ИСЛАМСКИЕ РИТУАЛЫ - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИСЛАМСКИЕ РИТУАЛЫ  – канонически установ­ленные формы проявления религиозного благочестия мусульманина, прежде всего поклонения Богу. Разра­ботке и регламентации И. р. посвящен особый раздел фикха  ал-ибада (букв.  поклонение). Ал-ибадакак ритуальная практика отличается от социальной практики (муамалат) и включает в себя омовение (тахара), ежедневную пятикратную молитву (салят, намаз), на­лог на имущество, взимаемый в пользу бедных (закят), пост (саумраза), паломничество (хаджж) и усердие в вере (джихад). Исполнение этих религиозных обязан­ностей считается критерием благочестия (таква) чело­века и его покорности Богу. Основным И. р. является обязательная молитва, совершаемая пять раз в день в установленные временные промежутки. Обязатель­ность молитвы установлена Кораном, хотя характер са­мого молитвенного ритуала и время его исполнения регламентируется в хадисах. Для совершения молитвы необходимо находиться в состоянии ритуальной чис­тоты. Для достижения этого состояния совершается омовение, частичное или полное. От обычных дейст­вий омовение, как и другие ритуалы, отличается тем, что для его совершения необходимо намерение, пони­маемое как сознательная готовность совершить дан­ное ритуальное действие. Совершающий омовение должен вымыть лицо, руки до локтей, протереть голо­ву влажными руками и вымыть ноги до щиколоток. При совершении полного омовения необходимо омыть все тело т. обр., чтобы не осталось ни одной его части, по которой не протекла бы вода, прополоскать рот и нос, промыть волосы. Омовение необходимо со­вершать чистой водой (условия определения чистоты воды также подробно разработаны в фикхе), а при ее отсутствии или недоступности чистым песком. В этом случае обтирают песком лицо и руки до локтей. Состо­яние ритуальной чистоты нарушается при отправле­нии естественных потребностей, кровотечении, «испу­скании ветров», рвоте. В ситуации большого оскверне­ния (половой акт, семяизвержение, менструация, роды) необходимо совершить полное омовение. Полное омо­вение предписывается также при переходе из неверия (куфр) в ислам. Основным элементом молитвы явля­ется ракат  – цикл молитвенных поз и движений, со­провождаемый произнесением установленных молит­венных формул. Молитва может совершаться в любом ритуально чистом месте. Молящийся обращается ли­цом по направлению к Мекке и принимает намерение сотворить данную молитву. После этого, он стоя читает первую суру Корана (ал-Фатиха) и какую-либо корот­кую суру или несколько айатов, затем совершает пояс­ной поклон, упираясь руками в колени, затем поднима­ется из поклона со словами: «Да услышит Бог восхва­ляющего Его», потом опускается на колени и совершает два земных поклона, касаясь лбом земли. После каж­дых двух ракатов молящийся садится на пятки и про­износит приветствия Богу и Пророку и свидетельство о единобожии. В конце молящийся произносит славо­словие Пророку и заканчивает молитвенный ритуал

