Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИСЛАМСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ –
теология и философия, получившие развития в рамках мусульманской традиции.
Становление исламской теологии относится к 9-12 вв.
В исламе изначально отсутствовал институт, подобный Вселенским соборам в
христианстве, который бы принимал решения по узаконению религиозных
догматов. Истолкованием догматов веры, формированием общественного
мнения по вопросам религии занимались частные лица – религиозные деятели, авторитет которых
основывался на их познаниях в области религиозных наук. Возможность различного
толкования религиозно-догматических вопросов в исламе обусловливалась также
противоречивостью главных источников мусульманского вероучения – Корана и Сунны.
Специфика ислама такова, что в нем никогда не существовало единого
узаконенного «ортодоксального» учения, что имеет принципиальное значение для
понимания механизма функционирования ислама как идеологической системы. На рубеже 7-8 вв. в мусульманской среде
велись дискуссии по основополагающим вопросам вероучения – об отношении к греху и о мере загробного воздаяния, о природе и атрибутах Бога, свободе
воли, о природе Корана и т. д. Идейные расхождения среди мусульманских теологов
привели к образованию в сер. 8 в. ряда влиятельных религиозно-политических
группировок, каждая из которых претендовала на выражение «истинного правоверия».
В полемике мусульманских богословов особое место занимал спор о предопределении
– божественной детерминированности
происходящих в мире явлений, включая человеческие действия. Сторонники учения
об абсолютном предопределении – джабариты, или джабриты (от араб, джабр
– принуждение), утверждали, что Бог создал
каждого человека вместе с его характером, способностями и будущими поступками,
и поэтому человек не может влиять на свой жизненный путь. В противоположность джабаритам, сложилась школа мыслителей, развивавших тезис о
свободе человека в выборе своих действий и отрицавших божественный произвол.
Пропагандистов этого учения называли кадаритами (от араб, кадар – могущество, власть). По представлениям кадаритов, Аллах, обладающий свободой воли, передал
это качество созданным им людям и сделал человека творцом своих действий и
ответственным за свои грехи. Отсутствие узаконенной догматики в исламе открывало
возможность для обоснования права свободного толкования Корана в части
мировоззренческих вопросов в приемлемом для конкретного теолога или школы духе.
Именно в области данных вопросов священный текст мог толковаться метафорически,
открывая простор для многообразных проявлений свободомыслия в исламе. Оно
берет свое начало с периода проповеЬи Мухаммада, когда пророк ислама воспринимался как
обыкновенный человек, а Коран рассматривался некоторыми современниками как
обычное литературное произведение. Ранней формой свободомыслия в исламе стал
религиозный скептицизм (см. Скептицизме отношении религии). Он был
свойственен религиозно-догматической школе мурджитов
(от араб, ирджа – откладывание, отсрочивание). Исходными
моментами их учения стали отказ от суждения (откладывание суждения) о
действиях человека и тезис о том, что внешнее исповедание веры является достаточным
основанием для того, чтобы считать человека верующим. Религиозный скептицизм нашел
свое логическое завершение у известного теолога Ахмада
ибн ар-Раванди (ум., вероятно,
в нач. 10 в.). На
мусульманском Востоке в эпоху Средневековья высокого расцвета достигли светские
науки, в т. ч. светская
философия (фальсафа), выдвинулась группа мыслителей,
использовавших положения ислама как формальный отправной пункт для философских
рассуждений. Для арабо-мусульманской фальсафы было
характерно представление о религии как о чисто практическом,
политическом искусстве, регулирующем межчеловеческие
отношения и не имеющем отношения к постижению истины. Виднейшими
представителями фальсафы на востоке мусульманского
мира были аль-Кин-ди (кон. 8 в. – между 860 и 879), ар-Рази (865-925 или
419
номической деятельности нормам шариата теоретиками
И. э. рассматриваются традиционные экономические институты, складывавшиеся в
исламском мире на протяжении всей его истории, большая часть которых восходит
к древнейшим аравийским и ближневосточным принципам экономического партнерства.
