Иудейская экономика - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИУДЕЙСКАЯ ЭКОНОМИКА – социально-экономи­ческие основы жизни общества в соответствии с зако­нами Священного Писания (Танах) и Талмуда. Сущнос­тью И. э. является представление о том, что все, чем владеет человек, является даром Всевышнего и потому должно служить всем людям. Собственность, т. е. вла­дение каким-то имуществом, в иудаизме, в отличие от римского права, не имеет четкого определения, и при­надлежность имущества определяется просто притя­жательным местоимением «моя земля», «мой скот» и т. д. без юридической детализации. Законоучители объявляли источником собственности, в т. ч. на землю, дарование ее всем пришедшим на Землю Обетован­ную их вождем Иисусом Навином, точнее самим Все­вышним, который направлял его. При этом использо­вание собственности было обусловлено соблюдением интересов всех членов общества. Поэтому права соб­ственника были весьма ограничены. Полагалось, в ча­стности, разрешать бедным подбирать колосья со сжа­того поля, забытый сноп и колосья с углов полей. Каж­дый седьмой год (швиит) земля не обрабатывалась, и выросшие на ней плоды становились общественной собственностью. В этот год требовалось открывать ви­ноградники и поля и даже вообще удалять ограды. Согласно Торе, полагалось прощать все долги, обра­зовавшиеся за прошедшее семилетие. Стремление к умножению собственности резко порицалось, о чем свидетельствуют слова пророка Исайи: «Горе вам, при­бавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле». Институт рабства признавался, но, в отличие от римского законодательства, существова­ли значительные ограничения в отношении прав гос­подина на личность раба. Раб-единоверец занимал по­ложение, равное с младшими членами семьи, и хозяин приобретал право только на его труд. Господин не имел права на имущество раба, более того, срок пребывания в рабском состоянии по библейским нормам ограни­чивался семью годами. Согласно заповедям, раб имел право на отдых от работы в субботу. Отношение к ра­бам-иноверцам регулировалось обязанностью владель­ца обращать их в иудаизм со всеми вытекающими пра­вовыми последствиями. О такой практике, в частности, свидетельствуют северопричерноморские манумиссии (юридические тексты, вырезанные на мраморных сте­лах) об освобождении рабов под покровительство иудейской общины. Формально, согласно талмудиче­скому праву, убийство раба господином каралось смер­тной казнью, а серьезное телесное повреждение, нане­сенное рабу, влекло за собой его освобождение. В целом рабский труд воспринимался отрицательно. Законоучи­тели вообще утверждали, что богатство и стяжательство связаны с греховностью. Спасает от греха только возможно более широкая благотворительность. Забо­та о ближнем, прежде всего о нуждающемся, составля­ет сущность Священного Писания, и нормы мораль­но-религиозные нередко переходят применительно к вопросам экономическим в нормы правовые. В трудо­вых спорах работников с хозяином иудейский религи­озный суд считал оправданным принимать сторону неимущих, даже если это не соответствовало букве за­кона. Особое значение в контексте И. э. приобрели дела благотворительности, обозначаемые еврейским словом «цедака» (праведность, точнее дела справедливости). Эта обязанность распространяется и на нуждающихся неиудеев. Однако бездумная расточительная раздача средств считалась предосудительной, поскольку по­мощь нуждающимся не должна поощрять лень и без­делье. Нельзя делать пожертвования, не расплатив­шись с долгами, и тем более с целью скрыть дурные дела и поступки, а также имея в виду какие-либо выго­ды. Но, с другой стороны, бедняку запрещено брать цедаку у человека, не занимающегося никаким полез­ным трудом или живущего за счет преступной деятель­ности. Считаются запретными («грабежом») доходы от азартных игр, т. к. выигравший получает деньги без какой-либо реальной замены и без труда и нельзя быть уверенным, что проигравшие от всего сердца одобря­ют это. И. э. всемерно настаивает на необходимости тру­диться. Даже самому уважаемому мудрецу лучше ис­полнять самую трудную, непрестижную и грязную ра­боту, чем просить помощи у других. Поэтому лучшей формой благотворительности считалось предоставить нуждающемуся возможность самому заработать себе на жизнь. Со временем требования экономической жизни привели к развитию двух противоположных тенденций в иудейской среде. Одна проявилась в стрем­лении приспособиться к новым условиям жизни, осо­бенно в рассеянии (диаспоре), в частности, по вопросу предоставления денег в рост (под проценты). Библия разрешает это только в отношении иноверцев, не жи­вущих постоянно среди иудеев. Однако потребности развития экономики побудили оформить предостав­ление денег в рост как специфический договор това­рищества, где активный участник получает свою долю прибыли за труд. Талмуд не одобрял взимание роста на ссуду даже с иноверцев, но условия жизни в Сред­ние века заставляли смягчить этот запрет; обязатель­но было только соблюдать умеренность в размере взи­маемых процентов и соразмерять их с получаемой должником от кредита прибылью. Кроме того, по­скольку прощение каждые семь лет долгов делало не­возможным длительное кредитование, то законоучи­тель 1 в до н. з. Гиллель предложил правило «прозбола» (своего рода ипотечную запись имущества долж­ника в качестве обеспечения долга), что позволяло взыскивать долг и после седьмого года. Другая тен­денция среди последователей иудаизма проявилась в полном отрицании частной собственности, вплоть до абсолютной общности имущества и уравнительнос­ти потребления. В древности эта тенденция нашла свое отражение в идеологии и практике таких движе­ний, как ессейство и раннее иудеохристианство. В той или иной форме такие идеи сохранились и в последу­ющие времена. Однако и сегодня фундаментальная иудейская традиция объявляет все богатство мира даром Божьим, а владельцы собственности обязаны действовать лишь как управляющие ею в общих ин­тересах. Отступление от такого понимания считается грехом, за которым рано или поздно последует боже­ственное наказание.

В.Л. Вихнович