Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИСЛАМСКАЯ
МОРАЛЬ – мораль, основанная на этических положениях Корана
и Сунны, а также этико-правовых
выводах, сделанных специалистами в области мусульманского права на основе этих
источников, а так-
417
же местных традиций (адат), не
противоречащих основным положениям ислама. Базовые принципы И. м. вытекают
из распространения основных положений исламского вероучения на внутренний мир
человека и его социальное поведение. Понятие морали (хулк,
ах-лак) тесно связано с понятием благочестия (таква) и является составной частью религиозного закона (шариата)
в широком смысле слова. В связи с этим многие нормы И. м. имеют правовое
значение. Тесная увязка морали и права в исламском религиозном сознании
придает, с одной стороны, моральный и личностный характер правовым нормам,
делая их соблюдение критерием личного благочестия и благонравия, с другой – характер религиозно-правового императива
нормам индивидуальной и коллективной морали, что обеспечивает их устойчивое
сохранение и воспроизведение в рамках исламской культурной традиции.
Религиозный характер И. м. делает ее базовыми категориями понятия греха (айб, джунах/гюнах) и благодеяния
(амал са-лиха). Наибольшим
грехом, который не может быть прощен Богом, согласно Корану, является
неверие (куфр) и многобожие (ширк),
выводящее человека за рамки И. м. При сохранении веры в единого Бога
меньшие грехи могут быть прощены Всевышним при условии покаяния (тауба) и отказа от их совершения в дальнейшем. Наилучшим из
благодеяний является соблюдение того, что предписано Богом, поощрение других к
соблюдению этого, воздержание и удержание других от
запретного и порицаемого. Важнейшим элементом индивидуальной И. м. является
упование на Бога (таваккул) и терпение (сабр), что тесно связано с догматом о предопределении (такдир) и представлении о невозможности избежать своей судьбы.
Вместе с тем сабр шире пассивного терпения и
подразумевает, скорее, стойкость в перенесении житейских невзгод, не
исключающую попыток их активного преодоления. К большим грехам, требующим
покаяния, относятся убийство, воровство, пьянство, прелюбодеяние, отказ от
совершения молитвы и соблюдения поста и т. п. Статус человека,
совершившего большой грех, был предметом богословских дискуссий в 8-11 вв., оказавших решающее влияние на выработку исламской
этико-правовой доктрины. Так, хариджиты считали
такого человека вышедшим за рамки ислама (кафир), мурджииты утверждали, что совершивший большой грех остается тем не менее верующим, мутазилиты
полагали, что он занимает промежуточную позицию между верой и неверием. В
конечном итоге возобладала компромиссная позиция, заключающаяся в том, что совершивший
большой грех является грешником, но не неверующим, однако его вера является слабой
и может в принципе сократиться до нуля; чтобы этого не произошло, человек, желающий
остаться верующим, должен укреплять свою веру благими делами. Важнейшей
добродетелью с т. зр. И. м.
является соблюдение религиозных предписаний в области поклонения Богу, выраженных прежде всего в «пяти столпах ислама» (единобожие,
молитва, пост, закят, хаджж),
и взаимоотношений с другими людьми. Важнейшим принципом общественной И. м.
является представление о братстве всех мусульман независимо от происхождения,
социального статуса и т. д. Из этого следует отрицание расовой, этнической и
кастовой дискриминации, необходимость оказания помощи и непричинения вреда
мусульманам и немусульманам, не находящимся с мусульманами
в состоянии вражды. Ислам категорически запрещает лишение
человека жизни, в т. ч. и по религиозным мотивам, за исключением регламентированного
правовым образом наказания за преступление, в целях защиты собственной жизни и
безопасности своей семьи или в случае объявленной войны. Важной
морально-этической ценностью в исламе является семья. Начиная с самого раннего
этапа исламской истории, разрыв родственных связей считался крайне порицаемым
и небогоугодным деянием и допускался только в
безвыходных ситуациях, когда инициатива этого разрыва исходила не от мусульман.
В случае конфликтов между различными семейно-родственными группами И. м. в
принципе допускает кровную месть как крайнее средство, однако наилучшим
решением считается примирение. Почтение к родителям и вообще к старшим
рассматривается как важное проявление благочестия. Моральная ценность семьи
обусловила высокое значение института брака. Брак считается религиозной
обязанностью или по крайней мере очень желательным и
поощряемым действием взрослого мусульманина. Ислам в принципе допускает полигамию,
однако ограничивает возможное количество жен одного мужчины четырьмя при
условии их абсолютного равноправия между собой и одинакового отношения к ним
со стороны мужа. Вопреки распространенному представлению на всех этапах
исламской истории полигамия была относительно редким явлением, многие
современные богословы делают вывод о моральной желательности моногамии на
основании крайней затруднительности одинакового отношения
со стороны мужа к нескольким женам. И. м. постулирует
различие биологической и социальной роли мужчины и женщины и, исходя из этого,
санкционирует половую сегрегацию, в которой западные исследователи нередко
усматривают неравноправие женщин. С т. зр. самой И.
м., элементы половой сегрегации рассматриваются как средства защиты их личной
неприкосновенности, а также имущественного и семейного стату-
418
са от незаконных посягательств. В контексте
семейной и общественной морали тяжким преступлением считается прелюбодеяние (зина) под которым понимаются добрачные и внебрачные половые
связи. Интерпретация прелюбодеяния как юридического преступления против
неприкосновенности семьи и личности обусловила моральную оправданность
общественных мер, направленных на предупреждение возникновения условий для его
совершения, включая жесткую регламентацию одежды и социального поведения
женщин. Патриархальный характер традиционных мусульманских обществ также
способствовал и способствует некоторому ограничению социальной активности женщин,
однако ислам возлагает на мужчину как на главу семьи моральную обязанность
обеспечивать ее экономическое благополучие. В целом, как и исламское право,
И. м., будучи универсальной и обращенной ко всему человечеству, не является
тоталитарной и имеет механизмы адаптации конкретных этнических и региональных
моральных норм и обычаев к общеисламскому контексту.
Это обусловливает сосуществование универсальных принципов И. м. и различных
исторически и социально обусловленных конкретных морально-этических
представлений.
И.Л. Алексеев