Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006.
–1256 с.
ИСЛАМ В РОССИИ – ислам
является одной из традиционных религий
на территории России. Наиболее ранние контакты и связи народов бывшей Российской
империи с исламским миром могут быть датированы 7-8 вв.
В сер. 7 в. первые арабские
завоеватели проникают на территорию Закавказья и Средней Азии. К нач. 8 в. границы территорий, вошедших в состав халифата,
проходили на Кавказе по Главному Кавказскому хребту (до Дербента). В
Средней Азии в состав мусульманских владений входили Мавераннахр
(территория к северу от Амударьи), Хорезм, Фергана. В результате завоеваний было
сформировано целостное социально-политическое пространство, на котором проходили
интенсивные процессы культурно-цивилизационного взаимодействия, главным
результатом которых стало широкое распространение ислама на этих территориях
при сохранении значительного количества автохтонных до-исламских религиозных
традиций. Процесс исламизации сопровождался также известной арабизацией местного
населения. С другой стороны, арабы, переселившиеся на эти территории,
постепенно сами ассимилировались местным населением. Фактический распад халифата
как централизованной системы политической власти в 9 в. привел к
прекращению широкой военной экспансии, однако распространение ислама к северу
от завоеванных территорий происходило в связи с расширением торговых и
хозяйственных связей между Ближним и Средним Востоком и регионами центральной
Евразии, в т. ч. Русью. Первыми мусульманами, с которыми
встретились жители Руси, были, по-видимому, хазары, исповедывавшие
ислам наряду с иудаизмом, христианством и языческими верованиями (см. Язычество).
Официальное принятие ислама в Волжско-Камской Булгарии
датируется 922, когда ко двору булгарского хана Алмуша прибыло посольство багдадского халифа аль-Муктадира, в составе которого находился Ахмад ибн Фадлан,
оставивший описание своего путешествия. Наиболее
сложным и неоднозначным для русско-мусульманских взаимоотношений был период монголо-татарского
ига и Золотой Орды. Под властью монголов оказались не только русские, но и
проживавшие в Поволжье мусульмане-булгары. В 1245
монгольский хан Берке принимает ислам, ас 1312 при
хане Узбеке ислам становится государственной религией Золотой Орды. При
этом Русь, находившаяся в вассальном подчинении у монголо-татар,
сохранила религиозную и культурную самостоятельность. Борьба Руси с
владычеством Золотой Орды не носила религиозного характера и определялась
прежде всего политическими интересами. Отношения Российского государства с
мусульманами, вошедшими в русское подданство в 16-17 вв.,
развивались неоднозначно. С одной стороны, ислам и его религиозные учреждения
в России никогда не были официально запрещены, однако переход в православие
не только всячески приветствовался, но и признавался делом государственной
важности. Начиная с 14 в. десятки выходцев
414
из татаро-монгольской знати активно
поступали на русскую службу, получая после принятия православия все права,
присущие родам русской аристократии. В составе русского дворянства прослеживается
несколько сот фамилий тюркского происхождения – Юсуповы, Тенишевы, Урусовы и многие
другие, представители которых сыграли выдающуюся роль в политической, военной
и культурной истории России. Значительная часть тюрко-татарской знати служили
России, сохраняя мусульманское вероисповедание. В этом случае ее
представителям разрешалось владеть родовыми землями, выплачивалось жалованье,
но не разрешалось владеть православными крестьянами. Распространение ислама на
Сев. Кавказе проходило несколько позже, чем в других
регионах, вошедших впоследствии в состав Российской империи. До 15 в. сколько-нибудь
заметный уровень исламизации населения можно отметить
лишь в Дагестане. В 16 в. благодаря мусульманским проповедникам
из Дагестана ислам проникает в Чечню, а позднее в Ингушетию. В 15-17 вв. в результате военной экспансии Османской империи и
Крымского ханства были частично исламизированы народы
Черноморского побережья Кавказа. Позднее ислам распространяется среди
адыгейских народов. В 17-19 вв. ислам проникает к
осетинам, карачаевцам и балкарцам. Значительную роль
в распространении ислама на территории, вошедшей впоследствии в состав России,
сыграли суфийские братства (см. Суфизм): Накшбандийа и кадирийа на
Кавказе, накшбан-дийа и йасавийа,
а также на более раннем этапе кубра-вийа в Средней
Азии, Казахстане и Поволжье. В 18 в. политика Российского государства по отношению
к исламу и мусульманам была не вполне последовательной. В целом
законодательство первых русских императоров и императриц сдерживало распространение
влияния ислама. Ограничивалось строительство новых мечетей, всячески поощрялись
переход мусульман в православие и миссионерская деятельность среди мусульман
православного духовенства, а попытки возврата из православия в ислам жестко
пресекались. Политика веротерпимости начала проводиться в России в
царствование Екатерины Великой, что стимулировалось внешнеполитическими
событиями того времени – первым
разделом Польши и Русско-турецкой войной 1768-1774. После присоединения к
Российскому государству Крыма и Кубани Екатерина II в своем манифесте 8 апр. 1783 пообещала
мусульманам Тавриды «охранять и защищать их лица, храмы и природную веру, коей
свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно».
