Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИСЛАМСКИЕ РИТУАЛЫ –
канонически установленные формы проявления религиозного благочестия
мусульманина, прежде всего поклонения Богу. Разработке и регламентации
И. р. посвящен особый раздел фикха – ал-ибада (букв. – поклонение). Ал-ибадакак
ритуальная практика отличается от социальной практики (муамалат)
и включает в себя омовение (тахара), ежедневную
пятикратную молитву (салят, намаз), налог на имущество,
взимаемый в пользу бедных (закят), пост (саум,ураза), паломничество (хаджж) и усердие в вере (джихад).
Исполнение этих религиозных обязанностей считается критерием благочестия (таква) человека и его покорности Богу. Основным И. р. является
обязательная молитва, совершаемая пять раз в день в установленные временные промежутки. Обязательность молитвы установлена Кораном,
хотя характер самого молитвенного ритуала и время его исполнения
регламентируется в хадисах. Для
совершения молитвы необходимо находиться в состоянии ритуальной чистоты. Для
достижения этого состояния совершается омовение, частичное или полное. От
обычных действий омовение, как и другие ритуалы, отличается тем, что для его
совершения необходимо намерение, понимаемое как сознательная готовность
совершить данное ритуальное действие. Совершающий омовение должен вымыть лицо,
руки до локтей, протереть голову влажными руками и вымыть ноги до щиколоток.
При совершении полного омовения необходимо омыть все тело т. обр., чтобы не осталось ни одной его части, по которой не
протекла бы вода, прополоскать рот и нос, промыть волосы. Омовение необходимо
совершать чистой водой (условия определения чистоты воды также подробно
разработаны в фикхе), а при ее отсутствии или
недоступности чистым песком. В этом случае обтирают песком лицо и руки до
локтей. Состояние ритуальной чистоты нарушается при отправлении естественных
потребностей, кровотечении, «испускании ветров», рвоте. В ситуации большого
осквернения (половой акт, семяизвержение, менструация, роды) необходимо совершить
полное омовение. Полное омовение предписывается также при переходе из неверия
(куфр) в ислам. Основным элементом молитвы
является ракат – цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемый
произнесением установленных молитвенных формул. Молитва может совершаться в
любом ритуально чистом месте. Молящийся обращается лицом
по направлению к Мекке и принимает намерение сотворить данную молитву. После
этого, он стоя читает первую суру Корана (ал-Фатиха) и какую-либо короткую суру
или несколько айатов, затем совершает поясной
поклон, упираясь руками в колени, затем поднимается из поклона со словами: «Да
услышит Бог восхваляющего Его», потом опускается на колени и совершает два
земных поклона, касаясь лбом земли. После каждых двух ракатов
молящийся садится на пятки и произносит приветствия
Богу и Пророку и свидетельство о единобожии. В конце молящийся произносит славословие
Пророку и заканчивает молитвенный ритуал
422
приветствием ангелам, находящимся
справа и слева от него. Коранические суры и молитвенные формулы читаются только на араб, языке. В зависимости от мазха-6а
могут быть те или иные отличия в деталях ритуала. Верующий
обязан в течение дня совершать пять обязательных молитв: 1) в промежуток от
рассвета до восхода Солнца – два раката; 2) сразу после полудня и до наступления предвечернего
времени – четыре раката;
3) по наступлении предвечернего времени (когда тень от предмета становится
вдвое больше его длины, т. е. в последней трети светового дня и до захода
Солнца) – четыре раката;
4) после захода Солнца и до наступления темноты – три раката; 5)
после наступления темноты – четыре раката. Сразу после последней молитвы читается также
дополнительная ночная молитва, состоящая из нечетного количества ракатов (от 1 до 13). В путешествии можно объединять
полуденную и послеполуденную и вечернюю и ночную
молитвы. Нельзя молиться точно в полдень и в моменты захода и восхода Солнца.
Молитва может совершаться как индивидуально, так и коллективно, дома или в
мечети. Коллективная молитва более предпочтительна. При совершении молитвы в
мечети женщины молятся позади мужчин или в специально отведенном для них помещении.
