Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДЕЙСКИЙ МОДЕРНИЗМ – совокупность идей и учений, стремящихся к сочетанию европейского Просвещения с религиозной системой иудаизма. Основателем И. м. может по праву считаться немецко-ев-рейский философ кон. 18 в. Моисей Мендельсон. Восприняв идеи современной ему европейской философии, он в своих трудах стремился преобразовать концепцию иудаизма, не признавая при этом ничего, что не могло быть проанализировано и удостоверено разумом. Сущность иудаизма он сводил к трем принципам: 1) существование Бога; 2) Божий промысел; 3) бессмертие души. По его мнению, Священное Писание, дарованное иудеям на Синае, представляет собой не просто свод верований, а совокупность правовых предписаний, направленных на сохранение евреев в качестве этнического сообщества для передачи Писания другим народам. Вместе с тем Мендельсон активно боролся за эмансипацию германских евреев и ратовал за отказ от идиша и переход на нем. язык. С этой целью он предпринял перевод Библии на нем. язык и написал комментарий к нему в духе современного рационализма. Развитие идей Мендельсона его последователями и учениками привело после Французской революции к созданию иудаизма реформистского. Вместе с тем реформа поколебала у большого числа евреев веру в традиции отцов и способствовала переходу многих из них в христианство. Поэтому реформизм встретил решительную оппозицию со стороны многих иудейских религиозных деятелей. Захария Френкель (1801-1875) стал основателем позитивно-исторического направления, отделившего веру от образа жизни. Иудейский закон и традиции рассматривались им только как коллективный опыт народа и поэтому могут свободно анализироваться и критиковаться. Другое оппозиционное реформизму направление возникло среди приверженцев иудаизма традиционного, т. наз. «ортодоксов». В Венгрии главным идеологом борьбы с реформистами был раввин Моше Софер (1763-1839), а в Германии Шимон-Рафаэль Гирш (1808-1888). Гирш резко выступил против как реформизма, так и позитивно-исторической школы, став основателем неортодоксального направления иудаизма. Оно во многом аналогично иудаизму, сложившемуся в арабо-мусульманской Испании, в котором приверженность традиции успешно сочеталась с творческой активностью в области науки и культуры. Гирш сумел сформировать во Франкфурте-на-Майне, где был раввином, образцовую религиозную общину своих последователей, ставшую примером для подобных общин Германии и за ее пределами. В кон. 19 в. в США от реформистов откололись сторонники т. наз. иудаизма консервативного. Видным идеологом его был выдающийся ученый-гебраист Соломон Шехтер (1830-1915); благодаря ему это направление получило широкое распространение среди иудеев Америки. Консерваторы занимают промежуточное положение между ортодоксами и реформистами и весьма близки по своим взглядам к позитивно-исторической школе 3. Френкеля. Они разделяют веру в дарованное иудеям Богом Откровение, поддерживают надежду на возрождение древнего Израиля, а также сохраняют в молитве иврит. Вместе с тем в синагогах допускается ряд внешних либеральных предписаний реформизма. От консерваторов отделилось направление реконструктивистов. Идеологом реконструктивизма является Мордехай Каплан (1881-1984), провозгласивший принцип: «Еврейская религия для еврейского народа, а не еврейский народ для еврейской религии». Реконструктивисты считают иудаизм цивилизацией, в которую наравне с религией входят язык, литература, право, искусство, т. е. религия низводится до уровня народной веры. Несколько иной модернизацией в иудаизме является основанная Леопольдом Цунцем (1794-1886) «Wissenschaft der Judentums» («Еврейская наука», «Иудаика»). Целью этого направления является научный анализ истории и творческих достижений евреев, в т. ч., конечно, и религии. Его последователями стали уроженцы Галиции (Зап. Украина – Вост. Польша), выдающиеся ученые Соломон-Иуда Рапопорт (1790-1867), Нахман Крохмаль (1785-1840) и уроженец Италии Шмуэль-Давид Луцатто (1800-1860). Первые два были типичными представителями галицийской Гаскалы (Просвещения). По их мнению, иудаизм не может рассматриваться как отдельное явление культуры, изолированное от культурного развития других народов. Каждый народ имеет свой национальный дух, иначе говоря, «своего собственного бога», который передает все национальные особенности этого народа. К тому же направлению принадлежал историк Г. Грец (1817-1891), написавший «Историю евреев» в 11 томах. Восточноевропейские иудейские общины ответили на распространение идей Гаскалы созданием специальных учебных религиозных учреждений (ешиботов), которые готовили раввинов ортодоксального направления. Особое значение получило там изучение дисциплины, получившей название мусар (мораль). Основоположником этого направления был Ицхак Салантер (1810– 1883). В противовес надвигавшемуся из Германии в Россию влиянию Гаскалы он открыл в Вильно (Вильнюсе) в 1842 молельню, где собирались прихожане разного социального положения, профессий и достатка и под руководством Салантера изучали по вечерам сочинения религиозно-нравственного характера. Ведущей идеей этого движения было совершенствование нравственного облика евреев посредством воспитания. Важным направлением иудейского модернизма является также религиозный сионизм. Первоначально идеи политического сионизма поддержало только меньшинство религиозных деятелей, образовавших движение «Мизрахи» (аббревиатура слов «Мерказ рухани» – «Духовный центр») и выдвинувших лозунг: «Земля Израиля для народа Израиля по Закону Израиля». Самым выдающимся идеологом этого движения был главный раввин иудеев Палестины Авраам Кук (1868-1935). По его мнению, национальное движение даже в его светской форме, по сути своей религиозно и порождено особым духом набожности. Он полагал, что в среде грешников и нарушителей традиций иудаизма родится раскаяние и начнется возвращение к Богу, которое охватит впоследствии остальной мир. Однако идеи Кука, несмотря на его высокое положение, не встретили общей поддержки иудаизма ортодоксального. С несколько иной т. зр. выступили идеологи «культурного сионизма», самым выдающимся представителем которых был Ашер Гинзбург (1886-1927), писавший под псевдонимом Ахад Гаам («Один из народа»). Он полагал, что на исторической родине иудаизма в Палестине надо основать не еврейское государство, а автономную общину, которая будет служить интеллектуальным и духовным центром всех евреев, разбросанных по миру. Ахад Гаам отделял этические идеи иудаизма от его теологической структуры. Продолжателем идей Ахад Гаама был немецко-еврейский философ Мартин Бубер. В отличие от Ахад Гаама, он опирался на религиозно-мистическую традицию, в частности хасидизма. Бубер считал, что главным компонентом в еврейской национальной идее является идея религиозно-социальная, включающая сотрудничество и братство всех людей и народов. Еще дальше в критике сионизма (см. Иудаизм и сионизм) зашел немецко-еврейский философ Г. Коген (1842-1918). Он полагал, что иудеи являются носителями всечеловеческого мессианского идеала и не могут поэтому быть привязаны к определенной территории и образовать отдельное государство.
В.Л. Вихнович