Признание религиозной автономии мусульман сопровождалось все более усиливавшимся
стремлением к интеграции мусульманской общины, прежде всего ее социальной и
духовной элиты, в систему государственного устройства империи. Ускорился процесс включения мусульман в различные сословия и сословные
группы с распространением на них соответствующих прав и обязанностей.
Ключевым моментом этого процесса было создание в 1788 Оренбургского
магометанского духовного собрания. В 1810 на правах особого министерства было
учреждено Управление делами иноверцев, в ведении которого находились все
вопросы религиозной жизни иноверцев, за исключением судопроизводства. В 1832
Управление делами иноверцев было преобразовано в Департамент духовных дел
иностранных исповеданий и включено в структуру Министерства внутренних дел, где
оно находилось вплоть до 1917. Во время правления Николая I последовал ряд законодательных решений,
касающихся положения мусульман в России. В 1831 произошло фактическое образование
Таврического магометанского духовного правления, юрисдикция
которого распространялась на западные районы Российской империи. Был подготовлен
принятый в самом начале правления императора Александра II первый «Устав духовных дел иностранных
исповеданий» (1857), специальный раздел которого был
посвящен мусульманам. Вовлечение российских мусульман в революционные события нач. 20 в. привело к созданию ряда политических партий, так
или иначе использовавших в своей деятельности исламские лозунги. Накануне
революции 1917 в Российской империи проживало ок. 20 млн мусульман. Большинство из них
было суннитами (см. Сунниты),
лишь на территории современного Азербайджана преобладали шииты (см. Шииты).
По оценке Департамента духовных дел иностранных исповеданий, к 1 янв. 1912
в империи на официальном учете состоял 24 321 мусульманский приход с 26 279
богослужебными зданиями (соборными мечетями, летними и зимними мечетями и
молитвенными домами и т. д). По этой же оценке, в стране было официально
признано наличие 45 339 мусульманских духовных лиц. В первые годы после Октябрьской
революции 1917 предпринимались попытки достижения компромисса между советской
властью и исламом. Так, в 1920-е гг. на Кавказе и в Средней Азии наряду с государственными сохранялись шариатские
и адатные (обычно-правовые) суды, некоторые
представители мусульманской интеллигенции выдвигали проекты адаптации марксизма
к реалиям мусульманского общества (М. Султан-Галиев
и концепция «мусульманского коммунизма»). Однако большая часть
исламских религиозных деятелей в конечном итоге перешла в оппозицию к
советской власти, что в кон. 1920-х гг. вызвало к жизни басмаческое движение.
415
В период Великой Отечественной войны намечается определенная либерализация в религиозной политике
советской власти, в т. ч. и по отношению к исламу. В
результате этих процессов в послевоенный период сформировалась структура
управления религиозными делами мусульман, сохранявшаяся вплоть до начала
1990-х гг. и включавшая четыре Духовных управления мусульман Средней Азии и
Казахстана с резиденцией в Ташкенте, европейской части СССР и Сибири с резиденцией
в Уфе, Сев. Кавказа с резиденцией в Махачкале и Закавказья с резиденцией в Махачкале.
Из них первые три, суннитские, возглавлялись
муфтиями, а последнее, шиитское, шейх-уль-ис-ламом.
Вместе с тем значительное влияние сохраняли неофициальные религиозные деятели
(т. наз. «вне-мечетный
ислам»), многие из которых были наставниками и членами суфийских
братств (тарикат). На
рубеже 1970-1980-х гг. в рамках «внемечетного ислама»
возникают диссидентские фундаменталистские группы (см. Фундаментализм
религиозный) различной ориентации. Распад СССР повлек за собой и разложение
системы Духовных управлений мусульман. Из каждого Духовного управления
выделилось по несколько самостоятельных муфтиятов,
только Духовное управление мусульман Закавказья (ныне Кавказа) сохранило
видимое единство. В этой ситуации резко повысилась роль «внемечетного
ислама», как традиционалистского, так и фундаменталистского
крыла. В 1990 на базе неформальных фундаменталистских групп
была создана Всесоюзная исламская партия возрождения, также распавшаяся на
несколько региональных партий, многие из которых принимают активное участие в
современных территориальных и политических конфликтах на постсоветском
пространстве. С 1990-х гг. наблюдается заметная
радикализация фундаменталистских движений и распространение экстремистских религиозно-политических
идей в России и на постсоветском пространстве. После распада Духовного
управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) и Духовного
управления мусульман Сев. Кавказа на территории Российской Федерации
образовалось несколько десятков самостоятельных Духовных управлений мусульман
(муфтиятов). Большая часть их объединена в две конкурирующие
между собой структуры – Центральное
духовное управление мусульман (с центром в Уфе), считающее себя идейным и
юридическим преемником Оренбургского магометанского собрания и ДУМЕС, и Совет
муфтиев России с центром в Москве. Также действует Координационный центр
мусульман Сев. Кавказа. (См. также: Ислам.)
ИЛ. Алексеев