Другим важным И. р. является пост в месяц рамадан,
предписанный Кораном в честь начала ниспослания Мухаммаду
божественного откровения. Пост соблюдается на протяжении всего месяца и заключается
в воздержании от пищи, питья, курения, половой связи и всего, что отвлекает от
благочестия в период от рассвета до захода Солнца. После
захода Солнца эти запреты снимаются, однако рекомендуется не предаваться
излишествам, а проводить время в богоугодных делах – благочестивых размышлениях, молитвах, улаживании
ссор, раздаче милостыни и т. п. От поста освобождаются путники и больные,
которые должны впоследствии возместить пропущенное число дней поста или раздать
за каждый пропущенный день милостыню в количестве, достаточном, чтобы
прокормить одного бедняка в течение дня. Умышленно нарушивший пост без
уважительной причины должен возместить пропущенный день, принести покаяние и
совершить искупление. Кроме общеобязательного поста, существует также добровольный
пост, налагаемый по обету или из благочестия. Третьим важнейшим И. р.
является паломничество в Мекку (хаджж). Хаджж обязателен для любого мусульманина, который обладает
физическими и материальными возможностями для его совершения. Хаджж совершается в двенадцатый месяц (зу-ль-хиджжа)
мусульманского лунного года. Обряды хаджжа связаны с
историей о принесении Авраамом (Ибрахимом) в жертву
своего сына. В отличие от Ветхого Завета, мусульманская традиция считает, что
Аврааму было приказано принести в жертву Исмаила (а
не Исаака) и локализует эти события районом Мекки. Хаджж начинается 7 числа месяца зу-ль-хиджжа.
Перед началом хаджжа паломник должен принять особое
состояние (ихрам), ритуальный смысл которого состоит
в отказе на период паломничества от мирских дел и переходе в состояние,
подобное тому, в котором будут воскрешены люди в Судный день. Необходимо,
находясь в состоянии ритуальной чистоты, облачиться в специальное одеяние из
двух кусков белой непро-шитой материи. Один из них
оборачивают вокруг бедер, другой набрасывают на плечи. Мужчины не должны
покрывать голову, на ноги надевают сандалии. Женщины совершают хаджж в обыкновенной, но максимально простой одежде,
соответствующей шариатским нормам (закрывающей все
тело, кроме лица и кистей рук). Во время паломничества запрещается заниматься
торговлей, иметь интимную связь, проливать кровь, стричься, бриться,
умащиваться благовониями. При принятии ихрама, вступлении
в Мекку и посещении главных святынь хаджжа произносится
особая ритуальная формула (талбийа). После принятия ихрама совершается «малый хаджж»,
включающий в себя семикратный обход Каабы и
бег между холмами Сафа и Марва,
символизирующий метания Агари (Хаджар)
в пустыне в поисках воды. Затем те, кто совершает полное паломничество,
отправляются через долины Мина и Муздалифа к горе
Арафат. Некоторые проводят ночь с 8 на 9 зу-ль-хиджжа
в долине Мина, другие в долине Арафат. Центральный обряд хаджжа
– стояние (ву-куф)
на горе Арафат – начинается в полдень 9 зу-ль-хиджжа и продолжается до захода Солнца. Утром следующего
дня паломники направляются в долину Мина, где бросают камни в последний из трех
столбов, символизирующий Иблиса. В этот же день
начинается праздник жертвоприношения (ид ал-адха, или курбан байрам), к которому и приурочен хаджж.
После заклания жертвенных животных паломники, завершая хаджж
и выходя из ихрама, состригают прядь волос или бреют
голову полностью. Затем отправляются в Мекку для совершения последнего обхода Каабы. Помимо собственно религиозного значения, хаджж играл и играет важную роль как средство
социально-культурного и идейно-политического единения мусульман. В целом, И.
р., всегда сохранявшие свое значение как форма проявления религиозного
благочестия, в современном мире приобретают также важную функцию поддержания
культурно-цивилизационной идентичности мусульман как
на индивидуальном, так и на коллективном уровнях.
И.Л. Алексеев