Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ – особые дни, отмечаемые по определенному ритуалу верующими иудеями. Последовательность иудейских праздников связана с еврейским календарем. Согласно этому календарю, обычный (невисокосный) еврейский год насчитывает 354 дня, объединенных в 12 месяцев по 29 и 30 дней. Этот календарь имеет 19-летний цикл: к 7 годам из 19 добавляется еще один месяц. Условно можно разбить месяцы на времена года: осень – месяцы тиш-рей, хешван, кислев; зима – тевет, шват, адар; весна – нисан, ияр, сиван; лето – тамуз, ав, элул. Все иудейские праздники начинаются с захода Солнца предыдущего дня. Тесно увязаны с календарем и правила кошерной (разрешенной для иудеев) пищи. Большинство еврейских праздников связано с событиями еврейской истории. Суббота (Шаббат), по преданию, установлена самим Господом в память о шести днях творения, после которых он почил от всех дел и освятил день седьмой. Считается, что в этот день все труды должны быть отставлены. Под работой понимается создание или переделка какого-либо предмета. В Мишне (см. Талмуд) перечисляются 39 запретных работ. Это радостный семейный праздник, сопровождаемый особыми молитвами и обрядами. Суббота начинается зажиганием свечей, что обычно производится женщинами. Затем отец благословляет детей. Даже самые бедные семьи стараются организовать праздничный стол. Как правило, на субботнем столе имеются две халы – большие пышные белые булки в знак двойной порции манны, полученной иудеями при Исходе из Египта. Традиционное приветствие между иудеями в субботу – «Шаббат шалом!» («Мирной субботы!»). Рош-Гашана (Новый год) – 1-2 число месяца тишрей еврейского календаря (сент.-окт.). Сущность его – этическое и религиозное переосмысление жизни и подготовка к Новому году. Каждый день в синагоге трубят сто раз в шофар (рог барана). Молитва длится с утра до 14 ч. Считается, что в 10 дней до Йом-Киппура Бог определяет, кто в следующий год будет жить, а кто умрет. Молитвы могут повлиять на его выбор. День нерабочий. Йом-Киппур (10 тишрея) – День искупления и всепрощения. Соблюдается строгий пост, который начинается за час до праздника и длится 25 часов, причем нельзя даже пить. Исключение делается для больных и беременных женщин. Нельзя купаться, носить кожаную обувь, супругам вступать в интимные отношения. В молитве «Кол нидрей» («Все клятвы») верующие просят Бога простить им невыполненные клятвы и дать милость на будущий год. Молитва длится весь день. День нерабочий. Суккот (праздник Кущей) наступает через неделю после Йом-Киппура и продолжается 8 дней. Верующие строят шалаши (кущи, евр. – сукка) в память о временных жилищах, в которых жили евреи во время Исхода из Египта. Праздник очень веселый, сопровождается особыми обрядами, исторически связан с окончанием сбора урожая. Читаются особые молитвы, во время которых надо держать в руках четыре растения: три связанные вместе ветви пальмы, ивы и мирта, а также этрог (цитрусовый плод). Нерабочими являются первый и восьмой дни. Симхат-Гора (Радость Торы) – 23 тишрея. В этот день заканчивается годовой цикл чтения Торы. Радостный праздник, посвященный приверженности иудеев Торе. Свиток Торы вынимается из хранилища и торжественно проносится по кругу при общем выражении радости. Тут же начинается новый цикл чтения. Ханука – 25 кислева (нояб.-дек.). Установлен в честь освобождения Иерусалимского Храма в 164 до н. э. По преданию, в Храме оказалось священного масла только на один день. Однако случилось чудо, и масла хватило на 8 дней. В память этого события праздник продолжается 8 дней, в каждый из которых зажигается дополнительно одна свеча в восьмисвечнике (ханукии). Этот праздник в Торе не указан, поэтому приверженцы неталмудического иудаизма – караимы – его не празднуют. Пурим – 14 адара (февр.-март). Посвящен спасению евреев Персидской империи от коварных замыслов Гамана, фаворита персидского царя. В синагоге читается Книга Эстер. В этот день часто инсценируются эпизоды из Книги Эстер. На Пурим полагается дарить подарки друзьям и оказывать благотворительность всем, даже явным попрошайкам. Песах (Пасха) – 15-22 нисана (март-апр.), в Израиле на один день меньше. Посвящен событиям Исхода евреев из Египта под водительством Моисея. После отказа фараона отпустить евреев, Бог подверг страну 10 казням. Во время самой страшной десятой, когда ангел смерти поражал первенцев, жилища евреев он миновал (евр. пасах – миновать). Праздник длится 8 дней. Первые два вечера (в Израиле – только один вечер) на пасхальной праздничной трапезе (седере) читается Пасхальная Агада, где рассказывается об истории Исхода из Египта. В этот период евреи едят только пресные лепешки (мацу) вместо хлеба и вообще изделий из дрожжевого теста, запрещены даже спиртные напитки из ферментированного зерна. Первый и восьмой день нерабочие. Заканчивается праздник пением «Лешана хабаа беиру-шалаим» («Следующий год в Иерусалиме»). Шавуот (недели) – 6-7 сивана (май-июнь), в Израиле – 1 день. Праздник дарования Торы. От второго дня Пе-саха до Шавуота проходит 50 дней. Согласно Талмуду, Бог даровал Моисею 10 заповедей в первую ночь Шавуот. Этот день посвящается исключительно изучению Священного Писания, разделов Талмуда и других священных текстов, собранных в особый сборник «Ти-кун». Рекомендуется в этот день есть только молочную пищу. Тиша бэ-Ав – 9 ава (июль-авг.), печальный день траура. В этот день были разрушены вавилонянами Первый Храм (586 до н. э.) и римлянами Второй Храм, а также произошло изгнание евреев из Испании. Соблюдается самый строгий пост от одного вечера до другого, причем нельзя даже пить. Исключение делается для больных и беременных женщин. Вдобавок нельзя купаться, носить кожаную обувь, применять духи и косметику, вступать в интимную близость. Это день поминовения умерших родственников и посещения кладбищ. В синагогах читается «Плач Иеремии». В этот день верующим полагается сидеть на полу и не следует приветствовать друг друга. Согласно преданию, в этот день родится Мессия. Имеются и менее значимые праздники: Новолуния, Новый год деревьев, 17 тамуза и др. Хасиды в декабре отмечают праздник «Новый год хасидизма», возникший в связи с освобождением из Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге основателя движения Хабад Шнеура-Залмана. Все праздники сопровождаются особыми, веками выработанными обрядами, ритуалами и молитвами.
В.Л. Вихнович