Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИУДАИЗМ – древнейшая монотеистическая религия (см. Монотеизм), возникшая на Древнем Востоке как национальная религия семитоязычного древнееврейского народа во II тыс. до н. э. и впоследствии ставшая основой особой еврейской цивилизации, объединяющей различные этнографические группы иудеев. Название происходит от евр. слова «йехуда» («призванный восхвалять Бога»). Традиция иудейского вероучения изложена в Священном Писании И., именуемом иудеями Танах (в христианской традиции – Ветхий Завет, Библия). Главным и незыблемым принципом веры в И. является признание единого Бога. Имя Всевышнего по законам И. нельзя писать полностью, поэтому оно пишется с пропуском буквы. Это выражается в молитве: «Слушай Израиль: Господь, Б-r наш, Господь един». По-еврейски эта молитва обозначается словом «Шма» («Слушай»). Более детально основополагающие идеи И. изложены в десяти заповедях, дарованных, согласно традиции, Богом на горе Синай через Пророка Моисея еврейскому народу, называемому также народом Израиля по имени внука патриарха Авраама – Иакова-Израиля (13 в. до н. э.). Этими заповедями закреплялся особый договор – завет – между Богом и еврейским народом, ставшим благодаря этому акту «избранным», т. е. «первообладателем» священного учения – Торы. Именно народу Израиля завещано возвестить Слово Божие всем народам земли. Первые четыре заповеди посвящены отношениям Бога и человека: 1. Я, Господь твой, который вывел тебя из земли Египта; 2. Да не будет у тебя других богов; 3. Не произноси имени Бога всуе; 4. Помни день субботний. Остальные шесть – отношениям людей между собой: 5. Почитай отца и мать; 6. Не убивай; 7. Не прелюбодействуй; 8. Не кради; 9. Не лжесвидетельствуй; 10. Не желай ничего, что у ближнего твоего. В И. считаются абсолютно неразделимыми любовь к Богу и любовь к человеку как творению Бога. Это относится не только к евреям; избранный народ отличается от других только в сугубо религиозном отношении. И. допускает большую свободу мысли в толковании и осмыслении общих положений вероучения. Первый, библейский период становления и развития религиозной системы И. закончился к 5 в. до н. э. Тогда же был окончательно завершен состав Танаха. Согласно иудейской традиции, его канонические тексты делятся на три большие группы: Тора (Пятикнижие Моисея), Кетубим (Писания) и Небиим (Пророки). Тексты Торы охватывают события от сотворения Богом мира до дарования избранному народу десяти заповедей через Пророка Моисея. В них также содержится детальное изложение религиозного законодательства о праздниках, обрядах и предписаниях о пище (законы кашрута). Книги Писаний повествуют об истории Израильского царства, о строительстве царем Соломонам Храма, ставшего центром И., в его столице Иерусалиме. Там также сообщается о бедствиях народа, наказываемого Богом за грехи, о разрушении вавилонянами в 6 в. Храма и уводе еврейского населения в плен. Ряд Писаний носят поэтический и нравоучительный характер. Книги Пророков содержат поучения пророков – людей, наделенных благодатью вещания народу слова Бога. Особенно значимы три «больших» пророка – Исайя, Иеремия, Иезекииль. Они страстно обличают грехи народа, с большой поэтической силой говорят о будущих судьбах еврейского народа, предсказывают грядущий приход избавителя – Помазанника Божия (Мессии). После возвращения из плена и восстановления храма в Иерусалиме жизнь народа управлялась толкователями законов учения – соферами (писцами). Постепенно развивается представление о том, что наряду с Письменной Торой Моисей получил и Устную Тору, под которой соферы понимали собственные толкования религиозного учения и Письменной Торы. В эпоху Второго Храма как в независимом Иудейском царстве, так и под властью римлян преемниками соферов стали выразители религиозной идеологии народных масс фарисеи, а их оппонентами представители храмовой аристократии саддукеи. К 1 в. н. э. иудейские общины распространились по всему Средиземноморью и сопредельным областям. Число иудеев в рассеянии (диаспоре) сравнялось с иудейским населением самой Иудеи или даже превысило его. Их ряды пополнялись в значительной мере за счет обращения в И. неевреев, чему способствовал и перевод Танаха на греч. язык еще в 250 до н. э. Тогда же в И. усилились и мессианские движения. Приверженцы эгалитарного движения – ессеи – призывали до прихода Мессии уйти от грешного мира. Другие, напротив, призывали к восстаниям против Рима, что закончилось разрушением Иерусалима и Храма в 70 н. э. Одно из учений И. мессианского характера способствовало появлению христианства, ко 2 в. вышедшего за пределы собственно И. Разрушение Храма повлекло за собой необходимость создания нового способа объединения приверженцев И. С этой целью трудами наследников фарисеев, законоучителями, было завершено составление в кон. 5 в. н. э. в Месопотамии Вавилонского Талмуда, огромного кодекса религиозных, этических и правовых норм средневекового И., получившего всеобщее признание как законченная Устная Тора (Учение). С 10 в. центр иудейской учености перемещается в мусульманскую Испанию. Самым выдающимся представителем ее был Моисей Маймонид, доказывавший, что И. не противоречит понятиям разума, когда речь идет о Боге, Провидении, свободе воли и т. д. После изгнания евреев христианскими властями из Испании 15-16 вв, духовный центр И. переместился в Вост. Европу. Там иудейская религиозная мысль замкнулась в сугубо религиозных спорах и разработках отвлеченных талмудических вопросов. До мельчайших деталей были уточнены и жестко закреплены подробности иудейского культа, праздников, обрядов, права и пищевых запретов. Бедствия иудеев, связанные, в частности, с общим упадком Польши, привели к распространению мистических учений, прежде всего Каббалы в упрощенном варианте, и способствовали появлению т. наз. лжемессий. В 18 в. на Украине возникает движение хасидизма, утверждавшее возможность постижения божественного внутренним духовным оком, а не только изучением Закона. В кон. 18 в. в Германии развиваются идеи Гаскалы (Просвещения), которые в дальнейшем привели к созданию И. реформистского, отказавшегося от многих традиционных догм, в частности от ожидания Мессии-избавителя, ряда обременительных обрядов и пищевых запретов. Одновременно появился И. консервативный, а также активизировался И. ортодоксальный. В нач. 20 в. философские идеи И. получили развитие в трудах немецко-еврейских исследователей Ф. Розенцвейга и М. Бубера. Трагедия еврейства во Второй мировой войне дала импульс дружественным контактам и диалогу И. с христианским миром. Вместе с тем процессы эмансипации евреев, а также политический сионизм привели к ослаблению влияния И. Специалисты полагают, что сегодня в мире среда тяготеющих к иудейской традиции насчитывает 13-14 млн человек (в США, Израиле, странах СНГ, Зап. Европе, Канаде и др.). Считается, что после разрушения Храма и вплоть до прихода Мессии единого центра И. не существует.
В.Л. Вихнович