422

приветствием ангелам, находящимся справа и слева от него. Коранические суры и молитвенные формулы чи­таются только на араб, языке. В зависимости от мазха-6а могут быть те или иные отличия в деталях ритуала. Верующий обязан в течение дня совершать пять обя­зательных молитв: 1) в промежуток от рассвета до вос­хода Солнца  – два раката; 2) сразу после полудня и до наступления предвечернего времени  – четыре раката; 3) по наступлении предвечернего времени (когда тень от предмета становится вдвое больше его длины, т. е. в последней трети светового дня и до захода Солнца)  – четыре раката; 4) после захода Солнца и до наступле­ния темноты  – три раката; 5) после наступления тем­ноты  – четыре раката. Сразу после последней молит­вы читается также дополнительная ночная молитва, со­стоящая из нечетного количества ракатов (от 1 до 13). В путешествии можно объединять полуденную и пос­леполуденную и вечернюю и ночную молитвы. Нельзя молиться точно в полдень и в моменты захода и восхо­да Солнца. Молитва может совершаться как индиви­дуально, так и коллективно, дома или в мечети. Коллек­тивная молитва более предпочтительна. При соверше­нии молитвы в мечети женщины молятся позади мужчин или в специально отведенном для них поме­щении. Другим важным И. р. является пост в месяц рамадан, предписанный Кораном в честь начала нис­послания Мухаммаду божественного откровения. Пост соблюдается на протяжении всего месяца и заключа­ется в воздержании от пищи, питья, курения, половой связи и всего, что отвлекает от благочестия в период от рассвета до захода Солнца. После захода Солнца эти запреты снимаются, однако рекомендуется не преда­ваться излишествам, а проводить время в богоугодных делах  – благочестивых размышлениях, молитвах, ула­живании ссор, раздаче милостыни и т. п. От поста ос­вобождаются путники и больные, которые должны впоследствии возместить пропущенное число дней поста или раздать за каждый пропущенный день ми­лостыню в количестве, достаточном, чтобы прокормить одного бедняка в течение дня. Умышленно нарушив­ший пост без уважительной причины должен возмес­тить пропущенный день, принести покаяние и совер­шить искупление. Кроме общеобязательного поста, существует также добровольный пост, налагаемый по обету или из благочестия. Третьим важнейшим И. р. является паломничество в Мекку (хаджж). Хаджж обя­зателен для любого мусульманина, который обладает физическими и материальными возможностями для его совершения. Хаджж совершается в двенадцатый месяц (зу-ль-хиджжа) мусульманского лунного года. Обряды хаджжа связаны с историей о принесении Ав­раамом (Ибрахимом) в жертву своего сына. В отличие от Ветхого Завета, мусульманская традиция считает, что Аврааму было приказано принести в жертву Исмаила (а не Исаака) и локализует эти события районом Мек­ки. Хаджж начинается 7 числа месяца зу-ль-хиджжа. Перед началом хаджжа паломник должен принять осо­бое состояние (ихрам), ритуальный смысл которого состоит в отказе на период паломничества от мирских дел и переходе в состояние, подобное тому, в котором будут воскрешены люди в Судный день. Необходимо, находясь в состоянии ритуальной чистоты, облачить­ся в специальное одеяние из двух кусков белой непро-шитой материи. Один из них оборачивают вокруг бе­дер, другой набрасывают на плечи. Мужчины не долж­ны покрывать голову, на ноги надевают сандалии. Женщины совершают хаджж в обыкновенной, но мак­симально простой одежде, соответствующей шариат­ским нормам (закрывающей все тело, кроме лица и ки­стей рук). Во время паломничества запрещается зани­маться торговлей, иметь интимную связь, проливать кровь, стричься, бриться, умащиваться благовониями. При принятии ихрама, вступлении в Мекку и посеще­нии главных святынь хаджжа произносится особая ритуальная формула (талбийа). После принятия ихра­ма совершается «малый хаджж», включающий в себя семикратный обход Каабы и бег между холмами Сафа и Марва, символизирующий метания Агари (Хаджар) в пустыне в поисках воды. Затем те, кто совершает пол­ное паломничество, отправляются через долины Мина и Муздалифа к горе Арафат. Некоторые проводят ночь с 8 на 9 зу-ль-хиджжа в долине Мина, другие в долине Арафат. Центральный обряд хаджжа  – стояние (ву-куф) на горе Арафат  – начинается в полдень 9 зу-ль-хиджжа и продолжается до захода Солнца. Утром сле­дующего дня паломники направляются в долину Мина, где бросают камни в последний из трех столбов, сим­волизирующий Иблиса. В этот же день начинается праздник жертвоприношения (ид ал-адха, или курбан байрам), к которому и приурочен хаджж. После закла­ния жертвенных животных паломники, завершая хаджж и выходя из ихрама, состригают прядь волос или бреют голову полностью. Затем отправляются в Мекку для совершения последнего обхода Каабы. По­мимо собственно религиозного значения, хаджж иг­рал и играет важную роль как средство социально-куль­турного и идейно-политического единения мусульман. В целом, И. р., всегда сохранявшие свое значение как форма проявления религиозного благочестия, в совре­менном мире приобретают также важную функцию поддержания культурно-цивилизационной идентич­ности мусульман как на индивидуальном, так и на кол­лективном уровнях.

И.Л. Алексеев