Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДЕЙСКИЕ ОБРЯДЫ –
действия и ритуалы, обязательные для иудея в течение всей жизни – от рождения
до смерти. Иудейская традиция предписывает соблюдение 613 заповедей, из которых
248 (по числу костей человека) разрешающих и 365 (по числу дней в году)
запрещающих. Большая часть регламентирует служение в Храме, а также
различные действия, связанные с Храмом и землей Израиля. Молитва в иудаизме
– мост между человеком и Богом. Считается, что иудей в идеале каждый
свой шаг с момента пробуждения должен сопровождать восхвалениями Божьей милости.
Это дополняется формальными богослужениями, которые предпочтительно совершать
в синагоге. Во время молитвы надевают специальное молитвенное покрывало, талес
и тфиллин – две маленькие коробочки, внутри которых
содержатся тексты из Библии. С помощью ремешков их прикрепляют особым
образом ко лбу и к левой руке. Молитвы читаются на еврейском,
но разрешается использовать и другие языки, понятные молящемуся. Тексты молитв
канонические и содержатся в соответствующих сборниках. Наиболее частая – «Шма Исраэль...» («Слушай Израиль...»).
Для женщин молитвы менее обязательны. Также используются: мезуза – специальная коробочка, размещаемая на косяке
входных дверей еврейских домов, в которой находится маленький свиток с текстом
из Пятикнижия; миква –
специальный бассейн для ритуальных омовений с целью религиозного очищения
женщины, а также всех обращающихся в иудаизм. Шестиугольная звезда
(«щит царя Давида», евр. «маген
Давид») не упоминается в талмудической литературе. В качестве эмблемы иудаизма
и еврейских организаций этот знак закрепился только в 19 в.
С древнейших времен как символ иудаизма использовался
семисвечник (евр. – менора). Особое место в иудаизме занимают весьма изощренные
правила кошерной пищи. Согласно ним можно есть только
мясо парнокопытных животных, отрыгивающих жвачку.
Самые обычные из них – коровы и овцы. Особенно запретным традиционно является
мясо свиньи. Однако даже те животные, мясо которых разрешено есть, должны
забиваться по определенному ритуалу особым специалистом – шойхетом
(резником). Запрещено есть мясо убитых на охоте
животных. Категорически запрещено употребление крови убитых животных. Из рыб
разрешены только имеющие чешую и плавники. Запрещены все виды моллюсков и
ракообразных. Птиц можно есть только домашних – кур, индеек, гусей, уток. Запрещено
готовить совместно молоко и мясо, поэтому в домах верующих имеются два набора
посуды – для мясного и для молочного. Между
употреблением мясного и молочного блюда должен соблюдаться определенный
перерыв. Обряды жизненного цикла начинаются с обрезания младенцев мужского
пола. Оно производится на восьмой день жизни и символизирует знак особого
союза с Богом. Одновременно происходит наречение имени. Имя девочкам дается в
синагоге при чтении Торы, предпочтительно в субботу. Согласно Торе,
первый мальчик (первенец) посвящался Богу, однако на 31-й день жизни он может
быть выкуплен. Бар-мицва (Сын заповеди), совершеннолетие
мальчика, согласно еврейской традиции, наступает в 13 лет. После этого на него
возлагаются молитвенные ремни (тфиллин), и в субботу,
следующую после дня его рождения по еврейскому календарю, в синагоге его призывают
к чтению Торы. Для верующих бар-мицва – крайне
важное событие в жизни: после него 13-летнего мальчика засчитывают как
взрослого при образовании молитвенного кворума (миньяна),
состоящего из 10 мужчин. Сравнительно недавно был введен подобный обряд и для
девочек (бат-мицва – дочь заповеди), достигших
возраста 12 лет. Свадьба совершается под большим балдахином (хула). Раввин
произносит благословения. Жених надевает кольцо на указательный палец правой
руки невесты и произносит фразу на евр. языке: «Ты
этим кольцом посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля». В заключение раввин
зачитывает брачный контракт (кетуба). В кетубе муж обязуется обеспечивать жену пищей, одеждой и
всем необходимым и жить с ней как муж в соответствии с общим обычаем.
Оговариваются и финансовые обязательства мужа в случае смерти или развода. В
завершение ритуала разбивают бокал из-под вина, выпитого за счастье молодых.
Существует толкование, что это служит напоминанием о разрушении Храма, о
котором не надо забывать даже в радости. Имеются подробные наставления и
законы семейной чистоты и ритуальных омовений женщин. Развод считается в
иудаизме большим несчастьем. Причины его могут быть разнообразны, но кетуба защищает права женщин. В случае неизбежности
развода мужем или его представителем составляется по определенным правилам разводное
письмо (гет). После его вручения с соблюдением
соответствующего ритуала жене раввин сообщает ей, что она снова может выйти
замуж через 90 дней. По религиозному закону, женщина, вышедшая замуж без
получения разводного письма, считается прелюбодейкой, а ее дети от этого брака
– незаконнорожденными. С другой стороны, считается крайне аморальным
отказывать жене в разводе, если она на этом настаивает на законных основаниях.
Похороны умершего, согласно традиции, осуществляет
особое похоронное общество «Хевра кадиша»
(по-арамейски «Святое товарищество»). Его члены
осуществляют ритуальное омовение тела умершего, покрывают его простым белым
саваном. Простой неукрашенный гроб (в древности его
вообще не было) символизирует равенство всех перед лицом смерти. Ритуал
погребения завершается чтением молитвы на арамейском языке «Кадиш», прославляющей имя Бога. После похорон родные
покойного семь дней не выходят из дома, сидят на полу, отказавшись от
привычных занятий. В синагоге три раза в день читается молитва «Кадиш». Чтение молитвы продолжается в течение года. Годовщина
смерти по еврейскому календарю отмечается особым ритуалом «Йорцайт».
Накануне вечером зажигается свеча, которая должна гореть 24 часа. Три раза в
день читается молитва «Кадиш». Четыре раза в год – в Йом Киппур, в последние дни
праздников Песах, Суккот, Шавуот – совершается служба «Изкор»,
когда поминают умерших близких. Обращение в иудаизм в принципе возможно, но в
соответствии с правилами традиционного иудаизма представляет собой сложную
процедуру. Нужно доказать отсутствие каких-то личных интересов, кроме духовных
устремлений. В этом смысле желание заключить брачный союз с евреем или
еврейкой является негативным фактором. Необходимо показать знание иудейских религиозных законов и желание их соблюдать.
Затем обратившиеся совершают ритуальное омовение в микве,
а мужчины также обряд обрезания. После обращения прозелиты считаются потомками
патриархов наряду с природными евреями, и категорически запрещается напоминать
им об их нееврейском происхождении. Хотя сегодня прозелитизм в иудаизме
не поощряется, в древности он принимал иногда весьма широкий характер. С другой
стороны, в традиционном иудаизме принадлежность к еврейству признается только
по материнской линии, независимо от происхождения и вероисповедания отца.
Вероотступник рассматривается как заблудший сын
народа Израиля, которому всегда открыт путь для раскаяния и возвращения к
прежней святыне. В иудаизме реформистском все формальности и запреты
облегчены, а некоторые полностью отменены.
В.Я. Вихнович