Иудейские священнослужители - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИУДЕЙСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ – особая группа лиц, занятых выполнением обязанностей, свя­занных с отправлением иудейского религиозного куль­та. В древности у иудеев одним из главных культовых действий были жертвоприношения, которые и поруча­лись И. с, именуемым когенами. Первоначально эти обязанности возлагались на первенцев всех колен (ро­дов) народа Израиля, но впоследствии после Исхода из Египта они перешли к потомкам колена Леви, к ко­торому принадлежали братья Моисей и Аарон. Позднее особое значение приобретает род Аарона, который, не­смотря на протесты части народа, приобретает первен­ствующее значение. Только аарониды обладают правом служить у жертвенника и получать за эту службу извест­ную долю жертвоприношений, а также налог от пло­дов земли, получаемых прихожанами. Остальные ле­виты должны были выполнять другие храмовые служ­бы. Прочим иудеям вход в святилище, где приносились жертвы, был вообще запрещен. В период единого цар­ства Давида и Соломона этот принцип не всегда со­блюдался, и нередко функции священников выполня­ли лица несвященнического рода, в частности сам Да­вид. После распада единого государства в северном царстве, Израиле, статус ааронидов не признавался, однако в южном, в столице Иерусалиме которого нахо­дился Храм, он, как правило, поддерживался. Особенно прочно он закрепился после реформ иудейского царя Иосии (639-609), когда все богослужение было сосре­доточено в Иерусалимском Храме. Именно тогда утве­рдилось первенствующее положение первосвященни­ка Цадока, совершавшего службу в Храме при царе Со­ломоне. Он признавался прямым потомком Аарона, и его должность передавалась по наследству. Предпола­галось, что первосвященник должен превосходить всех священников своими познаниями, физическими си­лами и мудростью. Только первосвященник мог совер­шать богослужение по своему желанию и большую часть времени проводил в Храме. Первосвященник должен быть женатым на непорочной девице, причем полигамия для него исключалась. Помимо обычного священнического одеяния, он носил особую одежду, богато украшенную золотом и драгоценными камня­ми, и особый головной убор, вроде тиары. Посвящение в первосвященники происходило посредством семи­кратного облачения в первосвященническую одежду в течение семи дней. Практиковалось также помазание елеем. После возвращения иудеев из Вавилонского плена и восстановления Храма положение и регламен­тация обязанностей ааронидов и левитов были окон­чательно закреплены. Первые отвечали за жертвопри­ношения, а вторые исполняли обязанности певцов, храмовой прислуги и стражей. Династические родословные записи И. с. велись и сохранялись весьма стро­го. Особые требования предъявлялись к женам И. с. Категорически исключался для И. с. брак с женщина­ми разведенными или происходящими от родителей, брак которых не признавался законным. Храмовые свя­щеннослужители не должны были иметь физических недостатков, список которых был тщательно разрабо­тан. При исполнении храмовых обязанностей И. с. не должны были употреблять вино, им запрещено было прикасаться к трупам. Колену Леви вообще не пола­гался земельный надел, и И. с. должны были жить толь­ко за счет доли от жертвоприношений. Кроме того, каж­дый иудей обязан был отдавать в пользу Храма первые плоды земледелия и скотоводства. Левитам также пре­доставлялась десятина всех доходов. Те, в свою очередь, отчисляли десятину от этого ааронидам. В конце эпо­хи Второго Храма количество священников достигало нескольких тысяч человек, разбитых на 24 смены, ко­торые по жребию делили храмовую службу. Поскольку Иерусалимский Храм был хранилищем государствен­ной казны и частных вкладов, то И. с. выполняли не только чисто священнические обязанности. Особое должностное лицо ведало службой охраны Храмовой горы. Другие назначенные из священников лица руко­водили началом и порядком жертвоприношений. За сохранностью храмовых сокровищ и утвари следили казначеи. Священники при исполнении своих обязан­ностей одевались в особые облачения из тонкого льна. Первоначально И. с. выполняли только религиозные функции. Однако под властью Персии в 6-4 вв. до н. э. первосвященники стали обладать и светской властью. Постепенно И. с. превращаются в особую аристократи­ческую касту, выразителями интересов и представле­ний которых были саддукеи. Однако массовое изуче­ние иудеями Закона привело со временем к появле­нию писцов и толкователей закона – фарисеев. Следствием этого стало снижение авторитета священ­ничества. Тому же способствовало вольное обращение с постом первосвященников во времена Хасмонеев, объявивших себя царями-первосвященниками. Во вре­мена правления Ирода и римлян должность первосвя­щенника просто продавалась. После Иудейской вой­ны и разрушения Иерусалимского Храма И. с. утрати­ли всякую реальную власть. Правда, до настоящего времени сохраняется традиция уважения к потомкам ааронидов и левитов. Поскольку предполагается, что по­томство передается по мужской линии, то аарониды но­сят определенные фамилии – Коган, Каган, Каганович, Кац, Каплан и т. д. Потомки левитов носят фамилии Леви, Левин, Левитан, Левинский и т. д. Уважение к ним выражается в том, что потомков ааронидов вызывают к субботнему чтению очередного раздела Торы в первую очередь, а потомков левитов во вторую очередь. При этом в ортодоксальных синагогах левиты омыва­ют руки потомкам когенов. Формально все они обяза­ны соблюдать древние запреты, в частности брачного характера. Современные раввины не тождественны И. с. древности. Они являются прежде всего учеными, авто­ритетными знатоками галахического и ритуального за­конодательства и осуществляют духовное руководство делами общины. Сообщество раввинов может образо­вать религиозный еврейский суд. Институт раввинов возник в Средние века и в разных странах в разные времена выполнял различные функции. В Европе На­полеон приравнял раввинов к христианским священ­никам. В Российской империи были предприняты по­пытки регламентировать избрание раввинов, но окон­чательно их правовое положение урегулировано не было. Жесткой духовной иерархии в иудаизме, подоб­но католицизму или православию, не существует. Ор­тодоксальные иудеи верят, что после прихода Мессии будет восстановлено богослужение во вновь возрож­денном Иерусалимском Храме и тогда будут вновь во­стребованы И. с.

В.Л. Вихнович