Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДЕЙСКАЯ ЭТИКА – совокупность представлений иудаизма о нравственном поведении человека на основе ценностей Священного Писания, как Письменного {Танах), так и Устного {Талмуд). Вопросы нравственности являются стержневыми в иудаизме, поскольку, как сказано в Писании, человек был создан по образу и подобию Бога и, следовательно, должен в своей деятельности быть подобным ему. Это должно выражаться в следовании божественному нравственному закону и постоянном стремлении к добру. Согласно традиции, для распространения этой идеи среди всего человечества Бог заключил с патриархом Авраамом и его потомством особый союз. В более конкретной и полной форме этот союз был закреплен дарованием десяти заповедей всем сынам Израиля на горе Синай. Причем подчеркивается, что свидетелем акта дарования были не только Моисей и другие вожди, но весь народ полностью. Провозглашенная богоизбранность иудеев, через которых Бог дал миру универсальный закон справедливости и нравственности, понимается лишь в религиозном смысле. Сочетание национального и универсального нашло свое отражение и в самом тексте заповедей. Национальное отражено в первой заповеди, гласящей: «Я Бог твой, который вывел тебя из Земли Египетской». Последующие предписания – монотеизм, почитание родителей, уважение чужой собственности, жизни другого человека, порицание разврата, злословия и жадности – носят универсальный характер. Еще более подчеркивается универсальность Синайского Откровения заповедью почитания субботы, причем субботний отдых распространяется на иудеев, их слут-неиудеев и даже на домашний скот. В дальнейшем для достижения благости иудеям было предписано соблюдать 613 заповедей, в то время как неиудеям достаточно придерживаться только семи заповедей, данных Ною, т. е. избегать: 1) идолопоклонства; 2) разврата и прелюбодеяния; 3) кровопролития; 4) поругания имени Божьего; 5) несправедливости и беззакония; 6) грабежа; 7) жестоких, бесчеловечных поступков, в т. ч. плохого обращения с животными. Вообще, вопросам нравственности иудаизм придает гораздо большее значение, чем проблемам догматики или ритуала. Достаточно ясно это выражено в поучении о сущности иудаизма, данном великим иудейским законоучителем Гиллелем (1 в. до н. э. – 1в. н. э) язычнику: «Не делай ближнему того, что не желаешь, чтобы делали тебе. Все остальное есть толкование». Этому этическому принципу подчинена и социальная доктрина иудаизма. Ее основа заключается в понимании того, что все земные блага и собственность являются не личным владением, а имуществом, доверенным их владельцу Всевышним в управление и хранение. Поэтому нельзя использовать стесненные обстоятельства другого для личного обогащения. Даже раб в соответствии со Священным Писанием никогда не считался полной собственностью хозяина. Нанесение какого-либо физического ущерба рабу или рабыне влекло за собой их освобождение. Более того, беглого раба нельзя было возвращать прежнему хозяину. Вообще надо отметить, что, согласно Торе, все люди – царь, свободный подданный, раб, пришелец – равны перед нравственным законом Бога и отличаются только своими социальными функциями. В иудаизме постоянно подчеркивается, что поскольку Бог любит всех людей, то и иудеи должны следовать этому правилу в первую очередь. Особое место в иудаизме занимает проблема милосердия и сострадания, отказ от которых приравнивается к богоотступничеству. Эти принципы распространяются даже на неживую природу. В частности, при осаде враждебного города нельзя губить фруктовые деревья противника. В иудаизме выделяются следующие виды добрых дел, особенно возвышающих человека как в этом, так и в ином мирах: гостеприимство и предоставление пищи голодному, одежды и обуви нуждающимся, посещение и уход за больными, погребение умерших, утешение скорбящих, выкуп пленников и выдача замуж невест из бедных семейств. Строго определены и формы обеспечения пищей нуждающихся с тем, чтобы нуждающийся не испытывал чувства унижения. Напр., в древности прямо предписывалось оставлять несжатыми края поля для бедных, вдов, сирот и пришельцев, для них же предназначались и опавшие при жатве колосья, а также забытые снопы. Великий иудейский религиозный мыслитель 12 в. Моисей Маймонид указал 8 категорий помощи в зависимости от ее религиозно-духовной значимости. Самой ценной является ссуда и помощь в поисках заработка, когда дающий и принимающий не знают друг друга. Самой низкой ценностью обладает оказание помощи неохотно и не полностью. При этом сам факт благотворительности считается полезным и даже необходимым прежде всего самому дающему, поэтому все дела и акты благотворительности обозначаются еврейским словом «цеда-ка» (праведность). Этим подчеркивается, что акт благодеяния является выполнением божественного завета. Решительно осуждается отказ поделиться с бедствующим, ссылаясь на то, что «это мое». Вместе с тем считается, что помощь не должна стимулировать безделье и лень. Необходимость трудиться является одним из основных принципов И. э. Категорически запрещено делать пожертвования с целью скрыть дурные дела и поступки. Соответственно, нельзя принимать помощь от занимающегося преступной деятельностью. Но самое главное, цедаку надо оказывать приветливо, с искренней радостью, иначе даже крупная сумма не считается угодной Богу. Показательно, что милосердие, согласно И. э., распространяется и на животный мир, в частности в субботу домашний скот должен также отдыхать, согласно талмудическим законам необходимо разгрузить упавшее вьючное животное, забой скота должен осуществляться самым щадящим образом, а охота как развлечение вообще запрещена. Следует указать, что в И. э. довольно туманно и неконкретно говорится о бессмертии души и воздаянии в загробной жизни, хотя и нет сомнения в их реальности. Понимание важности требований И. э. настолько велико, что согласно Священному Писанию все бедствия, обрушивающиеся на иудеев, объясняются прежде всего нарушением ими законов И. э. и воздаянием за их грехи.
В.Л. Вихнович