Религиоведение / Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

НАМАЗ (перс., тур.молитва; араб, синоним — са­лат) — в исламе — обязательная молитва, совершаемая пять раз в день в установленные временные проме­жутки. Обязательность молитвы установлена Кораном, однако характер самого молитвенного ритуала и время его исполнения регламентируется в хадисах. Для со­вершения молитвы необходимо находиться в состо­янии ритуальной чистоты, которое достигается совер­шением частичного или полного омовения. Для совершения омовения, равно как и молитвы, необхо­димо намерение, понимаемое как сознательная готов­ность совершить данное ритуальное действие. Совер­шающий омовение должен вымыть лицо, руки до лок­тей, протереть голову влажными руками и вымыть ноги до щиколоток. При совершении полного омовения необходимо также омыть все тело т. обр., чтобы не ос­талось ни одной его части, по которой не протекла бы вода, прополоскать рот и нос, промыть волосы. Омове­ние необходимо совершать чистой водой (условия определения чистоты воды также подробно разрабо­таны в фикхе), а при ее отсутствии или недоступнос­ти — чистым песком. В этом случае обтирают песком лицо и руки до локтей. Состояние ритуальной чистоты нарушается при отправлении естественных потребно­стей, кровотечении, испускании ветров, рвоте. В ситуа­ции большого осквернения (половой акт, семяизвер­жение, менструация, роды) необходимо совершить полное омовение. Полное омовение предписывается также при переходе из неверия в ислам. Основным эле­ментом молитвы является ракат — цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемый произнесением ус­тановленных молитвенных формул. Молитва может совершаться в любом ритуально чистом месте. Моля­щийся обращается лицом по направлению к Мекке и совершает намерение сотворить данную молитву. Пос­ле этого, он стоя читает первую суру Корана (аль-Фати- ха) и какую-либо короткую суру или несколько айатов, затем совершает поясной поклон, упираясь руками в колени, после чего поднимается из поклона со слова­ми «Да услышит Бог восхваляющего Его», затем опус­кается на колени и совершает два земных поклона, ка­саясь лбом земли. После каждых двух ракатов моля­щийся садится на пятки и произносит приветствия Богу и Пророку и свидетельство о единобожии. В конце молящийся произносит славословие Пророку и закан­чивает молитвенный ритуал приветствием ангелам, на­ходящимся справа и слева от него. Коранические суры и молитвенные формулы читаются исключительно на араб, языке. В зависимости от мазхаба могут быть те или иные отличия в деталях ритуала. Верующий обя­зан совершать пять обязательных молитв в день: в про­межуток от рассвета до восхода Солнца — два раката; сразу после полудня и до наступления предвечернего времени — четыре раката; по наступлении предвечер­него времени (когда тень от предмета становится вдвое больше его длины, т. е. в последней трети светового дня) и до захода Солнца — четыре раката; после захода Солнца и до наступления темноты — три раката; и по наступлении темноты — четыре раката. Сразу после последней молитвы читается также дополнительная ночная молитва, состоящая из нечетного количества ракатов (от 1 до 13). В путешествии можно объединять полуденную и послеполуденную, а также вечернюю и ночную молитвы. Нельзя молиться точно в полдень и в моменты захода и восхода Солнца. Молитва может совершаться как индивидуально, так и коллективно, дома или в мечети. Коллективная молитва более пред­почтительна. При совершении молитвы в мечети жен­щины молятся позади мужчин или в специально отве­денном помещении. Обязательные молитвы, соверша­емые в темное время суток, мужчинам рекомендуется читать вслух, дневные же молитвы — про себя. В начале времени каждого Н. в мечети производится призыв к молитве (азан), который осуществляет специальный служитель (муаззин). Как правило, азан производится с минарета — специальной башни, пристроенной к мечети, и в современных условиях усиливается радио- аппартурой, а зачастую реальный голос муаззина заме­няется магнитофонной записью. Непосредственно пе­ред молитвой, уже внутри мечети производится вто­рой призыв, возвещающий о начале совершения Н. Коллективной молитвой, совершаемой в мечети или в другом месте, руководит имам (букв.стоящий впе­реди). Остальные молящиеся выстраиваются за ним плотными рядами и повторяют совершаемые им мо­литвенные действия. В принципе имамом может быть любой совершеннолетний физически и душевно здо­ровый мусульманин, умеющий правильно совершить Н. Как правило, эта почетная обязанность возлагается на наиболее уважаемого в силу возраста или знаний человека в общине. В постоянно действующих мече­тях обязанности имама выполняют специальные слу­жители, в идеале имеющие специальное религиозное образование. По пятницам вместо полуденной молит­вы совершается специальная коллективная пятничная молитва в мечети, обязательная для всех совершенно­летних мужчин-мусульман. Пятничной молитве пред­посылается проповедь (хутба), которую читает имам-хатиб, имеющий богословское образование. В дни главных исламских праздников (курбан-байрам), (ураза-байрам) также производятся особые Н., порядок со­вершения которых несколько отличается от обычно­го. Во время поста (саум, ураза) в месяц рамадан после ночного Н. совершаются особо длительные молитвен­ные бдения (от 8 до 20 ракатов), прерываемые паузами для произнесения специальных славословий Богу. После совершения каждого Н. рекомендуется произ­носить специальные формулы поминания Бога и воз­носить личные молитвы.

ИЛ. Алексеев