Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДЕЙСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ – особая группа лиц, занятых выполнением обязанностей, связанных с отправлением иудейского религиозного культа. В древности у иудеев одним из главных культовых действий были жертвоприношения, которые и поручались И. с, именуемым когенами. Первоначально эти обязанности возлагались на первенцев всех колен (родов) народа Израиля, но впоследствии после Исхода из Египта они перешли к потомкам колена Леви, к которому принадлежали братья Моисей и Аарон. Позднее особое значение приобретает род Аарона, который, несмотря на протесты части народа, приобретает первенствующее значение. Только аарониды обладают правом служить у жертвенника и получать за эту службу известную долю жертвоприношений, а также налог от плодов земли, получаемых прихожанами. Остальные левиты должны были выполнять другие храмовые службы. Прочим иудеям вход в святилище, где приносились жертвы, был вообще запрещен. В период единого царства Давида и Соломона этот принцип не всегда соблюдался, и нередко функции священников выполняли лица несвященнического рода, в частности сам Давид. После распада единого государства в северном царстве, Израиле, статус ааронидов не признавался, однако в южном, в столице Иерусалиме которого находился Храм, он, как правило, поддерживался. Особенно прочно он закрепился после реформ иудейского царя Иосии (639-609), когда все богослужение было сосредоточено в Иерусалимском Храме. Именно тогда утвердилось первенствующее положение первосвященника Цадока, совершавшего службу в Храме при царе Соломоне. Он признавался прямым потомком Аарона, и его должность передавалась по наследству. Предполагалось, что первосвященник должен превосходить всех священников своими познаниями, физическими силами и мудростью. Только первосвященник мог совершать богослужение по своему желанию и большую часть времени проводил в Храме. Первосвященник должен быть женатым на непорочной девице, причем полигамия для него исключалась. Помимо обычного священнического одеяния, он носил особую одежду, богато украшенную золотом и драгоценными камнями, и особый головной убор, вроде тиары. Посвящение в первосвященники происходило посредством семикратного облачения в первосвященническую одежду в течение семи дней. Практиковалось также помазание елеем. После возвращения иудеев из Вавилонского плена и восстановления Храма положение и регламентация обязанностей ааронидов и левитов были окончательно закреплены. Первые отвечали за жертвоприношения, а вторые исполняли обязанности певцов, храмовой прислуги и стражей. Династические родословные записи И. с. велись и сохранялись весьма строго. Особые требования предъявлялись к женам И. с. Категорически исключался для И. с. брак с женщинами разведенными или происходящими от родителей, брак которых не признавался законным. Храмовые священнослужители не должны были иметь физических недостатков, список которых был тщательно разработан. При исполнении храмовых обязанностей И. с. не должны были употреблять вино, им запрещено было прикасаться к трупам. Колену Леви вообще не полагался земельный надел, и И. с. должны были жить только за счет доли от жертвоприношений. Кроме того, каждый иудей обязан был отдавать в пользу Храма первые плоды земледелия и скотоводства. Левитам также предоставлялась десятина всех доходов. Те, в свою очередь, отчисляли десятину от этого ааронидам. В конце эпохи Второго Храма количество священников достигало нескольких тысяч человек, разбитых на 24 смены, которые по жребию делили храмовую службу. Поскольку Иерусалимский Храм был хранилищем государственной казны и частных вкладов, то И. с. выполняли не только чисто священнические обязанности. Особое должностное лицо ведало службой охраны Храмовой горы. Другие назначенные из священников лица руководили началом и порядком жертвоприношений. За сохранностью храмовых сокровищ и утвари следили казначеи. Священники при исполнении своих обязанностей одевались в особые облачения из тонкого льна. Первоначально И. с. выполняли только религиозные функции. Однако под властью Персии в 6-4 вв. до н. э. первосвященники стали обладать и светской властью. Постепенно И. с. превращаются в особую аристократическую касту, выразителями интересов и представлений которых были саддукеи. Однако массовое изучение иудеями Закона привело со временем к появлению писцов и толкователей закона – фарисеев. Следствием этого стало снижение авторитета священничества. Тому же способствовало вольное обращение с постом первосвященников во времена Хасмонеев, объявивших себя царями-первосвященниками. Во времена правления Ирода и римлян должность первосвященника просто продавалась. После Иудейской войны и разрушения Иерусалимского Храма И. с. утратили всякую реальную власть. Правда, до настоящего времени сохраняется традиция уважения к потомкам ааронидов и левитов. Поскольку предполагается, что потомство передается по мужской линии, то аарониды носят определенные фамилии – Коган, Каган, Каганович, Кац, Каплан и т. д. Потомки левитов носят фамилии Леви, Левин, Левитан, Левинский и т. д. Уважение к ним выражается в том, что потомков ааронидов вызывают к субботнему чтению очередного раздела Торы в первую очередь, а потомков левитов во вторую очередь. При этом в ортодоксальных синагогах левиты омывают руки потомкам когенов. Формально все они обязаны соблюдать древние запреты, в частности брачного характера. Современные раввины не тождественны И. с. древности. Они являются прежде всего учеными, авторитетными знатоками галахического и ритуального законодательства и осуществляют духовное руководство делами общины. Сообщество раввинов может образовать религиозный еврейский суд. Институт раввинов возник в Средние века и в разных странах в разные времена выполнял различные функции. В Европе Наполеон приравнял раввинов к христианским священникам. В Российской империи были предприняты попытки регламентировать избрание раввинов, но окончательно их правовое положение урегулировано не было. Жесткой духовной иерархии в иудаизме, подобно католицизму или православию, не существует. Ортодоксальные иудеи верят, что после прихода Мессии будет восстановлено богослужение во вновь возрожденном Иерусалимском Храме и тогда будут вновь востребованы И. с.
В.Л. Вихнович