Иудейский модернизм - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ИУДЕЙСКИЙ МОДЕРНИЗМ – совокупность идей и учений, стремящихся к сочетанию европейского Просвещения с религиозной системой иудаизма. Ос­нователем И. м. может по праву считаться немецко-ев-рейский философ кон. 18 в. Моисей Мендельсон. Воспри­няв идеи современной ему европейской философии, он в своих трудах стремился преобразовать концеп­цию иудаизма, не признавая при этом ничего, что не могло быть проанализировано и удостоверено разумом. Сущность иудаизма он сводил к трем принципам: 1) су­ществование Бога; 2) Божий промысел; 3) бессмертие души. По его мнению, Священное Писание, дарованное иудеям на Синае, представляет собой не просто свод верований, а совокупность правовых предписаний, на­правленных на сохранение евреев в качестве этниче­ского сообщества для передачи Писания другим наро­дам. Вместе с тем Мендельсон активно боролся за эман­сипацию германских евреев и ратовал за отказ от идиша и переход на нем. язык. С этой целью он предпринял перевод Библии на нем. язык и написал комментарий к нему в духе современного рационализма. Развитие идей Мендельсона его последователями и учениками при­вело после Французской революции к созданию иуда­изма реформистского. Вместе с тем реформа поколеба­ла у большого числа евреев веру в традиции отцов и способствовала переходу многих из них в христиан­ство. Поэтому реформизм встретил решительную оп­позицию со стороны многих иудейских религиозных деятелей. Захария Френкель (1801-1875) стал основа­телем позитивно-исторического направления, отде­лившего веру от образа жизни. Иудейский закон и тра­диции рассматривались им только как коллективный опыт народа и поэтому могут свободно анализировать­ся и критиковаться. Другое оппозиционное реформиз­му направление возникло среди приверженцев иуда­изма традиционного, т. наз. «ортодоксов». В Венгрии главным идеологом борьбы с реформистами был рав­вин Моше Софер (1763-1839), а в Германии Шимон-Рафаэль Гирш (1808-1888). Гирш резко выступил про­тив как реформизма, так и позитивно-исторической школы, став основателем неортодоксального направ­ления иудаизма. Оно во многом аналогично иудаизму, сложившемуся в арабо-мусульманской Испании, в ко­тором приверженность традиции успешно сочеталась с творческой активностью в области науки и культуры. Гирш сумел сформировать во Франкфурте-на-Майне, где был раввином, образцовую религиозную общину своих последователей, ставшую примером для подоб­ных общин Германии и за ее пределами. В кон. 19 в. в США от реформистов откололись сторонники т. наз. иудаизма консервативного. Видным идеологом его был выдающийся ученый-гебраист Соломон Шехтер (1830-1915); благодаря ему это направление получило широ­кое распространение среди иудеев Америки. Консерва­торы занимают промежуточное положение между ор­тодоксами и реформистами и весьма близки по своим взглядам к позитивно-исторической школе 3. Френке­ля. Они разделяют веру в дарованное иудеям Богом Откровение, поддерживают надежду на возрождение древнего Израиля, а также сохраняют в молитве иврит. Вместе с тем в синагогах допускается ряд внешних ли­беральных предписаний реформизма. От консерва­торов отделилось направление реконструктивистов. Идеологом реконструктивизма является Мордехай Каплан (1881-1984), провозгласивший принцип: «Ев­рейская религия для еврейского народа, а не еврейский народ для еврейской религии». Реконструктивисты считают иудаизм цивилизацией, в которую наравне с религией входят язык, литература, право, искусство, т. е. религия низводится до уровня народной веры. Не­сколько иной модернизацией в иудаизме является ос­нованная Леопольдом Цунцем (1794-1886) «Wissenschaft der Judentums» («Еврейская наука», «Иудаика»). Целью этого направления является научный анализ истории и творческих достижений евреев, в т. ч., ко­нечно, и религии. Его последователями стали уроженцы Галиции (Зап. Украина – Вост. Польша), выдающиеся ученые Соломон-Иуда Рапопорт (1790-1867), Нахман Крохмаль (1785-1840) и уроженец Италии Шмуэль-Давид Луцатто (1800-1860). Первые два были типичными представителями галицийской Гаскалы (Просве­щения). По их мнению, иудаизм не может рассматри­ваться как отдельное явление культуры, изолирован­ное от культурного развития других народов. Каждый народ имеет свой национальный дух, иначе говоря, «своего собственного бога», который передает все национальные особенности этого народа. К тому же на­правлению принадлежал историк Г. Грец (1817-1891), написавший «Историю евреев» в 11 томах. Восточ­ноевропейские иудейские общины ответили на распро­странение идей Гаскалы созданием специальных учеб­ных религиозных учреждений (ешиботов), которые готовили раввинов ортодоксального направления. Осо­бое значение получило там изучение дисциплины, по­лучившей название мусар (мораль). Основоположни­ком этого направления был Ицхак Салантер (18101883). В противовес надвигавшемуся из Германии в Россию влиянию Гаскалы он открыл в Вильно (Виль­нюсе) в 1842 молельню, где собирались прихожане раз­ного социального положения, профессий и достатка и под руководством Салантера изучали по вечерам сочи­нения религиозно-нравственного характера. Ведущей идеей этого движения было совершенствование нрав­ственного облика евреев посредством воспитания. Важным направлением иудейского модернизма явля­ется также религиозный сионизм. Первоначально идеи политического сионизма поддержало только мень­шинство религиозных деятелей, образовавших движе­ние «Мизрахи» (аббревиатура слов «Мерказ рухани» – «Духовный центр») и выдвинувших лозунг: «Земля Из­раиля для народа Израиля по Закону Израиля». Самым выдающимся идеологом этого движения был главный раввин иудеев Палестины Авраам Кук (1868-1935). По его мнению, национальное движение даже в его свет­ской форме, по сути своей религиозно и порождено особым духом набожности. Он полагал, что в среде грешников и нарушителей традиций иудаизма родит­ся раскаяние и начнется возвращение к Богу, которое охватит впоследствии остальной мир. Однако идеи Кука, несмотря на его высокое положение, не встрети­ли общей поддержки иудаизма ортодоксального. С несколько иной т. зр. выступили идеологи «культур­ного сионизма», самым выдающимся представителем которых был Ашер Гинзбург (1886-1927), писавший под псевдонимом Ахад Гаам («Один из народа»). Он полагал, что на исторической родине иудаизма в Пале­стине надо основать не еврейское государство, а авто­номную общину, которая будет служить интеллекту­альным и духовным центром всех евреев, разбросан­ных по миру. Ахад Гаам отделял этические идеи иудаизма от его теологической структуры. Продолжа­телем идей Ахад Гаама был немецко-еврейский философ Мартин Бубер. В отличие от Ахад Гаама, он опирал­ся на религиозно-мистическую традицию, в частности хасидизма. Бубер считал, что главным компонентом в еврейской национальной идее является идея религиоз­но-социальная, включающая сотрудничество и братство всех людей и народов. Еще дальше в критике сионизма (см. Иудаизм и сионизм) зашел немецко-еврейский фи­лософ Г. Коген (1842-1918). Он полагал, что иудеи явля­ются носителями всечеловеческого мессианского идеа­ла и не могут поэтому быть привязаны к определенной территории и образовать отдельное государство.

В.Л. Вихнович