При этом значительная часть этих институтов ориентирована на регламентацию
сферы распределения и обмена, а не на сферу производства. Необходимость религиозно-правового
регулирования экономической деятельности основывается на кораническом
представлении о том, что полное право собственности на все, что существует в
мире, принадлежит Богу, а человек выступает лишь доверительным
собственником имеющихся в его распоряжении материальных ценностей. Из этого
следует, что приобретение и распоряжение этими средствами и ценностями должны
осуществляться в соответствии с шариатскими
указаниями, направленными на обеспечение божественной справедливости. Вместе с
тем собственность человека, приобретенная законным с т. зр.
шариата путем, не может быть отчуждена, кроме как такими же законными
способами. Ислам позитивно относится к извлечению
торговой прибыли, считая торговлю богоугодным делом, но при заключении торговых
сделок необходимо избегать неоправданных рисков и неопределенности (гарар), понимаемых как результат предумышленного или
случайного сообщения неполной информации одной или нескольким сторонам
контракта, в силу чего данная сторона или стороны не могут адекватно
интерпретировать его цель и/или ожидаемый результат. Наличие гарара автоматически делает контракт недействительным.
Другим важнейшим принципом экономической деятельности, зафиксированным в
Коране (2:275-278; 3:130 и др.) является запрет на использование ссудного
процента (риба). Существование данного запрета уже в
Средние века стимулировало разработку альтернативных принципов взаимного
кредитования и финансового партнерства, среди которых можно особо выделить
следующие. 1. Мушарака (партнерство) – один из основных принципов исламского
регулирования коммерческой деятельности, восходящий к древним формам торгового
партнерства, долевое совместное финансирование. Участники контракта мушарака объединяют свои средства для реализации проекта
или сделки. Прибыль распределяется в заранее согласованном соотношении, а
убытки делятся пропорционально вкладу каждого из участников. 2. Мудараба – доверительное финансирование, также известное в
Аравии уже в доисламский период. Оно представляет
собой контракт, в соответствии с которым владелец избыточных средств доверяет
их лицу (мудариб), непосредственно реализующему
сделку или проект, вкладывая свои усилия и предпринимательские навыки. Доход
от средств, пущенных т. обр. в оборот, распределяется
между участниками контракта в заранее оговоренной пропорции, при этом человек,
доверивший свои средства, не участвует в управлении проектом, хотя убытки
несет исключительно он, а мудариб в этом случае
просто не получает вознаграждения. 3. Мурабаха
(перепродажа) – договор купли-продажи товаров между продавцом и покупателем по
согласованной цене, которая включает в себя прибыль от реализации товара.
Продавец покупает товар от имени покупателя и впоследствии перепродает ему же
по заранее оговоренной повышенной цене. Покупатель выплачивает данную суму
целиком или по частям. Продавец несет все расходы, связанные с реализацией товара,
а также все риски, пока товар не будет доставлен покупателю. 4. Такафуль – система взаимного предоставления гарантии,
основанная на принципах солидарности и взаимопомощи, в рамках которой участники
договора обеспечивают взаимную поддержку друг друга в случае ущерба,
причиненного любому из них (включая прежде всего
денежное возмещение). Такафуль восходит к древнейшим
ближневосточным методам страхования, однако в отличие от обычного страхования
предполагает не только получение страховой компенсации, но и возможность
получения прибыли от использования вложенных в страховой фонд средств
независимо от наступления страхового случая. С т. зр.
исламских экономистов, адаптация современных финансовых институтов к условиям
мусульманского общества необходимым образом должна опираться на эти принципы,
активно использующиеся в деятельности исламских банков и в современных системах
исламского страхования. Вместе с тем экономическая ситуация в большинстве
мусульманских стран, характеризующаяся их сильной зависимостью от развитых
стран Запада и глубокой вовлеченностью в процесс
экономической глобализации и международного разделения труда, исключает не
только тотальное господство, но и простое преобладание исламских финансовых институтов
в экономической жизни исламского мира. (См. также: Религия и экономика; Экономическая деятельность
религиозных организаций.)
И.Л. Алексеев