Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ –
самостоятельный раздел востоковедения, занимающийся комплексным изучением
истории ислама, источников его вероучения, влияния ислама на социальную
эволюцию мусульманского мира, его историческое развитие и современное состояние.
Начало формирования И. относится к сер. 19 в. Развитие
европейского (в т. ч. российского) И. находилось, с одной стороны, в связи с
общим развитием наук о человеке, культуре и обществе (прежде всего истории и
филологии), с другой – в тесной связи с
политическими и экономическими интересами европейских держав на мусульманском
Востоке. Создание методологии собственно научного И. непосредственно
связано с разработкой общих принципов и методов исторического исследования и
применения этих методов, в частности, к исследованию арабо-мусульманского материала.
Первоначально И. развивалось как дисциплина, ориентированная
прежде всего на историко-филологическое изучение памятников письменности ислама.
В тесной связи с этим находилось также теоретическое изучение восточных языков
(прежде всего, араб.). Определяющее влияние на раннем этапе развития научного
И. (1850-1870-е гг.) оказали работы Г. Вейля, А. Шпренгера, Р. Дози, А. Кремера. Основной заслугой этих авторов, создавших
классические труды по политической и культурной истории халифата, проблемам
возникновения ислама и биографии Мухаммада,
была подробная разработка и введение в научный оборот широкого источникового материала. Именно ими были предприняты
попытки построения научной теории исторического развития ислама и мусульманского
мира на основе обобщения эмпирического материала. Кон. 19 – нач. 20 в.,
составивший целую эпоху в развитии научного И., отмечен
прежде всего деятельностью таких исследователей, как И. Гольдциер
и X. Снук-Хюргронье.
ТруДами этих ученых была сформулирована
принципиально новая теория происхождения хадисов
– второго после Корана источника
мусульманского вероучения. Эта теория оказала решающее влияние
на дальнейшее развитие И. Если для предшествующих поколений исламоведов ислам выглядел религией, сформировавшейся
«при полном свете истории», то X. Снук-Хюргронье высказал, а И. Гольдциер независимо от него попытался обосновать гипотезу
о том, что большая часть хадисов (предания о
поступках и высказываниях Мухаммада) не относится
непосредственно к периоду его жизни, а была сформирована в течение первых двух
веков исламской истории. Этот гиперкритический
подход долгое время выглядел аксиомой в глазах большинства исследователей, хотя
впоследствии подвергся некоторому пересмотру. После Гольдциера
огромный вклад в дальнейшее критическое
416
изучение исламских источников внесли Ю.
Велъгаузен, А. Ламменс,
Л. Каэтани и др. В 1950-1970-е гг. одной из значимых
новаций в мировом И. стал рост интереса к суфизму. Значительным вкладом
в изучение этого феномена исламской религиозной жизни стали работы А. Корбена, Л. Массиньона, Дж.С. Тримингэма
и др. В развитии И. в этот период наметились также тенденция выхода за рамки
традиционного историко-филологического анализа текстов и рост интереса к социологическим
подходам и междисциплинарным исследованиям. В дореволюционной России исследование
ислама находилось в тесной связи как с внешнеполитическими
интересами государства, так и с потребностями управления мусульманским
населением Российской империи. В перв. пол. 19 в.
основным центром изучения исламского мира был Казанский ун-т.
Развитие специальных исламоведческих исследований в
этот период связано прежде всего с именем мирзы А.К. Казембека. После перевода в 1850-х гг. восточного разряда
(отделения) из Казани в Петербург в отечественном И. начали складываться два
самостоятельных научно-политических направления: миссионерское
(с центром в Казани на базе «противомусульманского миссионерского
отделения» Казанской духовной академии) и академическое (с центром в
Петербурге). Исследования казанской миссионерской школы, представленные работами
таких авторов, как Г.С. Саблуков, Н.И. Ильмин-ский, М. А. Машанов, Е.А. Малов, Н.П. Остроумов и др.,
отличались ярко выраженной религиозной ангажированностью
и были ориентированы в первую очередь на полемику с исламом как религией.
Вместе с тем эти работы внесли определенный вклад в накопление фактических
знаний об исламе в русской науке. Г.С. Саблуковым был
выполнен первый русский перевод Корана непосредственно с языка
оригинала, по сей день остающийся одним из лучших переводов Священной книги
мусульман на рус. язык. Кроме
того, работы казанских миссионеров внесли заметный вклад в изучение ислама на
территории Российской империи. В то же время на базе Петербургского ун-та и Азиатского музея, а также частично Московского ун-та во вт. пол.
19 – нач. 20
в. сформировалась академическая школа И., представители которой стремились в
своих исследованиях быть свободными от каких-либо религиозных влияний. Одной
из наиболее значимых фигур этого направления был академик В.В. Бартолъд, заложивший методологические основы русского
научного И., вышедшего благодаря его трудам на международный уровень. Серьезный вклад в развитие отечественного и мирового И. в этот
период внесли также работы В.Ф. Гиргаса, В.Р. Розена, А.Е. Крымского, В.А. Гордлевского,
В. А. Жуковского, А.А. Семенова, А.Э. Шмидта и др. Большое значение для
ознакомления русского образованного читателя с историей и культурой ислама и
формирования объективных научных представлений о нем имел издававшийся в 1912
под редакцией В.В. Бартольда журнал «Мир ислама».
Теоретические подходы, выработанные классическим русским И., сохраняли господствующее
положение вплоть до 1930-х гг., когда в силу идеологических причин был выведен
на первый план т. наз. «вульгарно-социологический подход»,
тесно связанный с воинствующим атеизмом. В советский период, несмотря на
жесткую увязку проблем изучения религии, в т. ч. ислама, с задачами атеистической пропаганды, академическая
традиция И. все же не была полностью уничтожена. Значительный
вклад в возрождение отечественного научного И. в послевоенный период был
внесен И.П. Петрушевским, чей курс лекций по исламу
(«Ислам в Иране в 7-15 вв.»), впервые изданный в
1966, долгое время оставался одним из лучших отечественных пособий по И. Значительное
влияние на развитие отечественного И. оказал изданный в 1963 перевод Корана,
выполненный академиком И.Ю. Крачковским.
Специфика перевода Крачковского состояла в отказе от
использования традиционных мусульманских комментариев и установке на передачу
текста Корана, исходя из словоупотребления самого источника. Несмотря на то,
что перевод Крачковского, который он не успел
закончить, не предназначался для публикации и был издан как архивный материал
ученого, в советском И. он был признан эталонным и на
рубеже 1980-1990-х гг. издавался большими тиражами. В 1990-е гг. были
предприняты попытки создать альтернативные переводы Священной книги мусульман
(М.-Н.О. Османов, Т.А. Шумовский, В. Порохова), однако эти переводы не получили полного признания.
Изучение проблем истории и современного состояния ислама в СССР резко
активизировалось после иранской революции 1979, когда был инициирован ряд
централизованных программ исследований в области И. В 1980-е гг. резко возросло
количество отечественных работ, посвященных анализу мусульманских
общественно-политических движений и роли ислама в жизни современного Востока.
В 1990-е гг. была предпринята попытка преодолеть «зарубежную ориентацию» российского И., благодаря чему появился целый ряд работ,
посвященных исламу в России и на постсоветском пространстве.
И.Л. Алексеев