Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИСЛАМСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ –
понятие, возникшее в мусульманской среде в кон. 19 – нач. 20 в. в связи с
национально-освободительным и антиколониальным движением, с одной стороны, и
процессами социально-политической модернизации – с другой. И. п. р. тесно связан
с идеями «исламского возрождения», панисламизма и «исламского
национализма». Концепции И. п. р. опираются на идею особой модели развития
мусульманского общества, отличной как от капитализма, так и от социализма. В
разных ситуациях идеи И. п. р. использовались как сторонниками сохранения традиционного
общественного уклада, так и сторонниками модернизации мусульманского общества.
В сер. 20 в. наибольшее
распространение получило представление об И. п. р. как сочетании моральных ценностей
и религиозно-правовых норм ислама и научно-технических достижений
Запада. Необходимость особого И. п. р. аргументировалась и аргументируется тем,
что ислам как целостная и органичная система охватывает собой как религиозную,
так и общественную сферу, а как наиболее совершенная религия, сохраняемая
в неискаженном виде до Судного дня, имплицитно или эксплицитно
содержит потенциал наиболее адекватного решения всех возможных проблем человеческого
общежития. Укреплению представлений об И. п. р. способствовало также
характерное для всех периодов истории исламской цивилизации отсутствие четкого
разделения светского и духовного, политики и религии, а также логика
возвращения к истокам традиции, являющаяся базовой моделью сохранения исламской
идентичности в ситуации социокультурного кризиса. В
сер. 20 в., в условиях противостояния капиталистического Запада и
социалистического Востока, И. п. р. рассматривался его сторонниками как
оптимальная альтернатива, позволяющая сохранить равноудаленность от обоих полюсов,
одинаково основывающихся на приоритете материального над
духовным. Выбор между Востоком и Западом в этом понимании представлялся ложной
альтернативой, уводящей в состояние духовного невежества (джахилийа)
и неверия (куфр). Наиболее ярким проявлением такого
подхода была идеология Хомейни, настаивавшего на необходимости
дистанцироваться как от «большого сатаны» (США),так и
от «малого сатаны» (СССР). Однако такая т. зр. не была единственной. Появились концепции
«исламского социализма», основанного на идее единобожия и всечеловеческого
братства (Мухаммад аль-Газали,
Мустафа ас-Сибаи). В 1960-1970-е гг. в исламском
мире происходил рост радикальных религиозно-политических течений, находившийся
в тесной связи с вытеснением с политической арены левых сил. К моменту
активизации радикальных религиозно-политических течений в исламском мире одним
из основных векторов социально-политической модернизации был поиск путей
синтеза европейских (в основном левых) политических и социальных идей и
традиционной исламской системы ценностей. В 1970-е гг. все большую силу
приобретали радикальные религиозно-политические движения, опирающиеся на
концепцию ат-такфир ва-ль-хиджра
(«обвинение в неверии и уход от мира»). Выход из подполья и активизация этих
движений совпала с переориентацией внешнеполитического курса ряда арабских и
мусульманских стран на стратегический альянс с Западом. В этой ситуации радикалы
рассматривались как союзники прозападных режимов «в борьбе против атеизма и
коммунизма». Та же ситуация наблюдалась и в Афганистане, где «исламский фактор»
активно использовался в интересах Запада против СССР. Этот же сценарий просматривается и в неослабевающем и по сей день
американо-саудовском стратегическом альянсе, процессах «ислами-зации»
законодательства и общественной жизни в Пакистане в 1980-е гг., в деятельности пуштунского движения «Талибан» в
1990-е гг. Антизападный пафос иранского режима в
1980-е гг. был в не меньшей степени антисоветским. Вместе с тем, идеи И. п. р.
не могут быть признаны абсолютно беспочвенными. В условиях распада биполярного
мира и актуализации цивилиза-ционной идентичности
населения различных регионов мира возрастает значение идей И. п. р. как орудия
осуществления культурно-исторической преемственности исламской цивилизации. С
кон. 1970-х гг. активно разрабатываются концепции исламской экономики порядка,
суть которых заключается в организации экономической жизни общества на основе
моральных, религиозных и социальных ценностей ислама. В этой же связи
происходит адаптация традиционных хозяйственных институтов к условиям современной
глобализирующейся экономики. В основе современных
идей исламской экономики лежат коранические
предписания относительно запрета ссудного процента (риба)
и необходимости выплаты благотворительного налога (закят)
(см. Коран), а также шариатские установления,
касающиеся правил наследования, владения собственностью, налогообложения и
финансовых дел (см. Шариат). Попытки реализации данных идей выразились
в создании в ряде мусульманских государств (прежде всего, в арабских странах
Персидского залива и Иране) исламских банков, работающих на беспроцентной
основе с использованием классических исламских принципов кредитования (мудараба, мушарака). На
международном политическом уровне идеи И. п. р. находят отражение в концепциях
исламской солидарности и деятельности международных исламских орга-
424
низаций (Всемирный исламский конгресс, Лига исламского
мира, организация «Исламская конференция» и т. п.). В большинстве стран с
преобладанием мусульманского населения многие исламские нормы находят отражение
в гражданском и уголовном законодательстве.
И.Л. Алексеев