Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ИУДЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ – особые дни, отмечае­мые по определенному ритуалу верующими иудеями. Последовательность иудейских праздников связана с еврейским календарем. Согласно этому календарю, обычный (невисокосный) еврейский год насчитывает 354 дня, объединенных в 12 месяцев по 29 и 30 дней. Этот календарь имеет 19-летний цикл: к 7 годам из 19 добавляется еще один месяц. Условно можно раз­бить месяцы на времена года: осень – месяцы тиш-рей, хешван, кислев; зима – тевет, шват, адар; весна – нисан, ияр, сиван; лето – тамуз, ав, элул. Все иудейские праздники начинаются с захода Солнца предыдущего дня. Тесно увязаны с календарем и правила кошерной (разрешенной для иудеев) пищи. Большинство еврей­ских праздников связано с событиями еврейской ис­тории. Суббота (Шаббат), по преданию, установлена самим Господом в память о шести днях творения, пос­ле которых он почил от всех дел и освятил день седь­мой. Считается, что в этот день все труды должны быть отставлены. Под работой понимается создание или пе­ределка какого-либо предмета. В Мишне (см. Талмуд) перечисляются 39 запретных работ. Это радостный се­мейный праздник, сопровождаемый особыми молит­вами и обрядами. Суббота начинается зажиганием све­чей, что обычно производится женщинами. Затем отец благословляет детей. Даже самые бедные семьи стара­ются организовать праздничный стол. Как правило, на субботнем столе имеются две халы – большие пыш­ные белые булки в знак двойной порции манны, полу­ченной иудеями при Исходе из Египта. Традиционное приветствие между иудеями в субботу – «Шаббат ша­лом!» («Мирной субботы!»). Рош-Гашана (Новый год) – 1-2 число месяца тишрей еврейского календа­ря (сент.-окт.). Сущность его – этическое и религи­озное переосмысление жизни и подготовка к Новому году. Каждый день в синагоге трубят сто раз в шофар (рог барана). Молитва длится с утра до 14 ч. Считается, что в 10 дней до Йом-Киппура Бог определяет, кто в следующий год будет жить, а кто умрет. Молитвы мо­гут повлиять на его выбор. День нерабочий. Йом-Киппур (10 тишрея) – День искупления и всепрощения. Соблюдается строгий пост, который начинается за час до праздника и длится 25 часов, причем нельзя даже пить. Исключение делается для больных и беремен­ных женщин. Нельзя купаться, носить кожаную обувь, супругам вступать в интимные отношения. В молитве «Кол нидрей» («Все клятвы») верующие просят Бога простить им невыполненные клятвы и дать милость на будущий год. Молитва длится весь день. День нера­бочий. Суккот (праздник Кущей) наступает через не­делю после Йом-Киппура и продолжается 8 дней. Ве­рующие строят шалаши (кущи, евр. – сукка) в память о временных жилищах, в которых жили евреи во вре­мя Исхода из Египта. Праздник очень веселый, сопро­вождается особыми обрядами, исторически связан с окончанием сбора урожая. Читаются особые молитвы, во время которых надо держать в руках четыре расте­ния: три связанные вместе ветви пальмы, ивы и мирта, а также этрог (цитрусовый плод). Нерабочими явля­ются первый и восьмой дни. Симхат-Гора (Радость Торы) – 23 тишрея. В этот день заканчивается годо­вой цикл чтения Торы. Радостный праздник, посвя­щенный приверженности иудеев Торе. Свиток Торы вынимается из хранилища и торжественно проносит­ся по кругу при общем выражении радости. Тут же на­чинается новый цикл чтения. Ханука – 25 кислева (нояб.-дек.). Установлен в честь освобождения Иеруса­лимского Храма в 164 до н. э. По преданию, в Храме ока­залось священного масла только на один день. Однако случилось чудо, и масла хватило на 8 дней. В память это­го события праздник продолжается 8 дней, в каждый из которых зажигается дополнительно одна свеча в восьмисвечнике (ханукии). Этот праздник в Торе не ука­зан, поэтому приверженцы неталмудического иудаиз­ма – караимы – его не празднуют. Пурим – 14 адара (февр.-март). Посвящен спасению евреев Персидской империи от коварных замыслов Гамана, фаворита персидского царя. В синагоге читается Книга Эстер. В этот день часто инсценируются эпизоды из Книги Эстер. На Пурим полагается дарить подарки друзьям и оказывать благотворительность всем, даже явным по­прошайкам. Песах (Пасха) – 15-22 нисана (март-апр.), в Израиле на один день меньше. Посвящен со­бытиям Исхода евреев из Египта под водительством Моисея. После отказа фараона отпустить евреев, Бог подверг страну 10 казням. Во время самой страшной десятой, когда ангел смерти поражал первенцев, жи­лища евреев он миновал (евр. пасах – миновать). Праздник длится 8 дней. Первые два вечера (в Изра­иле – только один вечер) на пасхальной празднич­ной трапезе (седере) читается Пасхальная Агада, где рассказывается об истории Исхода из Египта. В этот период евреи едят только пресные лепешки (мацу) вместо хлеба и вообще изделий из дрожжевого теста, запрещены даже спиртные напитки из ферментиро­ванного зерна. Первый и восьмой день нерабочие. За­канчивается праздник пением «Лешана хабаа беиру-шалаим» («Следующий год в Иерусалиме»). Шавуот (недели) – 6-7 сивана (май-июнь), в Израиле – 1 день. Праздник дарования Торы. От второго дня Пе-саха до Шавуота проходит 50 дней. Согласно Талмуду, Бог даровал Моисею 10 заповедей в первую ночь Ша­вуот. Этот день посвящается исключительно изуче­нию Священного Писания, разделов Талмуда и других священных текстов, собранных в особый сборник «Ти-кун». Рекомендуется в этот день есть только молоч­ную пищу. Тиша бэ-Ав – 9 ава (июль-авг.), печаль­ный день траура. В этот день были разрушены вави­лонянами Первый Храм (586 до н. э.) и римлянами Второй Храм, а также произошло изгнание евреев из Испании. Соблюдается самый строгий пост от одного вечера до другого, причем нельзя даже пить. Исклю­чение делается для больных и беременных женщин. Вдобавок нельзя купаться, носить кожаную обувь, применять духи и косметику, вступать в интимную близость. Это день поминовения умерших родствен­ников и посещения кладбищ. В синагогах читается «Плач Иеремии». В этот день верующим полагается сидеть на полу и не следует приветствовать друг дру­га. Согласно преданию, в этот день родится Мессия. Имеются и менее значимые праздники: Новолуния, Новый год деревьев, 17 тамуза и др. Хасиды в декабре отмечают праздник «Новый год хасидизма», возник­ший в связи с освобождением из Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге основателя движения Хабад Шнеура-Залмана. Все праздники сопровожда­ются особыми, веками выработанными обрядами, ри­туалами и молитвами.

В.Л. Вихнович

Rambler's Top100
Hosted by uCoz