхальную
ночь, а также молитвенники (махзоры). Особенно много
манускриптов происходит из Испании (СараевскаяАггада, 14 в., в
которой изображены 62 библейские сцены), Франции, Германии и Италии. С изобретением
книгопечатания традиция украшения книг продолжилась в новых формах. Самое
ранее упоминание о религиозной музыке евреев находится в Библии (Быт. 4:21).
Там упоминаются музыкальные инструменты, использовавшиеся при богослужениях – шафар (рог), кимвал, псалтирь и
др. Согласно преданию, царь Давид организовал музыкальное сопровождение
храмового богослужения, заключавшееся в пении
псалмов. Этот хор состоял не менее чем из 12 певцов. В синагогальном
богослужении сохранялось хоровое антифонное пение,
которое дополнялось фигурой хазана (кантора) –
солиста, который вел службу. Инструментальная музыка в синагогальном
богослужении не использовалась.