Иудаизм - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИУДАИЗМ – древнейшая монотеистическая религия (см. Монотеизм), возникшая на Древнем Востоке как национальная религия семитоязычного древнееврей­ского народа во II тыс. до н. э. и впоследствии ставшая основой особой еврейской цивилизации, объединяю­щей различные этнографические группы иудеев. На­звание происходит от евр. слова «йехуда» («призван­ный восхвалять Бога»). Традиция иудейского вероуче­ния изложена в Священном Писании И., именуемом иудеями Танах (в христианской традиции – Ветхий Завет, Библия). Главным и незыблемым принципом веры в И. является признание единого Бога. Имя Все­вышнего по законам И. нельзя писать полностью, по­этому оно пишется с пропуском буквы. Это выражает­ся в молитве: «Слушай Израиль: Господь, Б-r наш, Гос­подь един». По-еврейски эта молитва обозначается словом «Шма» («Слушай»). Более детально основопо­лагающие идеи И. изложены в десяти заповедях, даро­ванных, согласно традиции, Богом на горе Синай через Пророка Моисея еврейскому народу, называемому так­же народом Израиля по имени внука патриарха Авра­ама – Иакова-Израиля (13 в. до н. э.). Этими запове­дями закреплялся особый договор – завет – между Богом и еврейским народом, ставшим благодаря этому акту «избранным», т. е. «первообладателем» священного учения – Торы. Именно народу Израиля завещано возвестить Слово Божие всем народам земли. Первые четыре заповеди посвящены отношениям Бога и че­ловека: 1. Я, Господь твой, который вывел тебя из земли Египта; 2. Да не будет у тебя других богов; 3. Не произ­носи имени Бога всуе; 4. Помни день субботний. Ос­тальные шесть – отношениям людей между собой: 5. Почитай отца и мать; 6. Не убивай; 7. Не прелюбо­действуй; 8. Не кради; 9. Не лжесвидетельствуй; 10. Не желай ничего, что у ближнего твоего. В И. считаются абсолютно неразделимыми любовь к Богу и любовь к человеку как творению Бога. Это относится не только к евреям; избранный народ отличается от других только в сугубо религиозном отношении. И. допускает боль­шую свободу мысли в толковании и осмыслении об­щих положений вероучения. Первый, библейский пе­риод становления и развития религиозной системы И. закончился к 5 в. до н. э. Тогда же был окончательно завершен состав Танаха. Согласно иудейской традиции, его канонические тексты делятся на три большие группы: Тора (Пятикнижие Моисея), Кетубим (Писания) и Небиим (Пророки). Тексты Торы охватывают события от сотворения Богом мира до дарования избранному народу десяти заповедей через Пророка Моисея. В них также содержится детальное изложение религиозного законодательства о праздниках, обрядах и предписа­ниях о пище (законы кашрута). Книги Писаний пове­ствуют об истории Израильского царства, о строитель­стве царем Соломонам Храма, ставшего центром И., в его столице Иерусалиме. Там также сообщается о бед­ствиях народа, наказываемого Богом за грехи, о разру­шении вавилонянами в 6 в. Храма и уводе еврейского населения в плен. Ряд Писаний носят поэтический и нравоучительный характер. Книги Пророков содержат поучения пророков – людей, наделенных благодатью вещания народу слова Бога. Особенно значимы три «больших» пророка – Исайя, Иеремия, Иезекииль. Они страстно обличают грехи народа, с большой по­этической силой говорят о будущих судьбах еврейско­го народа, предсказывают грядущий приход избавите­ля – Помазанника Божия (Мессии). После возвраще­ния из плена и восстановления храма в Иерусалиме жизнь народа управлялась толкователями законов уче­ния – соферами (писцами). Постепенно развивается представление о том, что наряду с Письменной Торой Моисей получил и Устную Тору, под которой соферы понимали собственные толкования религиозного уче­ния и Письменной Торы. В эпоху Второго Храма как в независимом Иудейском царстве, так и под властью римлян преемниками соферов стали выразители ре­лигиозной идеологии народных масс фарисеи, а их оппонентами представители храмовой аристократии саддукеи. К 1 в. н. э. иудейские общины распространи­лись по всему Средиземноморью и сопредельным об­ластям. Число иудеев в рассеянии (диаспоре) сравня­лось с иудейским населением самой Иудеи или даже превысило его. Их ряды пополнялись в значительной мере за счет обращения в И. неевреев, чему способство­вал и перевод Танаха на греч. язык еще в 250 до н. э. Тогда же в И. усилились и мессианские движения. При­верженцы эгалитарного движения – ессеи – призы­вали до прихода Мессии уйти от грешного мира. Дру­гие, напротив, призывали к восстаниям против Рима, что закончилось разрушением Иерусалима и Храма в 70 н. э. Одно из учений И. мессианского характера спо­собствовало появлению христианства, ко 2 в. вышед­шего за пределы собственно И. Разрушение Храма по­влекло за собой необходимость создания нового спо­соба объединения приверженцев И. С этой целью трудами наследников фарисеев, законоучителями, было завершено составление в кон. 5 в. н. э. в Месопотамии Вавилонского Талмуда, огромного кодекса религиозных, этических и правовых норм средневекового И., полу­чившего всеобщее признание как законченная Устная Тора (Учение). С 10 в. центр иудейской учености пере­мещается в мусульманскую Испанию. Самым выдаю­щимся представителем ее был Моисей Маймонид, дока­зывавший, что И. не противоречит понятиям разума, когда речь идет о Боге, Провидении, свободе воли и т. д. После изгнания евреев христианскими властями из Испании 15-16 вв, духовный центр И. переместил­ся в Вост. Европу. Там иудейская религиозная мысль замкнулась в сугубо религиозных спорах и разработ­ках отвлеченных талмудических вопросов. До мельчай­ших деталей были уточнены и жестко закреплены под­робности иудейского культа, праздников, обрядов, пра­ва и пищевых запретов. Бедствия иудеев, связанные, в частности, с общим упадком Польши, привели к рас­пространению мистических учений, прежде всего Каб­балы в упрощенном варианте, и способствовали появ­лению т. наз. лжемессий. В 18 в. на Украине возникает движение хасидизма, утверждавшее возможность по­стижения божественного внутренним духовным оком, а не только изучением Закона. В кон. 18 в. в Германии развиваются идеи Гаскалы (Просвещения), которые в дальнейшем привели к созданию И. реформистского, отказавшегося от многих традиционных догм, в част­ности от ожидания Мессии-избавителя, ряда обреме­нительных обрядов и пищевых запретов. Одновремен­но появился И. консервативный, а также активизиро­вался И. ортодоксальный. В нач. 20 в. философские идеи И. получили развитие в трудах немецко-еврейских ис­следователей Ф. Розенцвейга и М. Бубера. Трагедия ев­рейства во Второй мировой войне дала импульс дру­жественным контактам и диалогу И. с христианским миром. Вместе с тем процессы эмансипации евреев, а также политический сионизм привели к ослаблению влияния И. Специалисты полагают, что сегодня в мире среда тяготеющих к иудейской традиции насчитывает 13-14 млн человек (в США, Израиле, странах СНГ, Зап. Европе, Канаде и др.). Считается, что после разрушения Храма и вплоть до прихода Мессии единого центра И. не существует.

В.Л. Вихнович