Иудейская этика - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ИУДЕЙСКАЯ ЭТИКА – совокупность представле­ний иудаизма о нравственном поведении человека на основе ценностей Священного Писания, как Письмен­ного {Танах), так и Устного {Талмуд). Вопросы нрав­ственности являются стержневыми в иудаизме, по­скольку, как сказано в Писании, человек был создан по образу и подобию Бога и, следовательно, должен в сво­ей деятельности быть подобным ему. Это должно вы­ражаться в следовании божественному нравственно­му закону и постоянном стремлении к добру. Согласно традиции, для распространения этой идеи среди всего человечества Бог заключил с патриархом Авраамом и его потомством особый союз. В более конкретной и полной форме этот союз был закреплен дарованием десяти заповедей всем сынам Израиля на горе Синай. Причем подчеркивается, что свидетелем акта дарова­ния были не только Моисей и другие вожди, но весь народ полностью. Провозглашенная богоизбранность иудеев, через которых Бог дал миру универсальный за­кон справедливости и нравственности, понимается лишь в религиозном смысле. Сочетание националь­ного и универсального нашло свое отражение и в са­мом тексте заповедей. Национальное отражено в пер­вой заповеди, гласящей: «Я Бог твой, который вывел тебя из Земли Египетской». Последующие предписания – монотеизм, почитание родителей, уважение чужой соб­ственности, жизни другого человека, порицание развра­та, злословия и жадности – носят универсальный ха­рактер. Еще более подчеркивается универсальность Си­найского Откровения заповедью почитания субботы, причем субботний отдых распространяется на иудеев, их слут-неиудеев и даже на домашний скот. В дальней­шем для достижения благости иудеям было предписано соблюдать 613 заповедей, в то время как неиудеям достаточно придерживаться только семи заповедей, данных Ною, т. е. избегать: 1) идолопоклонства; 2) раз­врата и прелюбодеяния; 3) кровопролития; 4) поруга­ния имени Божьего; 5) несправедливости и беззакония; 6) грабежа; 7) жестоких, бесчеловечных поступков, в т. ч. плохого обращения с животными. Вообще, вопро­сам нравственности иудаизм придает гораздо большее значение, чем проблемам догматики или ритуала. Дос­таточно ясно это выражено в поучении о сущности иудаизма, данном великим иудейским законоучителем Гиллелем (1 в. до н. э. – 1в. н. э) язычнику: «Не делай ближнему того, что не желаешь, чтобы делали тебе. Все остальное есть толкование». Этому этическому прин­ципу подчинена и социальная доктрина иудаизма. Ее основа заключается в понимании того, что все земные блага и собственность являются не личным владени­ем, а имуществом, доверенным их владельцу Всевыш­ним в управление и хранение. Поэтому нельзя исполь­зовать стесненные обстоятельства другого для лично­го обогащения. Даже раб в соответствии со Священным Писанием никогда не считался полной собственнос­тью хозяина. Нанесение какого-либо физического ущерба рабу или рабыне влекло за собой их освобож­дение. Более того, беглого раба нельзя было возвращать прежнему хозяину. Вообще надо отметить, что, соглас­но Торе, все люди – царь, свободный подданный, раб, пришелец – равны перед нравственным законом Бога и отличаются только своими социальными функция­ми. В иудаизме постоянно подчеркивается, что посколь­ку Бог любит всех людей, то и иудеи должны следовать этому правилу в первую очередь. Особое место в иуда­изме занимает проблема милосердия и сострадания, отказ от которых приравнивается к богоотступниче­ству. Эти принципы распространяются даже на нежи­вую природу. В частности, при осаде враждебного го­рода нельзя губить фруктовые деревья противника. В иудаизме выделяются следующие виды добрых дел, особенно возвышающих человека как в этом, так и в ином мирах: гостеприимство и предоставление пищи голодному, одежды и обуви нуждающимся, посещение и уход за больными, погребение умерших, утешение скорбящих, выкуп пленников и выдача замуж невест из бедных семейств. Строго определены и формы обес­печения пищей нуждающихся с тем, чтобы нуждаю­щийся не испытывал чувства унижения. Напр., в древ­ности прямо предписывалось оставлять несжатыми края поля для бедных, вдов, сирот и пришельцев, для них же предназначались и опавшие при жатве коло­сья, а также забытые снопы. Великий иудейский рели­гиозный мыслитель 12 в. Моисей Маймонид указал 8 ка­тегорий помощи в зависимости от ее религиозно-духовной значимости. Самой ценной является ссуда и помощь в поисках заработка, когда дающий и прини­мающий не знают друг друга. Самой низкой ценно­стью обладает оказание помощи неохотно и не пол­ностью. При этом сам факт благотворительности счи­тается полезным и даже необходимым прежде всего самому дающему, поэтому все дела и акты благотво­рительности обозначаются еврейским словом «цеда-ка» (праведность). Этим подчеркивается, что акт бла­годеяния является выполнением божественного за­вета. Решительно осуждается отказ поделиться с бедствующим, ссылаясь на то, что «это мое». Вместе с тем считается, что помощь не должна стимулировать безделье и лень. Необходимость трудиться является одним из основных принципов И. э. Категорически запрещено делать пожертвования с целью скрыть дур­ные дела и поступки. Соответственно, нельзя прини­мать помощь от занимающегося преступной деятель­ностью. Но самое главное, цедаку надо оказывать при­ветливо, с искренней радостью, иначе даже крупная сумма не считается угодной Богу. Показательно, что милосердие, согласно И. э., распространяется и на жи­вотный мир, в частности в субботу домашний скот должен также отдыхать, согласно талмудическим за­конам необходимо разгрузить упавшее вьючное жи­вотное, забой скота должен осуществляться самым щадящим образом, а охота как развлечение вообще запрещена. Следует указать, что в И. э. довольно ту­манно и неконкретно говорится о бессмертии души и воздаянии в загробной жизни, хотя и нет сомнения в их реальности. Понимание важности требований И. э. настолько велико, что согласно Священному Писа­нию все бедствия, обрушивающиеся на иудеев, объяс­няются прежде всего нарушением ими законов И. э. и воздаянием за их грехи.

В.Л. Вихнович