Иудейские обряды - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ИУДЕЙСКИЕ ОБРЯДЫ – действия и ритуалы, обя­зательные для иудея в течение всей жизни – от рож­дения до смерти. Иудейская традиция предписывает соблюдение 613 заповедей, из которых 248 (по числу костей человека) разрешающих и 365 (по числу дней в году) запрещающих. Большая часть регламентирует служение в Храме, а также различные действия, свя­занные с Храмом и землей Израиля. Молитва в иудаиз­ме – мост между человеком и Богом. Считается, что иудей в идеале каждый свой шаг с момента пробужде­ния должен сопровождать восхвалениями Божьей ми­лости. Это дополняется формальными богослужения­ми, которые предпочтительно совершать в синагоге. Во время молитвы надевают специальное молитвен­ное покрывало, талес и тфиллин – две маленькие коробочки, внутри которых содержатся тексты из Биб­лии. С помощью ремешков их прикрепляют особым образом ко лбу и к левой руке. Молитвы читаются на еврейском, но разрешается использовать и другие язы­ки, понятные молящемуся. Тексты молитв канониче­ские и содержатся в соответствующих сборниках. Наи­более частая – «Шма Исраэль...» («Слушай Изра­иль...»). Для женщин молитвы менее обязательны. Также используются: мезуза – специальная коробоч­ка, размещаемая на косяке входных дверей еврейских домов, в которой находится маленький свиток с тек­стом из Пятикнижия; миква – специальный бассейн для ритуальных омовений с целью религиозного очи­щения женщины, а также всех обращающихся в иуда­изм. Шестиугольная звезда («щит царя Давида», евр. «маген Давид») не упоминается в талмудической лите­ратуре. В качестве эмблемы иудаизма и еврейских орга­низаций этот знак закрепился только в 19 в. С древ­нейших времен как символ иудаизма использовался семисвечник (евр. – менора). Особое место в иудаиз­ме занимают весьма изощренные правила кошерной пищи. Согласно ним можно есть только мясо парно­копытных животных, отрыгивающих жвачку. Самые обычные из них – коровы и овцы. Особенно запрет­ным традиционно является мясо свиньи. Однако даже те животные, мясо которых разрешено есть, должны забиваться по определенному ритуалу особым специа­листом – шойхетом (резником). Запрещено есть мясо убитых на охоте животных. Категорически запрещено употребление крови убитых животных. Из рыб разре­шены только имеющие чешую и плавники. Запреще­ны все виды моллюсков и ракообразных. Птиц можно есть только домашних – кур, индеек, гусей, уток. За­прещено готовить совместно молоко и мясо, поэтому в домах верующих имеются два набора посуды – для мясного и для молочного. Между употреблением мяс­ного и молочного блюда должен соблюдаться опреде­ленный перерыв. Обряды жизненного цикла начина­ются с обрезания младенцев мужского пола. Оно про­изводится на восьмой день жизни и символизирует знак особого союза с Богом. Одновременно происхо­дит наречение имени. Имя девочкам дается в синагоге при чтении Торы, предпочтительно в субботу. Соглас­но Торе, первый мальчик (первенец) посвящался Богу, однако на 31-й день жизни он может быть выкуплен. Бар-мицва (Сын заповеди), совершеннолетие мальчи­ка, согласно еврейской традиции, наступает в 13 лет. После этого на него возлагаются молитвенные ремни (тфиллин), и в субботу, следующую после дня его рож­дения по еврейскому календарю, в синагоге его призы­вают к чтению Торы. Для верующих бар-мицва – край­не важное событие в жизни: после него 13-летнего мальчика засчитывают как взрослого при образовании молитвенного кворума (миньяна), состоящего из 10 мужчин. Сравнительно недавно был введен подобный обряд и для девочек (бат-мицва – дочь заповеди), до­стигших возраста 12 лет. Свадьба совершается под боль­шим балдахином (хула). Раввин произносит благосло­вения. Жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты и произносит фразу на евр. язы­ке: «Ты этим кольцом посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля». В заключение раввин зачитывает брачный контракт (кетуба). В кетубе муж обязуется обеспечивать жену пищей, одеждой и всем необходи­мым и жить с ней как муж в соответствии с общим обычаем. Оговариваются и финансовые обязательства мужа в случае смерти или развода. В завершение риту­ала разбивают бокал из-под вина, выпитого за счастье молодых. Существует толкование, что это служит на­поминанием о разрушении Храма, о котором не надо забывать даже в радости. Имеются подробные настав­ления и законы семейной чистоты и ритуальных омо­вений женщин. Развод считается в иудаизме большим несчастьем. Причины его могут быть разнообразны, но кетуба защищает права женщин. В случае неизбежно­сти развода мужем или его представителем составля­ется по определенным правилам разводное письмо (гет). После его вручения с соблюдением соответству­ющего ритуала жене раввин сообщает ей, что она сно­ва может выйти замуж через 90 дней. По религиозному закону, женщина, вышедшая замуж без получения раз­водного письма, считается прелюбодейкой, а ее дети от этого брака – незаконнорожденными. С другой сто­роны, считается крайне аморальным отказывать жене в разводе, если она на этом настаивает на законных ос­нованиях. Похороны умершего, согласно традиции, осуществляет особое похоронное общество «Хевра кадиша» (по-арамейски «Святое товарищество»). Его чле­ны осуществляют ритуальное омовение тела умерше­го, покрывают его простым белым саваном. Простой неукрашенный гроб (в древности его вообще не было) символизирует равенство всех перед лицом смерти. Ри­туал погребения завершается чтением молитвы на ара­мейском языке «Кадиш», прославляющей имя Бога. После похорон родные покойного семь дней не выхо­дят из дома, сидят на полу, отказавшись от привычных занятий. В синагоге три раза в день читается молитва «Кадиш». Чтение молитвы продолжается в течение года. Годовщина смерти по еврейскому календарю от­мечается особым ритуалом «Йорцайт». Накануне вече­ром зажигается свеча, которая должна гореть 24 часа. Три раза в день читается молитва «Кадиш». Четыре раза в год – в Йом Киппур, в последние дни праздников Песах, Суккот, Шавуот – совершается служба «Изкор», когда поминают умерших близких. Обращение в иуда­изм в принципе возможно, но в соответствии с прави­лами традиционного иудаизма представляет собой сложную процедуру. Нужно доказать отсутствие каких-то личных интересов, кроме духовных устремлений. В этом смысле желание заключить брачный союз с ев­реем или еврейкой является негативным фактором. Необходимо показать знание иудейских религиозных законов и желание их соблюдать. Затем обратившиеся совершают ритуальное омовение в микве, а мужчины также обряд обрезания. После обращения прозелиты считаются потомками патриархов наряду с природны­ми евреями, и категорически запрещается напоминать им об их нееврейском происхождении. Хотя сегодня прозелитизм в иудаизме не поощряется, в древности он принимал иногда весьма широкий характер. С другой стороны, в традиционном иудаизме принад­лежность к еврейству признается только по материн­ской линии, независимо от происхождения и вероис­поведания отца. Вероотступник рассматривается как заблудший сын народа Израиля, которому всегда от­крыт путь для раскаяния и возвращения к прежней святыне. В иудаизме реформистском все формально­сти и запреты облегчены, а некоторые полностью от­менены.

В.Я. Вихнович