Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДЕЙСКАЯ ЭКОНОМИКА – социально-экономические основы жизни общества в соответствии с законами Священного Писания (Танах) и Талмуда. Сущностью И. э. является представление о том, что все, чем владеет человек, является даром Всевышнего и потому должно служить всем людям. Собственность, т. е. владение каким-то имуществом, в иудаизме, в отличие от римского права, не имеет четкого определения, и принадлежность имущества определяется просто притяжательным местоимением «моя земля», «мой скот» и т. д. без юридической детализации. Законоучители объявляли источником собственности, в т. ч. на землю, дарование ее всем пришедшим на Землю Обетованную их вождем Иисусом Навином, точнее самим Всевышним, который направлял его. При этом использование собственности было обусловлено соблюдением интересов всех членов общества. Поэтому права собственника были весьма ограничены. Полагалось, в частности, разрешать бедным подбирать колосья со сжатого поля, забытый сноп и колосья с углов полей. Каждый седьмой год (швиит) земля не обрабатывалась, и выросшие на ней плоды становились общественной собственностью. В этот год требовалось открывать виноградники и поля и даже вообще удалять ограды. Согласно Торе, полагалось прощать все долги, образовавшиеся за прошедшее семилетие. Стремление к умножению собственности резко порицалось, о чем свидетельствуют слова пророка Исайи: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле». Институт рабства признавался, но, в отличие от римского законодательства, существовали значительные ограничения в отношении прав господина на личность раба. Раб-единоверец занимал положение, равное с младшими членами семьи, и хозяин приобретал право только на его труд. Господин не имел права на имущество раба, более того, срок пребывания в рабском состоянии по библейским нормам ограничивался семью годами. Согласно заповедям, раб имел право на отдых от работы в субботу. Отношение к рабам-иноверцам регулировалось обязанностью владельца обращать их в иудаизм со всеми вытекающими правовыми последствиями. О такой практике, в частности, свидетельствуют северопричерноморские манумиссии (юридические тексты, вырезанные на мраморных стелах) об освобождении рабов под покровительство иудейской общины. Формально, согласно талмудическому праву, убийство раба господином каралось смертной казнью, а серьезное телесное повреждение, нанесенное рабу, влекло за собой его освобождение. В целом рабский труд воспринимался отрицательно. Законоучители вообще утверждали, что богатство и стяжательство связаны с греховностью. Спасает от греха только возможно более широкая благотворительность. Забота о ближнем, прежде всего о нуждающемся, составляет сущность Священного Писания, и нормы морально-религиозные нередко переходят применительно к вопросам экономическим в нормы правовые. В трудовых спорах работников с хозяином иудейский религиозный суд считал оправданным принимать сторону неимущих, даже если это не соответствовало букве закона. Особое значение в контексте И. э. приобрели дела благотворительности, обозначаемые еврейским словом «цедака» (праведность, точнее дела справедливости). Эта обязанность распространяется и на нуждающихся неиудеев. Однако бездумная расточительная раздача средств считалась предосудительной, поскольку помощь нуждающимся не должна поощрять лень и безделье. Нельзя делать пожертвования, не расплатившись с долгами, и тем более с целью скрыть дурные дела и поступки, а также имея в виду какие-либо выгоды. Но, с другой стороны, бедняку запрещено брать цедаку у человека, не занимающегося никаким полезным трудом или живущего за счет преступной деятельности. Считаются запретными («грабежом») доходы от азартных игр, т. к. выигравший получает деньги без какой-либо реальной замены и без труда и нельзя быть уверенным, что проигравшие от всего сердца одобряют это. И. э. всемерно настаивает на необходимости трудиться. Даже самому уважаемому мудрецу лучше исполнять самую трудную, непрестижную и грязную работу, чем просить помощи у других. Поэтому лучшей формой благотворительности считалось предоставить нуждающемуся возможность самому заработать себе на жизнь. Со временем требования экономической жизни привели к развитию двух противоположных тенденций в иудейской среде. Одна проявилась в стремлении приспособиться к новым условиям жизни, особенно в рассеянии (диаспоре), в частности, по вопросу предоставления денег в рост (под проценты). Библия разрешает это только в отношении иноверцев, не живущих постоянно среди иудеев. Однако потребности развития экономики побудили оформить предоставление денег в рост как специфический договор товарищества, где активный участник получает свою долю прибыли за труд. Талмуд не одобрял взимание роста на ссуду даже с иноверцев, но условия жизни в Средние века заставляли смягчить этот запрет; обязательно было только соблюдать умеренность в размере взимаемых процентов и соразмерять их с получаемой должником от кредита прибылью. Кроме того, поскольку прощение каждые семь лет долгов делало невозможным длительное кредитование, то законоучитель 1 в до н. з. Гиллель предложил правило «прозбола» (своего рода ипотечную запись имущества должника в качестве обеспечения долга), что позволяло взыскивать долг и после седьмого года. Другая тенденция среди последователей иудаизма проявилась в полном отрицании частной собственности, вплоть до абсолютной общности имущества и уравнительности потребления. В древности эта тенденция нашла свое отражение в идеологии и практике таких движений, как ессейство и раннее иудеохристианство. В той или иной форме такие идеи сохранились и в последующие времена. Однако и сегодня фундаментальная иудейская традиция объявляет все богатство мира даром Божьим, а владельцы собственности обязаны действовать лишь как управляющие ею в общих интересах. Отступление от такого понимания считается грехом, за которым рано или поздно последует божественное наказание.
В.Л. Вихнович